Нас накрывает генетический шторм

Наука и технологии
ГЕНОМНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
«Эксперт» №4 (1104) 21 января 2019
В мире стремительно формируется отрасль генного редактирования, и мы уже стоим на пороге распространения практики генетического «улучшения» человека. В этой новой технологической гонке, которая определит образ мира будущего, Россия сегодня на вторых ролях, и наше отставание нарастает. Шансы войти в число лидеров нового технологического уклада у нас пока сохраняются, но это требует экстраординарных и немедленных усилий
Нас накрывает генетический шторм

Человек не может изменять мир, не изменяя самого себя. Можно делать первые шаги на каком-то пути и прикидываться, будто не знаешь, куда он ведет. Но это не наилучшая из мыслимых стратегий.

Станислав Лем. «Сумма технологии» (1963)

В историю человечества 2018-й войдет как год, в котором родились первые генетически отредактированные дети. У девочек-близнецов при помощи технологии CRISPR/Cas9 ученые Южного научно-технологического университета (Шеньчжэнь, КНР) удалили ген CCR5, что сделало их невосприимчивыми к ВИЧ-инфекции.

Реакция в мире, включая научное сообщество, оказалась бурной и преимущественно негативной. Правительство КНР даже временно запретило любые исследования, связанные с редактированием генома человека. Однако остановить развитие технологии генного редактирования (CRISPR или какой-либо иной) и применение ее в отношении человека невозможно. Вопрос лишь в оформлении этого процесса и в том, кто окажется лидером новой технологической гонки.

Откуда такая уверенность?

Технология CRISPR, новый и чрезвычайно простой метод редактирования генов, позволяющий ученым вырезать нежелательные фрагменты ДНК с хирургической точностью, появилась в 2013 году (речь идет о редактировании эукариотов, то есть живых организмов, чьи клетки имеют ядро).

Уже в 2015 году был впервые отредактировал геном эмбриона человека. С тех пор опыты по генному редактированию человеческих эмбрионов проводились в США, КНР, Великобритании и России.

В 2017 году в Калифорнии была проведена первая операция по редактированию генома взрослого человека.

Летом 2018 года Британский совет по биоэтике признал генетическую модификацию младенцев приемлемой, сделав оговорку, что она «может быть этически приемлемой, только если будет проводиться в соответствии с принципами социальной справедливости и солидарности». А на парламентских слушаниях в Великобритании представители научного сообщества заявили, что в случае либерализации законодательства по редактированию человеческого генома в течение двадцати лет подобные услуги могут стать не то что значительной, но даже первой статьей дохода государства.

И вот осенью 2018 года в КНР родились первые генетически отредактированные, «улучшенные» дети…

Скорость, с которой человечество приступило к генетическим экспериментам над самим собой, лишь только появилась первая возможность, поразительна. В принципе, она однозначно указывает, что человек не остановится и начнет изменять себя.

Мы стоим на пороге перехода человечества в режим автоэволюции — этот термин ввел знаменитый польский писатель-фантаст Станислав Лем в своей книге «Сумма технологии», цитата из которой вынесена в эпиграф к этой статье. Автоэволюция — это эволюция, которая протекает не по исходным природным законам, а направляется сознательно самим объектом эволюции, то есть человечеством.

Технологии генного редактирования уже не остановить. Собственно, это доказывает сам пример с китайским экспериментом. Он был проведен далеко не в ведущей китайской лаборатории и, судя по реакции правите

Технология генного редактирования вошла в фазу экспоненциального роста

1987 год. Японец Ёсидзуми Исино обнаружил неизвестную ранее структуру в геноме прокариотов: цепочки повторяющихся структур ДНК, разделенных уникальными участками — спейсерами.

1993 год. Испанец Франсиско Мохика с коллегами обнаружил аналогичные последовательности у совершенно разных доядерных простейших. Явление получило название Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats (группы регулярных разделенных коротких палиндромных повторов; CRISPR).

2002 год. Описаны связанные с CRISPR белки (Сas).

2005 год. Мохика и его коллеги сделали вывод, что комплекс CRISPR/Cas — это иммунная система прокариот (доядерных клеток). Спейсеры — образцы ДНК вирусов, которые встречала клетка. CRISPR/Cas проверяет каждую новую ДНК, сличая ее с «картотекой» спейсеров. Если обнаруживается вирусный кусок, CRISPR «вырезает» его, а Cas-белки разлагает. Возникла идея использовать CRISPR/Cas для генного редактирования.

2013 год. Исследования нескольких групп ученых показали, что искусственные системы CRISPR/Cas могут работать в клетках не только прокариотов, но и эукариотов (организмов, чьи клетки имеют ядро).

2015 год. При помощи технологии CRISPR/Cas9 впервые отредактирован геном эмбриона человека.

2017 год. Проведена первая операция по редактированию генома взрослого человека.

2018 год. Родились первые генетически отредактированные дети.