Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Богатый заплатит дважды

1999

Владельцам автомобилей с большим объемом двигателя придется до 1 октября отдать государству еще не меньше 200 долларов

Когда верстался этот номер, принятый Госдумой закон, в соответствии с которым владельцы автомобилей с рабочим объемом двигателя более 2500 куб. см будут обязаны ежегодно уплачивать налог в размере 2 рублей за каждый кубический сантиметр, а более 3000 - по 3 рубля за "кубик", находился на подписи у президента. И хотя у того были претензии к закону, документ скорее всего будет подписан.

В соответствии с законом, налогом не облагаются лишь полноприводные автомобили, если они произведены на территории России или им стукнуло двадцать пять лет со дня выпуска. Для уплаты налога с автомобилей старше пяти и десяти лет вводится понижающий коэффициент - соответственно 0,7 и 0,4 базовой ставки. Так что для обладателей старых машин ставка налога практически не изменилась, а для владельцев новых она увеличилась почти в два раза. От уплаты налога после некоторых колебаний освободили владельцев мотоциклов с объемом двигателя свыше 500 куб. см, с которых в предложенном правительством варианте законопроекта предполагалось брать ежегодно по 1 рублю за "кубик".

По словам заместителя министра по налогам и сборам Сергея Шульгина, в России сейчас зарегистрировано около 600 тысяч автомобилей, подпадающих под новый налог, ежегодно их число увеличивается примерно на 60 тысяч. От введения налога казна уже в этом году рассчитывает получить более 3 млрд рублей, которые должны пойти на проведенную 1 июля индексацию пенсий военнослужащим.

Поддержавших новый налог законодателей не смутило, что они фактически ввели двойное налогообложение для владельцев дорогих машин, ведь, как и другие категории автовладельцев, они продолжают платить в дорожный фонд. А ведь база у этих двух налогов по сути идентична - величина налога в дорожный фонд зависит от исчисляемой в лошадиных силах мощности автомобильного двигателя, тогда как новый налог взимается с единицы объема, от которой мощность зависит. Правда, это положение, прямо противоречащее Налоговому кодексу, на что указал в своем заключении президент, г-н Шульгин пообещал устранить при разработке бюджета на 2000 год и связанных с ним налоговых поправок. Но пока придется раскошеливаться налогоплательщикам...

Поскольку Налоговый кодекс нарушен и в части, запрещающей в течение года ухудшать налоговый климат, новый налог фактически введен задним числом. Физические лица обязаны будут уплатить его за этот год до 1 октября, а юридические - до 1 сентября. На необходимость устранить это нарушение также было указано в заключении президента, однако этого сделано не было.

По мнению сторонников закона, владельцами автомобилей с большим объемом двигателей являются исключительно богатые люди, с которых не убудет, если с них дополнительно взыскивать 200-300 долларов в год. Если это и справедливо, то лишь отчасти.

Кроме того, владельцы уже заплатили государству сверхвысокую таможенную пошлину и налог в дорожный фонд за право пользоваться мощным автомобилем. Они покупают больше бензина или солярки и расходуют больше денег на обслуживание. И, судя по многочисленным звонкам в редакцию, вовсе не желают мириться с тем, что их причисляют к категории "дойных коров". А для многих представителей среднего класса, пострадавших от кризиса, содержание такого автомобиля становится попросту разорительным, и они вынуждены будут от него избавляться. Если это сделает хотя бы каждый десятый владелец автомобиля представительского класса, то на рынок будет выброшено такое количество машин, которое сравнимо с годовым объемом продаж в этом сегменте рынка. Реализовать их можно будет лишь по заниженной цене, причем из-за плохой конъюнктуры пострадают не только сами владельцы, но и фирмы-поставщики, у которых образуются новые конкуренты. В проигрыше вполне может оказаться и государство, которое потеряет на таможенных платежах из-за сокращения импорта.

"Сторонники налога на дорогие автомобили забывают о том, что налоги в конечном итоге перераспределяются между всеми социальными категориями, поэтому пострадают от него не только богатые слои населения, - говорит Иван Грачев, председатель подкомитета Госдумы по малому предпринимательству. - Одним из способов ухода от уплаты этого налога может стать перерегистрация автомобиля на предприятие, тогда машина представительского класса просто несколько ухудшит баланс фирмы, уменьшив размер налога на прибыль. Однако даже если владелец автомобиля решит сам заплатить налог сполна, то эти деньги он тем или иным способом возместит за счет сограждан. Вводя новые налоги, правительство не учитывает динамику, свидетельствующую о том, что увеличение налогового бремени на 1% ВВП сопровождается падением производства на 2,5% от ВВП.

На мой взгляд, особенно пострадают те предприниматели, которые когда-то приобрели для себя и для своего бизнеса подержанный автомобиль с большим объемом двигателя. Сейчас многие из них переживают тяжелые времена, проедают оборотный капитал, а их давят новым налогом. При этом не обращают внимания на то, что если этому предпринимателю придется отказаться, скажем, от вместительного 'форда', в который можно запихнуть несколько коробок и ящиков, то, возможно, ему придется уйти из бизнеса вообще.

Наконец, есть у закона и еще одна сторона. Высшие чиновники и депутаты не любят отказывать себе в удовольствии использовать в служебных целях именно машины представительского класса. Audi A8, например. И за них тоже надо будет платить в конечном счете все тем же налогоплательщикам.

С другой стороны, нет оснований прогнозировать сколько-нибудь заметное изменение конъюнктуры рынка в связи с новым законом. Хотя бы потому, что несколько сотен долларов - все же не причина, по которой человек, привыкший к мощному и качественному автомобилю, пересядет, скажем, в 'Жигули'. Хуже другое: налог как бы поощряет покупку старых автомобилей и в известной степени ограничивает выбор. Что невыгодно, если разобраться, ни потребителю, ни государству".

«Эксперт Авто» №5 (5)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама