Индия еще слишком слаба

Повестка дня
Москва, 04.03.2019
«Эксперт» №10 (1110)

ТАСС

Для Дели проблема штата Джамму и Кашмир, где 18 февраля произошел теракт, унесший жизни 45 индийских военнослужащих и повлекший за собой бомбардировку территории Пакистана, стара как избавление от колониального прошлого. Англичане, уходя из своих владений, не сильно заботились об устойчивости созданных ими национальных государств, чьи границы они устанавливали, скорее, с помощью примитивного черчения, нежели усердного рисования. До сих пор границы многих стран Африки и Ближнего Востока представляют собой набор прямых линий, произвольно разделивших на разные государства одни племена и народы и случайно объединивших другие, часто враждебные, в «национальное государство».

Пакистан, где население исповедует ислам, с момента своего появления не оставлял попыток отобрать у Индии, в которой господствует индуизм, населенный мусульманами Кашмир. Эти страны уже трижды воевали между собой за последние сорок лет. И каждый раз причиной конфликта становился террористический акт, устроенный исламскими экстремистами. Не было исключением и нынешнее противостояние. Дели не мог не отреагировать на преступление экстремистов. Индийские ВВС нанесли удар по террористам, находившимся в Пакистане. На том следовало бы и остановиться, но на следующий день индийские самолеты вновь вторглись в воздушное пространство соседней страны. И на этот раз уже Исламабад решил дать отпор и поднял в воздух авиацию. В результате воздушного боя был сбит МиГ-21бис индийских ВВС, а его пилот взят в плен. Всего в воздушном бою с обеих сторон участвовали едва ли не три десятка истребителей. Причем ВВС Индии оказались в явном меньшинстве. Дели задействовал четыре самолета Су-30МКИ, два МиГ-21бис и два Mirage 2000, тогда как со стороны Исламабада им противостояли две эскадрильи китайских FC-17 и американских F-16C. Причем именно из F-16C и был сбит индийский МиГ. В качестве доказательства этого факта вице-маршал ВВС Индии Рави Гопал Кришана Капур представил журналистам фотографии обломков американской ракеты «воздух—воздух» AIM-120 AMRAAM (на снимке четко видны название и серия боеприпаса), которую невозможно запустить с другого пакистанского самолета, в частности с FC-17. Заметим, что сам Пакистан участие в бою F-16C продолжает отрицать. И это легко объяснимо. Дело в том, что США дали разрешение на приобретение этих самолетов с условием, что те никогда не будут использованы против Индии. Таким образом, уже ясно: Пакистан нарушил условие сделки, что может иметь далеко идущие последствия. Премьер-министр этой страны Имран Хан поспешил сделать ряд примирительных заявлений. Он сказал, что «начав войну, никто не сможет контролировать ее ход», и пообещал освободить индийского летчика. Такое поведение понятно: если США усилят политическое давление на Исламабад и потребуют от него реальной борьбы с террористами, нынешним пакистанским властям ничего другого не останется, кроме как вступить в прямые боевые действия с целым рядом религиозных экстремистских группировок, в том числе в так называемой зоне племен. А это заметная часть электората. Причем шансы на успех в такой борьбе у пакистанских лидеров ничтожно малы. Но и эскалация конфликта с Индией в их планы явно не входит. Впрочем, как и в планы индийцев.

Несмотря на то что Пакистан проигрывает Индии по суммарной военной мощи, исход полномасштабного военного конфликта между этими странами совсем не очевиден. Известно, что в ядерном арсенале Исламабада порядка 130 боеголовок, тогда как у Дели не более 110. Примерно такая же картина и с ракетами средней и меньшей дальности (от 500 до 5000 километров). У Индии их около 220, а у Пакистана — более 240. Если все это вооружение будет задействовано в конфликте, то превосходство Индии в истребителях, танках, кораблях и прочей технике уже не сможет обеспечить Дели заметный перевес. И в обеих странах это отлично понимают, делая ставку на прекращение эскалации и переговорный процесс.

Тем не менее ясно, что воздушные бои в небе над Кашмиром неизбежно заставят Индию и Пакистан активнее закупать новые истребители. Так, Исламабад уже пообещал списать к 2020 году порядка 190 устаревших самолетов, в основном китайских F-7 (аналог МиГ-21). Им на замену придут более современные китайские FC-1, производство которых уже развернуто в Пакистане. При этом пакистанские военные не раз заявляли о готовности рассмотреть возможность приобретения наших Су-35, но вопрос так и повис в воздухе.

А вот Индия уже направила в ФСВТС России запрос на скорейшее приобретение 21 МиГ-29 и 26 Су-30МКИ, включая 18 машинокомплектов для сборки на предприятии HAL. Это позволит индийским ВВС дополнительно сформировать три-четыре эскадрильи. Напомним, что, как планируют ВВС Индии, у них должны быть 42 строевые истребительные эскадрильи, для того чтобы иметь возможность вести войну на два фронта: против Китая и против Пакистана. Но сейчас их только 31. Причем 14 эскадрилий укомплектованы устаревшими самолетами: МиГ-21бис, МиГ-27 и Jaguar. И все они тоже должны быть списаны к 2020 году. Отчасти эту проблему призвана решить прямая поставка 36 французских самолетов Rafale, закупленных почти за восемь миллиардов долларов. Но ясно, что их недостаточно, да и самолеты из Франции оказались слишком дорогими (почти 200 млн долларов за машину). Именно поэтому Индия решила вновь возобновить тендер ВВС на закупку 110 самолетов. А американцы ради победы в конкурсе уже предложили Индии организовать производство там своих F-16 под новым названием — F-21.

Впрочем, если индо-пакистанский конфликт разгорится с новой силой, не исключено, что и этот тендер ВВС Индии отменят и перейдут к прямой закупке истребителей в России или США.

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (1110) 4 марта 2019
    ХАКНYТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    Содержание:
    «Газпром» уверенно чувствует себя на дне

    Увольнение топ-менеджеров «Газпрома» породило слухи о новых кадровых переменах в компании на более высоком уровне. Они вряд ли произойдут, однако необходимость обсудить эффективность одной из крупнейших российских компаний очевидна

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Реклама