• USD Бирж 1.08 -10.22
  • EUR Бирж 12.61 -85.94
  • CNY Бирж 28.47 +-15.88
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.12 91.31
  • EUR ЦБ 98.31 98.47
20 лет истории
Cобытия

Городская идентичность: что это такое и как работает

Города
Городская идентичность: что это такое и как работает
Фото: Официальный сайт Казаныш 2023
Главной темой форума было отражение идентичности как драйвера развития городов. Редакция «Эксперта» побывала на мероприятии и попыталась разобраться, существует ли экономика идентичности и если да, то как она работает.

Терминологические тонкости

Многие участники форума отмечали, что само понятие «идентичности» слишком широко и размыто. Они даже призывали от него отказаться в пользу более верных, по их мнению, определений: «самобытность», «аутентичность», «уникальность», «контекстуальность». В самом деле, вроде бы и понятно, что речь идет о некоем уникальном торговым предложении, с которым город обращается к миру и тем самым привлекает туристов и новых жителей.

Но одновременно идентичность — это и нечто такое, что предшествует всякой торговле и даже не продается в принципе, потому что является частью нас самих и нашего повседневного окружения, да еще и меняется вместе с ними во времени.

«Экономика вырастает из того, благодаря чему о тебе вообще знают другие люди, — сказал „Эксперту“ Ятин Прандья, архитектор из Индии, основатель бюро FOOTPRINTS EARTH. — Когда я говорю об идентичности, то имею в виду не что-то внешнее и общее, а нечто конкретное и особенное, то, что еще долго остается частью нас самих. Так что смотрите не на дату выпуска, а на срок годности».

В городское проектирование идентичность пришла из маркетинга и служит двум основным задачам: во-первых, снижению оттока людей из городов благодаря укреплению чувства принадлежности к месту и гордости за него, во-вторых, увеличению притока туристов и новых жителей — благодаря уникальным аттракторам и комфортной среде. Решение этих задач создает основу для развития экономики городов.

Но сама по себе экономика идентичности — снова нечто очень сложное и неопределенное. Возможно, именно поэтому в рамках форума, наряду с основной, были и еще две сквозные темы: развитие городов на воде и креативный редевелопмент территорий. Там все проще: например, размещение застройки в прибрежной зоне добавляет как минимум 10% к цене на недвижимость, а если это зона благоустроена, то и все 20%.

С идентичностью таких ясных расчетов нет. В федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорится о применении национального режима при осуществлении таких закупок. Это в том числе означает, что при заключении контрактов на городское благоустройство следует обращать пристальное внимание на локальную идентичность. Но как быть дальше, понятно не совсем.

Фото: Официальный сайт Казаныш 2023
Фото: Официальный сайт Казаныш 2023

Баланс типового и уникального

В форума был проведен круглый стол «Проявление идентичности в проектах развития городской среды в малых городах России». Модерировал мероприятие Джемал Сурманидзе, руководитель Управления федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Проектной дирекции Минстроя России. По поручению Президента РФ Министерство с 2018 г. проводит Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. За пять лет уровень конкурсных работ заметно вырос. По словам Сурманидзе теперь приходит 200–250 сильных и интересных проектов, тогда как раньше их было на порядок меньше. И разработчики все больше внимания уделяют локальной идентичности. Это зачастую носит характер наивного краеведения вроде повсеместного применения различных национальных орнаментов, но есть и более серьезные проблемы.

Уже сегодня понятно, что решения, связанные с отражением идентичности, дороже типовых решений как в реализации, так в дальнейшей эксплуатации. Кроме того, их применение, как правило, требует авторского надзора и при его отсутствии может быть, мягко говоря, неоптимальным. Гарантированы ли при увеличении затрат серьезные социально-экономические эффекты, ясно не всегда и не вполне.

Кроме того, опыт проведения конкурсов в малых городах и исторических поселениях показал, что, несмотря на популярность темы локальной идентичности, у горожан сильно выражен запрос на типовые решения: «Сделайте нам как в Москве!» Особенно часто так говорят, когда речь заходит о дорожных покрытиях и мощении. При этом, что в столице могут по тому же поводу негодовать: мол, нарушают исторический облик улиц.

Это ставит еще одну проблему: выявление разумного баланса типового и уникального. В конце концов, уникальное можно заметить только на фоне типового. Есть также элементы благоустройства — и дорожные покрытия относятся к их числу, — которые в каждый конкретный исторический период более или менее единообразны на всей территории страны: грунт, дощатые настилы, мостовые, брусчатка, асфальт, сегодня вот — гранитная плитка.

Есть и еще один нюанс: заимствования. В ходе круглого стола Дмитрий Смирнов, управляющий партнер «Проектной группы 8», показал, как уличный торшерный светильник с татарским узором на металлическом абажуре, разработанный группой специально для бульвара Белые цветы в Казани, был обнаружен потом в Челябинске. Так уникальный элемент превратился в типовой. И еще раз скомпрометировал использование орнамента как отражения идентичности, а ведь на форуме предлагались проекты, где такие элементы используются для огромных сооружений вроде зеленого пешеходного моста в Алматы от бюро ATRIUM.

Фото: Официальный сайт Казаныш 2023
Фото: Официальный сайт Казаныш 2023

Источники и проявления

При работе с идентичностью следует определиться с ее источниками и проявлениями. Первые немногочисленны: это натура и культура. С одной стороны, ландшафт и климатические условия, а с другой — язык, история, уклад, менталитет. Проявления же идентичности бесконечно разнообразны, в том числе в пространстве: от собственной комнаты до территории целого региона.

В ходе круглого стола «Локальная идентичность и глобальные тренды в мастер-планировании территорий» Юрий Шередега, сооснователь и управляющий партнер проектно-консалтингового агентства Sheredega Consulting, привел в качестве примера Нальчик, где и администрация, и горожане, и бизнес хотели во что бы то ни стало развивать санаторно-курортный комплекс, хотя реальных возможностей для этого уже нет.

«Да, это часть локальной идентичности, — сказал „Эксперту“ Юрий Шередега. — Вот только в 1990-х почти все санатории закрылись: там поселились беженцы из Чечни. Здания быстро пришли в упадок. Потом закрылся факультет курортологии в местном медицинском вузе. Потом ушли на пенсию оставшиеся специалисты. Работают совсем немного ведомственных санаториев, которые обслуживают людей по социальным путевкам. Специалиста из Кавминвод сюда не переманишь, не поедет он в Нальчик или ему надо будет платить огромные деньги. Если вы хотите развивать санаторный комплекс, то сначала ответьте на вопрос, кто у вас будет работать?»

Вместе с тем Юрий Шередега считает, что круто менять идентичность нельзя. Просто вместо целого комплекса нужно сделать сначала 1–2 санатория, но первоклассных, и запустить систему общегородских бюветов. Туристы в городе есть, просто в бюджетном сегменте, но с ними тоже можно и нужно работать.

«Мастер-план — не только стратегия развития, — добавил Шередега, — это еще и серьезная образовательная программа для города. Нужно учиться видеть ситуацию как изнутри, так и снаружи. Приведу пример из девелопмента. Мы сейчас с коллегами из „Ак Барс Дом“ проектируем большой жилой район в Казани. Анализ рынка недвижимости показал, что люди часто покупают квартиры из-за внешнего вида дома. Но при опросе тех, кто только что купил жилье, становится понятно, что им уже гораздо интереснее закрытый двор, комфортный подъезд, места хранения для колясок или велосипедов. Та же самая ситуация с мастер-планами».

Локальная идентичность — это образовательный проект и для самих разработчиков, и может им преподносить сюрпризы. По словам Елены Прохорской, начальника мастерской градостроительного планирования Института Генплана Москвы, при разработке мастер-плана Кавминводской агломерации предполагалось, что одним из основных видов общественного транспорта станет городская электричка, уже неплохо развитая в регионе. Но на сессиях по вовлечению выяснилось, что жителям, особенно Пятигорска, гораздо ближе и дороже трамвай, и, вопреки экономическим соображениям они настаивали на развитии его системы.

Ключевые экономические задачи развития идентичности — удержать жителей и привлечь туристов — ярко проявились в одной из премьер «Казаныша», проекте нового Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, разработанного бюро Wowhaus и агентством пространственных изменений horovod.space. Проект представил сооснователь и генеральный директор агентства Всеволод Окин на круглом столе «Завтрак туриста. Travel-архитектура как способ сохранения и развития идентичности». Была заявлена новая модель музея — экосистемная, когда работа учреждения направлена на долгосрочное развитие творческого и социально-экономического достояния культуры в целом, по примеру московского Политеха и ГЭС-2.

Экосистемность положена и в основу организации пространства. Кроме якорной функции, собственно музея, в проекте предусмотрена оранжерея — всесезонное городское пространств с местами отдыха и общения, коммерческие функции, которые увеличат поток и доход, а также обширный парк на берегу Амура и доступ к объединенной набережной, самой протяженной на Дальнем Востоке (около 12 км). Локальная идентичность отражена в конструкции крыши, напоминающей своими изгибами амурские волны, в променаде на этой крыше, который оканчивается смотровой площадкой и отсылает к образу ладьи — Хабаровский край известен своими первопроходцами. Ожидается ежегодно до 800 тыс. посещений различных объектов музея, в том числе его парковых и общественных пространств.

Фото: Официальный сайт Казаныш 2023
Фото: Официальный сайт Казаныш 2023

Способы развития

Спикеры отмечали, что идентичность города можно развивать, повторяя, актуализируя, компилируя или привнося. Если последние два способа допускают свободный полет фантазии, то первые два, как правило, предполагают серьезные исследования историко-архитектурного наследия. Это идентичность, которую нужно не только выявить, но и обосновать необходимость, в том числе экономическую, ее сохранения.

В ходе стратегической сессии «Сохранение идентичности: опыт разных стран и народов» Наринэ Тютчева, основатель АБ «Рождественка», рассказала о мастер-плане по сохранению и развитию района Конд в Ереване. Это старый исторический центр города, стоявшего когда-то на Великом Шелковом пути. Новый центр, Кентрон, постоянно реконструировался и смещался, и Конд пришел в запустение. Застройку планировалось снести под современное жилье. Команде проекта удалось его отстоять. Но целесообразно ли это с экономической точки зрения?

«Ты говоришь: люди это любят, они там живут, это история города. А тебе отвечают: это экономически нецелесообразно. Все верно. Но есть экономика, которая зависит от бюджетных вложений или денег крупного бизнеса, а есть экономика владельцев, инвесторов в свою личную собственность — и это другие механизмы возврата инвестиций, — рассказала „Эксперту“ Наринэ Тютчева. — Мы решили классическую каркасно-тканевую модель города, созданную когда-то Алексеем Гутновым, интерпретировать в современной экономической парадигме».

Каркас — это вся улично-дорожная сеть, транспортная система, инженерные коммуникации, общественные пространства. Все это приватизации не подлежит, за него отвечает власть. Слепое пятно на карте, которым был Конд, разработчики включили в городской каркас. Однако ткань, то есть дома, в этом случае — уже история частных собственников и частных инвесторов. Можно бесконечно выгонять одних собственников и приводить других, но идентичность, по мнению Тютчевой, это еще и готовность населения взять на себя ответственность за какое-то место, потому что и сами жители — инвесторы. Им просто нужно дать возможность инвестировать в небольшие программы, которые и готовят для них разработчики. Это называется «адвокативным проектированием». Статус исторического объекта повышает ценность недвижимости. Пока охранный статус не установлен, можно что-то пристроить. Наконец, расположение в центре, где традиционно дорогая земля, еще больше увеличивает коммерческий потенциал объекта.

«А что более всего стимулирует сохранение исторической застройки с точки зрения такой экономики частных собственников и инвесторов — это понятные регламенты и режимы ведения деятельности, — считает Наринэ Тютчева. — Такой опыт у нас же был при сохранении исторического района Започаинье в Нижнем Новгороде. Как только была запущена ИСОГД — информационная система обеспечения градостроительной деятельности, — все сразу увидели эффект. До этого жители не понимали, что им делать: то ли продать свои дома, то ли вложиться в ремонт. Но как только это становится понятно, процесс начинает развиваться естественным путем».

Фото: Официальный сайт Казаныш 2023
Фото: Официальный сайт Казаныш 2023

Программа-алгоритм

Среди кураторских программ форума следует отметить «Откровенное архитектурное заведение» от бюро «Мегабудка». Бюро широко известно работой с самой разной идентичностью: русскостью, московскостью, якутскостью, татарскостью, нижегородскостью, даже балийскойстью. Разработан даже «Определитель русскости дизайна». На его основе «Мегабудка» спроектировала Новый русский город — или артгородок Калягинск. Проект остается пока нереализованным. Зато вышел на самоокупаемость другой их проект— природный парк чудес «Кудыкина гора» в Липецкой области. Бюро разработало его позиционирование, маршрутную сеть, ключевые арт-объекты. Уже реализованы Центр гостеприимства и гостиница на 30 номеров — оба объекта выполнены в русском стиле, с отсылкой в одном случае к северному деревянному зодчеству, в другом — к белокаменным палатам и торговым рядам.

Так вот, кураторская программа длилась беспрецедентные для форума 5 часов, без перерыва и, в отличие от серьезных стратсессий и круглых столов, была построена в игровом формате, почти как стендап. Выступления спикеров, внешне вроде совершенно личные и произвольные, в своей совокупности четко разметили алгоритм по работе с идентичностью. На примере коллекции значков из разных стран Артем Укропов, один сооснователей бюро, рассказал о том, как может оформляться идентичность — например, в виде набора клише или одного единственного объекта.

Друг «Мегабудки» архитектор Степан Липгарт в своей «Особой личной теме» рассказал по сути о том, что идентичность бывает не только локальной, но и идеальной — как в плане неких художественных концептов («героика», «полет», «машина»), так и в плане представлений об идеальном человеке и идеальном доме для него.

Сессия «Захадид, дорогой» стала сессией по вовлечению. Качество образцов современной архитектуры обсуждалось с участием зрителей принципиально далеких от архитектуры профессий (водитель, стоматолог, таролог). Это наглядно продемонстрировало, как по-разному могут оценивать это качество разработчики и конечные пользователи.

С редким бесстрашием «Мегабудка» поведала о своих «грандиозных факапах». При всем комизме это была не менее наглядная демонстрация того, как по-разному могут выглядеть проекты на бумаге и в реальной жизни, особенно если речь идет об отражении локальной идентичности.

Программа завершилась показом фильма «Хозяйка Горы», посвященного хозяйке парка «Кудыкина гора» Юлии Уваркиной. Это не только образец подчеркнуто лаконичной, выверенной, можно сказать, архитектурной режиссуры, но и просто удачный промо-ролик для вполне коммерческого проекта. Экономика идентичности еще только разрабатывается, но форум в любом случае обозначил дальнейшие пути такой разработки и продемонстрировал уже сложившиеся практики. Это, пожалуй, достижение, а именно как «достижение» с татарского и переводится слово «Казаныш».

Материалы по теме:
Города, 3 мая 18:50
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Города, 30 апр 14:50
Как и зачем оценивать способности «умных городов»
Города, 29 апр 11:00
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Города, 24 апр 18:20
Как «культурные витрины» осваивают двор, улицу, район
Свежие материалы
Работа становится все удалённее
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек
Протекционизм опасен в больших дозах
Как господдержка экономики подрывает ее развитие
Президент расставил цели
О чем идет речь в новом майском указе