Абсолютно доступное метро

Специальный проект
РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО МЕТРО
«Эксперт» №7 (1107) 11 февраля 2019
Москва переживает настоящий бум метростроения. Весь проект должен завершиться только к 2023 году. Цель — добиться того, чтобы для 95% москвичей метро оказалось в шаговой доступности
Абсолютно доступное метро

Метро — основной общественный транспорт Москвы, без его дальнейшего строительства трудно представить себе развитие 12,6-миллионного мегаполиса. Столичная подземка — самый быстрый, удобный и безопасный вид транспорта, к тому же самый популярный. Согласно опросам ВЦИОМ, метро в Москве чаще, чем другими видами транспорта, пользуются 76% горожан. Это самый высокий показатель среди мегаполисов мира. Москвичи предпочитают метро остальным видам транспорта в большей степени, чем, скажем, парижане, лондонцы, берлинцы, где им пользуется от 50 до 60% населения. «Метро в карте спроса по видам транспорта безальтернативно на первом месте. Чаще других метрополитеном пользуются три категории граждан: 87 процентов — самые молодые москвичи (18–24 года), 80 процентов — средний возраст (35–44 года), 78 процентов — пенсионеры (60 лет и старше). При этом четыре пятых опрошенных заключили, что метро развивается и это развитие заметно», — приводит данные генеральный директор ВЦИОМ, профессор Высшей школы экономики Валерий Федоров. Ежедневно московское метро перевозит порядка семи миллионов пассажиров — это два с половиной миллиарда в год. А если, скажем, случается сильный снегопад или ледяной дождь, количество людей, спускающихся в метро, ежедневно увеличивается почти на два миллиона, и, в отличие от наземного транспорта, подземка гарантированно едет и перевозит пассажиров в любую точку Москвы.

 

Катализатор инвестиций

Еще в 2010 году жители многих периферийных районов не имели в пешей доступности станции метро и были вынуждены пользоваться автобусами, троллейбусами, маршрутками, что при непрекращающемся росте количества личных автомобилей создавало чудовищные заторы на дорогах. Москве грозил транспортный коллапс, и если бы столичные власти не приняли мер, то уже в 2013 году 40% городской территории неминуемо встало бы в одну большую пробку.

Ежегодно пассажиропоток столичной подземки увеличивается на 2–3%, поэтому очевидно, что строительство и дальнейшее развитие метро — серьезный вопрос, связанный и с обеспечением гарантии безопасности жизнедеятельности мегаполиса, и с предоставлением максимальному количеству москвичей шагового доступа до ближайшей станции, благодаря чему люди будут существенно экономить свое время. Метро разгружает наземные магистрали, а это не только борьба с пробками, которые портят жизнь миллионам автомобилистов, но и улучшение экологической ситуации, которую сегодня принято считать одним из главных показателей качества жизни любого города. Строительство новых линий и станций нужно и для самого метро, которое в течение долгих лет работало в условиях значительной перегрузки: в 2010 году в часы пик перегрузка достигала 40%. И если бы город не ускорил строительство линий и станций, то через пять-семь лет коллапс мог случиться не только на дорогах, но и под землей. Так что, с какой стороны ни посмотри, метро — это не просто стройка ради стройки. «Не будет развиваться подземка — город встанет в пробку, не сможет проехать ни “скорая помощь”, ни пожарны