Продаем мозги без бренда

Русский бизнес
Москва, 18.02.2019
«Эксперт» №8 (1108)
Экспорт российского программного обеспечения динамично растет и достиг рекордных показателей. Однако отечественные программисты пока преимущественно делают софт на заказ и не продвигают продукты под своими брендами, что лишает их более значимых доходов и возможностей заработать на постпродажном обслуживании

ТАСС

Прошлый год стал урожайным не только для российских экспортеров зерна и оружия, но и для производителей программного обеспечения. По итогам 2018 года экспорт софта из России достиг рекордных 10,5 млрд долларов, что на 19% больше, чем в 2017-м. Об этом говорят опубликованные на днях данные ассоциации «Руссофт». По ее подсчетам, за последние пять лет объем экспорта российского софта вырос почти вдвое (с 5,4 млрд долларов в 2013 году), при этом темпы прироста зарубежных поставок ускоряются: в период с 2015 по 2017 год они составляли соответственно плюс 12, 13 и 16% год к году (см. график).

Более того, объемы поставок российского софта за рубеж уже существенно превышают объемы продаж на внутреннем рынке, которые, по данным «Руссофта», в прошлом году составили 6,33 млрд долларов (на 15% больше, чем в 2017-м).

Хорошие кадры

В целом в мире спрос на программное обеспечение растет, и многие российские компании стремятся найти свою нишу за рубежом. Согласно недавно опубликованному исследованию «Руссофта», насчитывается более сотни значимых российских предприятий, занимающихся поставками ПО за рубеж. Среди них «Лаборатория Касперского», Veeam, ABBYY, Acronis, Epam, Parallels, Auriga, InfoWatch, DataArt, JetBrains, Naumen, Spirit, Vist, Infocompas. За последний год эти и другие разработчики усилили натиск на зарубежные рынки: например, недавно российская компания «СерчИнформ» объявила о начале поставок программных решений на рынки Бразилии и ЮАР; томская компания «Микран» начала продажи программных решений для телекоммуникационного рынка в Индонезии; министерство общественной безопасности Вьетнама решило внедрить софт по кибербезопасности российской компании InfoWatch; российская NtechLab начала продавать в США свои программные решения, связанные с распознаванием визуальных образов; компания InformUnity объявила о разработке мобильного приложения для правительства Мексики.

Согласно исследованию «Руссофта», основная специализация российских софтверных компаний за рубежом — разработка программ на заказ, то есть под нужды конкретных клиентов. В целом российские компании в основном развиваются в сфере разработки систем управлении предприятием, автоматизации производства, решений в области информационной безопасности, а также мобильных приложений, сайтов, навигационных систем, компьютерных игр.

За рубежом российские программные решения успешно применяются практически во всех сферах — от тяжелой промышленности и телекома до ритейла и автобизнеса. Растущая востребованность программных продуктов из России обусловлена высоким уровнем отечественных программистов, работа которых становится более доступной из-за падения курса рубля. «В России есть база для того, чтобы делать хорошее программное обеспечение: у нас есть кадры и поддерживающая их система образования. Конкурентоспособны мы в первую очередь в тех областях, где наши производители ПО могут продемонстрировать значимую для мирового рынка экспертизу. Не секрет, что с технологической точки зрения ряд российских

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (1108) 18 февраля 2019
    Суверенные гигабайты
    Содержание:
    Суверенный, защищенный, свой

    Российский интернет ждет масштабная перестройка: власти планируют изменить систему организации обмена трафиком, взять под контроль трансграничные связи и расширить возможности Роскомнадзора

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Реклама