Смарт-зона: зачем Москва вступает в промышленную гонку

Русский бизнес
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
«Эксперт» №7 (1107) 11 февраля 2019
Через беспрецедентные льготы для бизнеса Москва включается в мировую научную гонку с городами США, Германии, Японии и даже Китая. России есть не только чему у них поучиться, но и что предложить наукоемким предприятиям
Смарт-зона: зачем Москва вступает в промышленную гонку

Новые красные здания вытянулись вдоль Волгоградского проспекта. Еще десять лет назад здесь были корпуса АЗЛК — километры конвейеров, на которых когда-то выпускался легендарный автомобиль «Москвич». Промышленный город в самом центре страны. АЗЛК не смог пережить рыночных реформ и в 2010 году был ликвидирован, а его земли, корпуса и инфраструктура нашли новых собственников, арендаторов и новую жизнь. Основная часть площадок после кардинальной реконструкции была отдана «Технополису Москва» — присоединенного к особой экономической зоне в Зеленограде в 2017 году. Сейчас на территории «Технополиса» находятся конференц-залы, обучающие центры, кафе, спортплощадки, но главное — производители, нацеленные на технико-внедренческий бизнес.

По километрам корпусов работники перемещаются кто на чем горазд: электросамокатах, велосипедах, скейтбордах. На баскетбольной площадке одного из корпусов сотрудники компаний играют в мяч, рядом проходят курсы управления коптерами, в соседних помещениях школьники постигают азы инжиниринга, студены осваивают 3D-принтер и основы моделирования. Тут же небольшие производства частных компаний — резидентов технопарка. Жизнь кипит — и тем сильнее контраст с остовами зданий ЗиЛа, да и другими промышленными зонами Москвы, где на освободившихся территориях развилась «гаражная» экономика: с характерными грязными «газелями», группками людей из Средней Азии, высокими заборами, собаками и прочими шиномонтажами и автомойками.

Такие очаги серой экономики очевидно беспокоят город. Москва как самый крупный и богатый регион в стране имеет свой взгляд на промышленную политику. Она может отличаться от политики других регионов и городов — столица как флагман российской экономики может себе это позволить. И дело не только в огромном бюджете и в колоссальном спросе, который формирует мегаполис на любую продукцию. И не в логистике, хотя вся транспортная инфраструктура в России выстроена в Москву и от Москвы. Но в чем?

 

От «дьюти фри» до инноваций

Мода на особые экономические зоны в мире началась несколько десятилетий назад. В целом ОЭЗ — обособленная территория, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Кроме того, во многих ОЭЗ есть и административные льготы: упрощенные процедуры подключения к инфраструктуре и т. д. К числу простейших ОЭЗ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения таможенного режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ОЭЗ относятся и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

При всем многообразии свободных экономических зон, действующих в мире, можно выделить некоторые общие критерии. Во-первых, локальность территории, на которой создается ОЭЗ. Во-вторых, действие на этой территории особого, более льготного правового и финансово-экономического режима. В-третьих, определенная специализация предпринимательско

Основные льготы особых экономических зон

Административная поддержка на всех стадиях от формирования заявки на получение статуса резидента до запуска и эксплуатации объекта.

Готовая инженерная и транспортная инфраструктура.

Налоговые льготы: снижены ставки налога на прибыль, имущество, транспорт и землю.

Свободная таможенная зона: воз технологического оборудования, транспорта, строительных материалов, необходимых для производства, без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Снижение отчислений во внебюджетные фонды с 30 до 14% для персонала, занятого в научно-исследовательской деятельности и в туристическом кластере.

Выкуп земельного участка по льготной стоимости после строительства своего объекта.

Аренда офисного помещения в административно-деловых центрах

Гарантии неухудшения условий.

Фискальные льготы

 

ОЭЗ

Общий режим

Налог на прибыль (%)

15,5

20

Налог на имущество (%)

0

2,2

Налог на землю (%)

0

1,5

Транспортный налог (руб./л. с.)

0

10–150

Страховые взносы ЕСН (%)

14

26

Таможенные пошлины, НДС на импорт (%)

0

от 20

Источник: ПАО ОЭЗ