Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Интервью

Остановить чадящую колымагу!

1999

Хватит ли для этого полномочий у московских властей?

Мало что так раздражает москвичей в последние годы, как загазованность городского воздуха. И безнаказанность тех, кто равнодушно катит по дороге, окутывая прохожих сизым дымом, не может не удивлять. Что же мешает правительству столицы побыстрее навести порядок? Об этом беседа с министром экологии Правительства Москвы и председателем Москомприроды Леонидом Бочиным.

- Леонид Арнольдович, приятно, конечно, что ООН в прошлом году избрала Москву столицей Всемирного дня окружающий среды, но дышать-то в городе легче не стало...

- Что же вы хотите, если полтора с лишним миллиона чадящих частных машин, разъезжающих по столице, мягко говоря, далеко не нового образца. Они и производились-то по давно устаревшим экологическим требованиям. Сами ГОСТы от 1975-го и 1987 годов, в соответствии с которыми у нас действуют нормы выбросов по токсичности и дымности, давно устарели. А каждый третий автомобиль, как показывает наш экологический контроль, не вписываются даже в них!

- Что же мешает сменить ГОСТы?

- Это вопрос к федеральным властям. У Москвы, как и у любого другого субъекта федерации, нет права разработки стандартов.

- Но вы хотя бы поднимаете эту проблему?

- Два года бомбардируем российское правительство, Госстандарт, Госкомэкологию и Министерство транспорта: друзья, давайте принимать меры! Ведомства, от которых зависит ужесточение норм по выбросам, заняли прелюбопытную позицию. С одной стороны, они говорят: "Дайте нам денег, время, и мы разработаем новые нормы". С другой стороны, когда Москва заявляет: "У нас этого времени уже нет, позвольте нам самим ужесточить нормы хотя бы на своей территории", - в ответ слышим недоуменное: "А зачем?"

Но мы рады, что хоть в чем-то нам удалось их сдвинуть с места. Например, наконец добились запрета на реализацию в Москве бензинов с марганцевыми присадками. Дело в том, что вред окружающей среде от них не меньший, чем от бензинов со свинцовыми добавками, которые давно уже запрещены в столице распоряжением мэра. Удалось подвигнуть Госстандарт РФ к принятию правил по обязательной сертификации автомобильной промышленности. В соответствии с ними все наши автозаводы с 2001 года обязаны начать производить экологически безопасные автомобили. Откровенно говоря, я в это не верю. Я больше верю в мощь лоббистских устремлений автогигантов, которые наверняка добьются переноса этих сроков.

- Но у Москвы есть свои два автогиганта - ЗИЛ и АЗЛК. Вот пусть они и покажут пример всей России.

- Москва и в самом деле, никого не дожидаясь, приняла несколько принципиальных решений. Во-первых, вся автопромышленность Москвы плюс Мытищинский машиностроительный завод уже обязаны оснащать нейтрализаторами выхлопных газов автотранспорт, поставляемый для столицы по городскому заказу. Во-вторых, ими оснащается действующий городской транспорт, и к концу нынешнего года этот процесс должен быть завершен. А в третьих, автомобили АЗЛК, оснащенные двигателями Renault, соответствуют самым строгим европейским требованиям и сертифицированы с точки зрения экологической безопасности. Но мы же не можем приказать москвичам покупать только эти машины. Катализатор, как вы понимаете, это дополнительная цена. Раскошелиться человека как раз и могут заставить только новые, более жесткие нормы выбросов. Да еще эффективные экономические стимулы.

- Что вы имеете в виду?

- Когда многие американские города и мегаполисы Западной Европы более десяти лет тому назад столкнулись с аналогичной проблемой, они поняли, что заставить людей заменить автомобили на новые можно только в том случае, если это для них будет выгоднее, чем эксплуатировать старые. Так родилась целая система льгот, налоговых и кредитных, продажа машин в рассрочку для тех, кто решил отказаться от устаревшей марки. Кроме того, остаточная стоимость прежнего автомобиля учитывалась при покупке нового. В итоге человек оказывался за рулем новой машины, купленной на тридцать-сорок процентов дешевле первоначальной цены.

- Так а нам что мешает?

- Увы, это невозможно по той же причине, что и принятие столицей своих ГОСТов. Главная составляющая льгот для автовладельца - налоги. Но сумма налогов, поступающих в городскую казну, можно сказать, чисто символическая. Львиная же доля платится в федеральный бюджет.

- Москва единственный город в стране, где есть экологическая милиция. Был ли смысл ее создавать, тратиться на содержание, если все проблемы столь неразрешимы?

- Был. Хотя бы потому, что, как я уже отметил, сплошь и рядом автотранспортом нарушаются нормы выбросов даже по устаревшим ГОСТам. Экологическая милиция в меру своих сил приводит нарушителей в чувство. Чего стоит, например, то, что впервые в истории Москвы экологические контрольные посты милиции и ГИБДД действуют на шестнадцати въездных магистралях, да еще десять мобильных групп колесят по городу. Всю жизнь "гаишники" стояли только на выездных трассах, действуя по системе перехвата тех, кто, набедокурив в столице, пытается сбежать. Теперь же появились и структуры, которым небезразлично, в каком состоянии автотранспорт прибывает в столицу.

- Что эти посты могут сделать: не пустить в Москву?

- И не пустят. Заберут права, потребуют отрегулировать двигатель, оштрафуют, наконец.

- Велика ли сумма, которой рискует владелец грузовика, из-за черного шлейфа которого окружающим света белого не видно?

- Увы! Штраф за нарушение норм выбросов составляет всего 0,1 минимальной зарплаты. И это еще одна проблема, с которой мы топчемся в нашей любимой Госдуме уже четыре года и никак не можем заставить депутатов обновить Административный кодекс РФ. Им, наверное, другим заниматься интереснее... А ведь любой штраф только тогда становится превентивной мерой, когда он, с одной стороны, делает невыгодным само правонарушение, а с другой - обеспечивает затраты на восполнение нанесенного ущерба.

- Что же тогда ГИБДД в прошлом году так активно воевало против столичной экологической милиции? Хотела быть единственной хозяйкой на дорогах?

- Наверное. По крайней мере, приказ министра МВД на этот счет был уже подписан: руководство ГИБДД убедило его в том, что нечего нашей службе на трассе делать, так как Административный кодекс все равно не дает ей права никого штрафовать, в каком бы состоянии автомобиль не находился. Хорошо, что все же удалось этот вопрос решить, и сейчас мы действуем по такой интересной системе: остановить машину может только сотрудник ГИБДД, как и изъять удостоверение. Замерить выбросы на токсичность и дымность - милиционер-эколог. Квитанцию же на штраф, если нормы нарушены, может выписать только инспектор санэпидемнадзора. Словом, как в анекдоте про троицу на мотоцикле: первый знает, куда ехать, второй различает цвета светофора, а третий умеет водить...

- Что могут сделать сами москвичи, чтобы атмосфера столицы стала почище?

- Для начала хотя бы понять, что ездить по родному городу на загрязняющем все вокруг "примусе" так же неприлично, как, предположим, портить воздух в квартире. Первым "гвоздем" в формировании экологического сознания москвичей станет активная рекламная кампания, которую мы планируем развернуть. Кроме того, все автобусы и машины с катализаторами украсит эмблема "экологически безопасный транспорт".

В общем, в ожидании, пока федеральные структуры решатся наконец власть употребить, мы будем хотя бы воспитывать...

«Эксперт Авто» №4 (4)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама