Премия «Оскар» как канонизация культурного героя нового типа

Культура
Москва, 04.03.2019
«Эксперт» №10 (1110)
Опыт ведения гражданской войны кинематографическими средствами

ТАСС

Сразу после вручения «Зеленой книге» «Золотого глобуса», который присуждают незадолго до премии «Оскар», выяснилась одна неловкая деталь из жизни режиссера фильма Питера Фарелли. Дотошные американские журналисты обнаружили в публикации 1998 года в Newsweek описание странного развлечения режиссера, которое он устраивал вместе со своим братом Бобби — соавтором большинства его картин: Питер неоднократно демонстрировал тем, с кем состоял как в дружеских, так и в исключительно профессиональных отношениях, собственный пенис. В число зрительниц анатомических подробностей режиссера вошла Кэмерон Диас (ее свидетельство как раз и приведено в публикации) — исполнительница главной роли в комедии все тех же братьев Фарелли «Все без ума от Мэри». Актриса подчеркивает: она не посчитала этот жест проявлением сексуальной агрессии. Более того, тогда, в конце девяностых, восприняла поведение режиссера как свидетельство того, что перед ней настоящий творческий гений.

Спустя двадцать лет, в эпоху #metoo, в Голливуде, слегка опустошенном ураганом обвинений в сексуальных домогательствах, Питеру Фарелли удалось отделаться извинениями. В отличие от Брайна Сингера — режиссера «Богемской рапсодии», удостоенной премии в четырех категориях из пяти, на которые была номинирована. Имя режиссера, уволенного незадолго до окончания проекта, ни разу не было упомянуто в ходе вручения наград. От чернокожего американского комика Кевина Харта, который был выбран в качестве ведущего главного события киноиндустрии, также потребовали, чтобы он извинился за свои давние шутки в адрес представителей ЛГБТ-сообщества. Тот принес извинения, но от ведения церемонии отказался. В итоге она впервые за последние тридцать лет прошла без ведущего, что, по всей видимости, и позволило ей почти вписаться в трехчасовой хронометраж — одно из новейших требований Киноакадемии, обеспокоенной падением рейтинга трансляции церемонии вручения «Оскара».

Сюжет «Зеленой книги», победителя в самой престижной номинации «Лучший фильм» (в ней голосуют все участники Киноакадемии, а их более восьми тысяч), — зеркальное отражение европейского хита «Неприкасаемые» Оливье Накаша и Эрика Толедано, который в российском прокате вышел под нейтральным, ничего не говорящим названием «Один плюс один». В нем парализованный богатый аристократ нанимает себе в качестве помощника/слуги бестактного выходца из Сенегала с очевидными криминальными наклонностями. Тот подкупает работодателя своей непосредственностью. Этот фильм восьмилетней давности сейчас воспринимается как немного наивная и слишком прямолинейная аллегория отношений Европы и африканского континента. Одряхлевший обездвиженный Старый Свет, отказывающий себе в каких-бы то ни было удовольствиях и живущий воображаемой жизнью, получает новую кровь, а вместе с ней шанс вернуться в реальность, почувствовать ее истинный вкус, ощутить полноту жизни, даже не сходя с инвалидного кресла.

Восемь лет спустя Питер Фарелли снимает фильм о том, как чернокожий гей, зарабатывающий исполнением н

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (1110) 4 марта 2019
    ХАКНYТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    Содержание:
    «Газпром» уверенно чувствует себя на дне

    Увольнение топ-менеджеров «Газпрома» породило слухи о новых кадровых переменах в компании на более высоком уровне. Они вряд ли произойдут, однако необходимость обсудить эффективность одной из крупнейших российских компаний очевидна

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Реклама