Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Баварцы настроены серьезно

1999

Прежде всего несколько слов о нашем собеседнике. Сергей Евгеньевич Колюжный родился и вырос в Германии. Почти четверть века он работает на BMW, в последние годы - в качестве уполномоченного концерна в странах СНГ. Блестяще владеет русским языком. Очень скоро на несколько лет переезжает в Москву. Что, между прочим, свидетельствует о серьезности намерений баварцев в России. Об этом мы с ним и беседуем.

- За последнюю пару лет мы с вами не раз говорили о планах BMW в России. Но об организации сборочного производства вы всегда вели речь с большой осторожностью. Решение наконец принято. Почему именно сейчас и именно Калининград?

- Позвольте для начала сделать короткий экскурс в историю вопроса. Решение о том, что BMW выходит на рынки Восточной Европы, было принято еще в 1991 году, к слову, после беседы бывшего канцлера ФРГ господина Коля с руководством концерна. А 1 февраля 1992 года образовался новый отдел по работе в странах бывшего Советского Союза, в котором я с первого дня. И с самого начала Россия была для нас важнейшим рынком. Уже тогда мы думали основательно строиться здесь и расширяться, что для вас, впрочем, не является секретом. Буквально каждый год мы делали анализ, и каждый год приходили к выводу: слишком рано. Почему? Потому что главный наш конкурент не российские и не западные производители автомобилей, а "серый" рынок. То есть те, кто ввозит в Россию машины нечистыми путями. Наша же политика всегда заключалась в том, чтобы работать честно, платить таможенные пошлины и налоги в том объеме, в каком требует государство. Бороться, конкурировать с теми, кто этого не делает, нам было весьма затруднительно.

Но где-то с 1997 года, по нашему мнению, законодательство стало укрепляться, нелегальные и полулегальные пути через таможню стали закрываться, и мы сделали вывод, что пришло время обдумать прежние планы основательно.

Мы рассматривали разные варианты, у нас были предложения едва ли не из всех городов России - из Елабуги, из Ростова-на-Дону, из Таганрога, из многих других мест, от всех российских производителей автомобилей. Тогда мы взяли бумагу и записали на ней все плюсы и минусы по каждому варианту. И в итоге остановились на Калининграде.

Причины чисто экономические. Путь из Германии в Калининград самый короткий. Чем дальше в Россию, тем выше цена доставки и возврата контейнера. Если принять за единицу транспортные расходы по маршруту Мюнхен-Калининград, то в Санкт-Петербург доставка обойдется в полтора раза дороже, в Москву - в три, на юг России - в шесть раз. Следовательно, возрастает и стоимость конечного продукта. Так что мы решили собирать BMW и Land Rover в Калининграде.

Надо учесть еще одно обстоятельство: упаковать автомобиль в Германии и отправить на сборку в другую страну или изготовить его полностью на месте стоит примерно одинаково. Все равно получается дороже собирать автомобили вне Германии, потому что любая дополнительная работа на сборочном заводе в любой стране, а у нас восемнадцать заводов по всему миру, это дополнительные расходы. Плюс затраты на организацию жесткого контроля за качеством, а это непременное требование.

- Но раз вы все же организовываете сборочные производства, значит, это вам нужно?

- Да, и объясню почему. Мы, повторю, честно платим все налоги. При ввозе в Россию автомобиля с объемом двигателя до двух с половиной литров это дополнительно шестьдесят четыре процента от его стоимости, с большим объемом двигателя - семьдесят два процента. Сюда входят таможенная пошлина, НДС и акциз. При этом пошлина тридцать процентов. Если же мы изготавливаем автомобиль в Калининграде, то он считается сделанным в России, и тогда таможня отпадает. Получается: транспортные расходы плюс цена за работу в России, но минус эти тридцать процентов. Уже выгодно, причем всем.

На первый взгляд государство теряет эти проценты. Но создаются долгосрочные рабочие места - как первый шаг, когда мы ввозим сто процентов комплектующих. И прошу заметить, наши автомобили - не корейские, на сборку которых уходит полтора-два часа. Те, как известно, где-то собирают, потом разбирают и отправляют в Россию, где снова собирают. Уж лучше, извините, их разобрать и собрать здесь - по крайней мере, это займет в два раза больше рабочего времени. BMW уже на первом этапе отсылает сваренные и покрашенные кузова и все остальные комплектующие, около двух тысяч, отдельно. Мы называем этот процесс SKD-4. И автомобиль собирается за восемьдесят часов. То есть трудозатраты существенно растут. Таким образом, создается триста новых рабочих мест.

Но мы уже начали готовить проект сварки и покраски кузовов. Как только это производство будет готово, думаю, через два - два с половиной года, потребуются еще двести рабочих. Кроме того, как только мы будем находить местных поставщиков, которые сумеют обеспечить качество, а для нас это самое главное, мы шаг за шагом будем увеличивать долю российских комплектующих.

Одновременно в России заканчивается регистрация нашей дочерней фирмы. В Москве будет открыт центральный склад запчастей для BMW и для Rover/Land Rover. Это тоже рабочие места. Да около тысячи человек трудятся у наших официальных дилеров, которых девятнадцать. Всего же за пять лет мы надеемся создать примерно пять тысяч мест, причем работать будут люди квалифицированные и высокооплачиваемые. Как вам известно, уже действует школа сервиса. Кстати, не могу не поделиться доброй новостью. Недавно в Германии проходили состязания по качеству сервиса BMW, в которых принимали участие представители из ста двадцати стран мира. Так вот, в них впервые участвовали два россиянина, из московской фирмы "Артекс" и из питерской "Евросиб", и выиграли первый приз!

Мы считаем, что строим лучшие в мире автомобили. И хотим, чтобы не только дилеры BMW были лучшими в России, но и поставщики тоже. Причем мы хотим закупать не только что-то для производства автомобилей здесь, но и для экспорта в Германию. В России есть очень качественные технологии из космонавтики, из "оборонки", из других отраслей, которые на Западе малоизвестны или вообще неизвестны. Мы ищем технологии будущего, например, в области создания легких сплавов. И намерены закупать не сырье, а готовые детали.

- На каких условиях вы работаете с фирмой "Автотор" и что можете сказать об уровне инвестиций в производство в Калининграде?

- Кроме коммерческих причин - транспорт, подъездные пути, незамерзающая гавань, железная дорога с Запада на Восток, наш выбор определил и партнер. С нашей точки зрения, "Автотор" вполне самостоятельная фирма, доказавшая, что она умеет работать в автомобильном бизнесе. Они с нуля сделали проект с KIA и создали как раз то, что мы искали. На их площадке мы можем начинать сборку уже в июле, и нам не надо вести дополнительную подготовку производства еще полтора-два года. К тому же это соответствует нашей концепции делать много маленьких шагов вперед, а не планировать грандиозные проекты.

Наш партнер вложил в дело более ста миллионов долларов. И мы решили оплачивать сборку каждого автомобиля. Привозим комплектующие за свой счет, "Автотор" собирает, мы тут же рассчитываемся. Эта схема оказалась предпочтительной для обоих сторон.

В течение ближайших трех-четырех лет нам потребуется вложить еще около шестидесяти миллионов долларов, в том числе на новейшие сварочный и покрасочный комплексы. Не следует сбрасывать со счетов и затраты на создание специальных комплектующих для России, на спецоборудование, измерительные приборы, на обучение персонала в Англии и в Германии. Хотел бы особо подчеркнуть, что BMW гарантирует качество наших автомобилей из Калининграда. Там будут постоянно находиться представители концерна, которым даны полномочия в любой момент остановить производство. А собирать мы намерены BMW 5-й серии (523-ю и 528-ю) и Land Rover Defender. В этом году планируем выпустить шестьсот-восемьсот "пятерок" и, начиная с ноября, до двухсот Defender.

Возможная мощность нашего производства в Калининграде - десять тысяч автомобилей в год. Но это вовсе не означает, что мы намерены быстро выйти на такие объемы. Все будут диктовать рынок, спрос. Мы надеемся, что люди в России станут богатеть. Да и в Германии лишь шесть с половиной процентов населения может позволить себе наши машины. Но анализ российского рынка показывает, что он готов принять один миллион автомобилей разных марок в год, а к 2005 году его емкость составит по крайней мере полтора миллиона. Даже если к тому времени нам удастся завоевать лишь один процент российского рынка, это будет уже 15 тысяч автомобилей. Думаю, мы сможем этого добиться. Причем мы не конкуренты российскому автопрому, у нас совершенно другие автомобили.

И еще. Цена на продукцию из Калининграда должна, по нашим расчетам, быть на двадцать процентов ниже, чем на автомобили, которые ввозятся из Германии легальными путями.

И, пожалуй, последнее. BMW всегда будет производить в России свои новейшие модели. Мы пришли на рынок всерьез и надолго.

«Эксперт Авто» №4 (4)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама