Тайная жизнь молока и покрышек

Экономика и финансы
ОБЕЛЕНИЕ РЫНКОВ
«Эксперт» №1-3 (1103) 24 декабря 2018
Всеобщая маркировка, инициированная Минпромторгом и «Ростехом», призвана убить контрафакт, но заодно можно серьезно взвинтить цены и выдавить из торговли малый бизнес
Тайная жизнь молока и покрышек

«Вы слишком поздно интересуетесь этой проблемой!» — негодует Людмила Маницкая, директор Молочного союза России. Речь идет об электронной маркировке, которая с 2020 года ждет молочную продукцию: каждую бутылку молока будут снабжать цифровой меткой, по аналогии с чипированием шуб. С 2019 года в силу вступит закон о создании в России информационной системы мониторинга движения товаров от производителя до конечного потребителя с использованием контрольных (идентификационных) знаков — КИЗ. Решать, кто и когда должен внедрить маркировку, будет правительство — оно в этом году уже утвердило модель функционирования системы маркировки товаров. Система получила название «Честный знак». В перспективе до 2024 года КИЗ должны быть оснащены вообще все товары. Пока на систему маркировки перешли шубы, в 2019 году это ждет табак, а также одежду, обувь, шины, духи и еще целый ряд товаров. Очередь молочных продуктов и лекарств придет в 2020 году, но молочная отрасль последовательно выступает против этой идеи, предлагая остановиться на системе электронной ветеринарной сертификации. «От КИЗ бизнес не получит никакой выгоды — только нагрузку на собственный бюджет, сложность стыковки двух систем (КИЗ и электронной ветеринарной сертификации, ЭВС), возможное удорожание единицы продукции», — перечисляет глава Молочного союза.

И, судя по всему, такие же риски могут реализоваться при внедрении КИЗ на других товарных рынках.

Решающий бой с контрафактом

Идея маркировки (чипирования) проста: повесить специальную метку на всю «белую» продукцию и сделать так, чтобы проводить через кассу можно было только ее. Тогда торговля контрафактом — ввезенным или произведенным в России — станет в принципе невозможна.

Если не брать подакцизный алкоголь, рынок которого устроен по своим законам, то первый опыт тотальной маркировки был получен на шубах. С декабря 2016 года все они должны были быть оснащены чипом (он же КИЗ, он же марка). Чип присваивает каждой единице товара уникальный номер. Каждый покупатель может вбить номер КИЗ на сайте налоговой и узнать вид меха, страну изготовления шубы и т. д. — или узнать то же самое, считав QR-код своим смартфоном. Естественно, отследить метки могут и таможенники, и налоговая. Налоговая служба под маркировку создает свою систему прослеживаемости товаров «Торг-2». Ее запуск запланирован на 2019 год. Эта система свяжет систему УПД (универсального передаточного документа), счета-фактуры, транспортные накладные, документы на ввезенный и вывезенный товар.

В пресс-службе Минпромторга (ведомство координирует создание системы маркировки) «Эксперту» пояснили, что инициатором введения маркировки зачастую является сам бизнес, а введению обязательной маркировки всегда предшествует добровольный эксперимент, в ходе которого участники рынка смогут настроить собственные технические и бизнес-процессы, подготовиться к введению новых правил игры и принять участие в их формировании. «В настоящее время реализуются добровольные эксперименты по маркировке табачной продукци