General Motors: имена и машины

Москва, 20.09.1999
«Эксперт Авто» №7 (7)

Пожалуй, ни одна страна не сравнится с США по количеству автомобильных музеев и коллекций. Особое место в их ряду занимает "Зал автомобильной славы". Расположен он, конечно же, в Детройте, автомобильной столице Америки. Там собраны материалы о выдающихся людях - предпринимателях, конструкторах, спортсменах, - талантами и стараниями которых автомобиль занял особое место в жизни человечества. Разумеется, большинство из них американцы. И добрая половина удостоившихся этой чести американцев так или иначе связана с компанией General Motors. Некоторые имена увековечены в автомобильных марках. Другим не так повезло, но они сыграли не меньшую роль в становлении американской и мировой автомобильной промышленности. Так что любая история GM без рассказа о личностях, принесших корпорации славу и богатство, будет выглядеть как автомобиль без мотора и колес. Итак, начнем по старшинству.

Мартин Генри Лиланд (Martin Henry Leland)

Восьмой и последний ребенок в семье фермера Лиланда, жившего недалеко от городка Бартон (штат Вермонт), родился 16 февраля 1843 года. Еще подростком Мартин начал трудиться на трикотажной фабрике, где за 60-часовую рабочую неделю получал три доллара.

Во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 годов работал механиком на оружейной фабрике в Спрингфилде, а затем перешел на предприятие знаменитой Colt Revolver Works в Хартфорде (штат Коннектикут). В то время Colt была лидером в области стандартизации и точности изготовления деталей. Там Лиланд впервые познакомился с технологией взаимозаменяемости отдельных частей, которую впоследствии успешно применил в автомобильной промышленности.

Талантливый изобретатель, Лиланд пробовал себя в различных отраслях техники, сфера его конструкторских интересов простиралась от механической машинки для стрижки волос до автомобильных двигателей. В 1890 году он вместе с компаньоном организовал компанию Leland & Faulconer, специализировавшуюся на постройке паровых машин и судовых двигателей. В 1896 году на ней открылось производство велосипедных деталей. А в 1901-м сам Рэнсом Олдс заказал Leland & Faulconer 2000 одноцилиндровых моторов мощностью 3 л. с. для своего Merry Oldsmobile. Моторы были построены, причем мощность двигателей была не 3, а 3,7 л. с. Благодаря усовершенствованиям, внесенным в конструкцию Лиландом и его сыном Уилфредом, двигатель стал гораздо лучше, и его представили публике на выставке в Детройте. Сам Лиланд успел к тому времени приобрести репутацию высококлассного специалиста.

В 1902 году он получил приглашение от Генри Форда. К тому времени автомобильный завод в Детройте, где Форд бы главным инженером, разорился, и Лиланда попросили оценить стоимость его оборудования и подготовить предприятие к продаже. Тогда-то у него и возникла идея реорганизовать завод и наладить на нем выпуск автомобилей высшего класса. Форд и Лиланд решили назвать новую фирму в честь легендарного губернатора Луизианы и основателя города Детройта маркиза де Кадийяка. Так в августе 1902 года родилась Cadillac Motor Car Company, где Лиланд стал директором и техническим консультантом.

Первый прототип под маркой Cadillac появился 17 октября 1902 года, а уже в январе следующего года продукция фирмы демонстрировалась на выставке в Нью-Йорке. Спустя всего два месяца, в марте, началось серийное производство автомобилей. Работая в компании, Лиланд отвечал за внедрение новых технологий и техническое усовершенствование автомобилей. Благодаря ему на Cadillac впервые в автомобилестроении стали применяться унифицированные детали. Разумеется, такая компания не могла не привлечь конкурентов, и 29 июля 1909 года она была куплена General Motors. Лиланд и его сын уступили фирму за 5,6 млн долларов, но сохранили за собой посты управляющих.

В 1910 году друг Лиланда Байрон Картер погиб при попытке запустить свой Cadillac с помощью стартовой рукоятки. Это настолько потрясло изобретателя, что он поклялся, что его автомобили больше никого не убьют, и развернул работы по конструированию автоматического стартера. В 1911 году на машинах его конструкции стал устанавливаться электрический стартер, годом спустя ставший стандартным оборудованием. Кроме того, благодаря Лиланду на автомобилях Cadillac появилось зажигание с автоматической регулировкой опережения.

В 1917 году Лиланд вынужден был покинуть созданную им компанию и спустя некоторое время основал Lincoln Motor Company, которая выпускала 12-цилиндровые авиационные двигатели, применявшиеся на американских самолетах в годы первой мировой войны. В 1920-1921 годах он вместе с сыном учредил Lincoln Motor Car Company of Delaware, которая принялась за постройку автомобилей. Генри Мартин Лиланд скончался в 1932 году в возрасте 88 лет.

Рэнсом Олдс (Ransom Olds)

Родился 3 июня 1864 года в небольшом провинциальном городке Женева (штат Огайо). Отец Олдса владел механической мастерской. В юности будущий конструктор окончил бухгалтерские курсы при бизнес-колледже в Лансинге (штат Мичиган). Но счетоводом молодой Олдс так и стал: в конце 80-х годов он увлекся проектированием локомобилей, а в 1891 году построил собственный трехколесный паровой прототип. Годом позже появился первый бензиновый автомобиль Олдса. Вдохновленный интересом, проявленным покупателями к его машинам, в 1897 году конструктор организовал предприятие Olds Motor Vehicle Company. Первый блин оказался комом, и в 1899 году компанию пришлось реструктурировать и преобразовать в Olds Motor Works, чтобы избежать неприятностей.

В 1901 году Олдс построил свой самый знаменитый автомобиль, прозванный Сurved Dash. Машина продавалась всего за 650 долларов и стала первым по-настоящему недорогим автомобилем в мире. Все вроде бы шло хорошо, но в марте 1901 года на заводе Олдса в Детройте разразился пожар, полностью уничтоживший предприятие. Компанию перевели в Лэнсинг, а Олдс, сколотивший к тому моменту огромное состояние, два года спустя продал свою часть акций. В 1908 году Olds Motor вошла в состав General Motors.

Олдс же организовал новую фирму Reo Motor Car Company, где продолжил эксперименты с двигателями внутреннего сгорания, стараясь приспособить их для различных нужд, в том числе и для сельского хозяйства. Помимо прочего, человечество обязано ему созданием первой моторизованной косилки.

Большие деньги породили большие амбиции, вероятно, поэтому в 1913 году Олдс купил более 35 тыс. акров земли около северной оконечности залива Тампа и построил там город, который назвал в свою честь Олдс-на-Заливе (в настоящее время Олдсмар). В 1921 году город сильно пострадал от урагана, и основатель перестал им интересоваться. Скончался Олдс в 1950 году.

Если Лиланд и Олдс были основателями самых известных отделений Gеneral Motors, то отцом всей корпорации по праву считается другой человек.

Уильям Крапо Дюрант (William Crapo Durant)

Дюрант родился 8 декабря 1860 года в городке Бостон (штат Мичиган). Любознательный, предприимчивый и активный, Дюрант сызмальства обладал неуживчивым характером и в 16 лет бросил школу, поссорившись с ее директором. Неведомо, что наговорил будущий предприниматель педагогу, но никакие просьбы родственников и друзей Дюранта не смогли помочь ему остаться в школе. Строптивому подростку пришлось пойти разнорабочим на склад стройматериалов. Разумеется, Дюрант и там долго не задержался, как, впрочем, и в дюжине других мест. Однако он имел ярко выраженный предпринимательский талант, благодаря которому его приняли в водопроводную компанию города Флинт (Flint City Waterworks), где через несколько лет молодой человек сделал себе имя, а заодно и приличный капитал.

В возрасте 25 лет Дюрант вместе с компаньоном основал компанию Durant-Dort Carriage Company, специализировавшуюся на производстве двуколок, а в 1904 году купил автомобилестроительную фирму Buick Motor Car Company и реорганизовал ее. В 1908 году к предприятию были присоединены еще две компании, Maxwell-Briscoe и Reo. Имея в своем активе все эти фирмы, Дюрант 16 сентября 1908 года основал новую корпорацию, General Motors.

К тому времени колючий молодой человек успел превратиться в финансового воротилу и в течение последующих двух лет скупил около 30 компаний, в том числе Cadillac, Olds, Oakland, Carter, Elmore, Ewing и Welch.

Разумеется, огромная корпорация требовала коллегиального управления, а Дюрант так и не стал компанейским парнем. В 1910 году он поссорился со всеми компаньонами, и те вынудили Дюранта покинуть им же созданную General Motors.

Но оставим мистера Дюранта в этот нелегкий момент, чтобы познакомиться с другим человеком.

Луи Шевроле (Louis Chevrolet)

Талантливый изобретатель, гонщик и предприниматель родился в 1878 году в Швейцарии, а в возрасте 22 лет эмигрировал в США. Первое время молодой человек занимался продажей винных насосов собственной конструкции. Как и всякий изобретатель, Шевроле интересовался последними достижениями техники, а автомобили в то время были как раз таковыми. Увлекшись гонками, Шевроле успешно выступил в ряде крупных соревнований и вышел в ряды фаворитов. Од даже считался соперником Барни Олдфилда, имя которого с восторгом повторяли фанаты по всей Америке. Однажды на гонке его увидел Дюрант, который в 1908 году предложил Шевроле место гонщика в команде Buick.

Не могу утверждать, что Шевроле и Дюрант сумели подружиться к тому моменту, когда основатель GM покинул свое детище, но тем не менее швейцарец стал тем самым человеком, к которому Дюрант пришел за помощью вскоре после своей вынужденной отставки. Он предложил Шевроле совместно создать новую автомобильную компанию. Шевроле предложение принял, и 3 ноября 1911 года на свет появилась Chevrolet Motor Car Company. В 1912 году была приобретена еще одна компания, Republic Motors, на производстве которой и наладили выпуск автомобилей под маркой Chevrolet. Машины, сконструированные самим Шевроле, принесли марке первую известность, а затем и коммерческий успех. Особенно этому способствовали спортивные достижения швейцарца.

Но вернемся к Дюранту, который вновь сел на любимого конька, то есть дорвался до единоличного управления фирмой. Он, конечно же, не был бы самим собой, если бы позволил компаньону вмешиваться в "кухню". Между тем в дела конструкторские он вмешивался, и пока Шевроле зарабатывал марке очки на спортивном поприще, Дюрант распорядился об изменении конструкции выпускаемых автомобилей. Назрел конфликт, и Шевроле в 1913 году покинул компанию имени самого себя. Стоит сказать, что впоследствии он занимал ряд руководящих постов в различных компаниях, в том числе и пост президента Frontenac Motor Company, выпускавшей гоночные автомобили и готовившей к спортивным соревнованиям фордовские модели "T". А скончался Луи Шевроле в 1941 году.

Распростившись с Шевроле, Дюрант вновь занялся любимым делом - начал скупать компании. Бизнес шел вполне успешно, фирма процветала. В 1914-1915 годах было продано 15 тыс. автомобилей. Эти успехи дали предпринимателю возможность подготовиться к борьбе за то, чтобы вновь подчинить себе GM. Представьте, ему это удалось! В 1915 году Дюрант начал активно скупать акции General Motors, и через некоторое время в его распоряжении был контрольный пакет. Вернув себе фирму и переименовав ее в General Motors Corporation, Дюрант управлял ею до 1920 года, когда в результате кризиса акции компании упали в цене с 400 до 12 долларов за штуку. Правлению пришлось пойти на реорганизацию системы менеджмента, и Дюранту во второй раз пришлось уйти, чтобы начать все заново.

Неуемному предпринимателю, казалось, все было нипочем. Он так же азартно, как в молодости, ринулся в бизнес и принял участие в организации целого ряда компаний. Однако кризис 1929 года положил конец всем начинаниям. В 1936 году было официально зарегистрировано банкротство Дюранта. Скончался он в Нью-Йорке в 1947 году.

Дэвид Данбар Бьюик (David Dunbar Buick)

Он был изобретателем, конструктором, предпринимателем и одним из пионеров автомобилестроения. Родился Бьюик 17 сентября 1854 года в шотландском городке Арборт в семье столяра, который, не сумев разбогатеть на родине, решил искать счастья за морем.

В начале своей карьеры Бьюик работал на водопроводную компанию в Детройте и изобрел способ высокотемпературного соединения чугуна с фарфором. Благодаря предложенной им технологии компания смогла наладить выпуск усовершенствованных водопроводных труб и ванн, что принесло изобретателю известность и состояние.

В поисках сферы приложения своего изобретательского дара Бьюик обратился к конструированию судовых двигателей, а затем увлекся автомобилями. Конструктору в то время было уже 45 лет. В 1899 году на деньги, вырученные с трубопроводного бизнеса, была основана Buiсk-Auto-Vim and Power Co., а вслед за ней в 1902 году появилась Buick Manufacturing Company, выпускавшая верхнеклапанные двигатели, сконструированные Бьюиком. Эти моторы были необычайно мощными (22-29 л. с.) и совершенными для своего времени. Первый автомобиль Бьюик построил в 1901 году и продал его своему знакомому за 300 долларов.

В мае 1903 года, имея в своем распоряжении двигатель, опыт работы в автомобилестроении и заручившись финансовой поддержкой братьев Бриско, Бьюик основал автомобилестроительное предприятие Buick Motor Car Company. Но новая компания просуществовала лишь до 1 ноября 1904 года, а затем перешла под управление Уильяма Дюранта, купившего контрольный пакет. Бьюик остался членом совета директоров фирмы, но, будучи скверным бизнесменом, не ходил даже на совещания совета, пытаясь сосредоточиться на новых изобретениях и их внедрении в жизнь. Дюрант же заботился прежде всего о прибыли и настаивал на выпуске только испытанных временем конструкций. В 1906 году они окончательно рассорились, и Бьюик покинул компанию.

Уйдя из автомобильного бизнеса, он лишился почти всех средств, однако занялся новым делом, добычей нефти в Калифорнии. Но неудачи продолжали преследовать конструктора, он прогорел и на этот раз. Окончательно уверовав в собственную неспособность вести дела, Бьюик оставил бизнес, некоторое время служил инженером в различных фирмах, а под конец жизни был вынужден поступить на должность инструктора в Школу торговли в Детройте.

5 марта 1929 года Дэвида Данбара Бьюика не стало, он скончался от рака в одной из муниципальных больниц. И хотя этот человек отдал автомобильной промышленности всего лишь несколько лет своей жизни и лишь небольшую часть огромного таланта, этого хватило, чтобы имя выдающегося конструктора было увековечено на стенах "Зала автомобильной славы" в Детройте.

Между тем пионерские времена в автомобильном бизнесе кончились. General Motors набралась сил и уже не зависела от своих "родителей". В ее состав входили все новые и новые марки в Америке и в Европе. С уходом Дюранта к управлению корпорацией пришли носители новой идеологии менеджмента. Именно они обеспечили фирме выживание и в нелегкий период Великой Депрессии, и в послевоенные годы. Одним из них был выдающийся менеджер.

Альфред Слоан (Alfred Sloan)

Именно Альфреду Слоану (1875-1966) General Motors во многом обязана своим сегодняшним величием. Путь к вершинам менеджмента Слоан начал в 1895 году чертежником в фирме Hyatt Roller Bearing. А вскоре талантливый новичок уже возглавлял эту компанию. Со временем Слоан стал настолько известен в кругу бизнесменов, что в 1916 году сам Дюрант обратился к нему за содействием, собираясь добиться слияния нескольких компаний, в том числе и Hyatt, с целью создать новую корпорацию под маркой United Motors Corporation. Слоан посодействовал, новая корпорация родилась. Правда, вскоре после этого она вошла в состав General Motors. Административный талант Слоана превратил компанию в один из самых крупных и прибыльных концернов в мире.

С 1923-го по 1936 год Слоан занимал пост президента General Motors и был инициатором выработки новой стратегической концепции завоевания рынка, в результате осуществления которой основной конкурент, Ford Motor, был оттеснен с первой позиции.

Великий менеджер считал, что конструирование изделия должно пониматься как динамический процесс, который приводит к конечной цели через постепенные усовершенствования. Конструкция автомобиля не считалась раз и навсегда заданной и оптимальной. Этот подход в конечном итоге оформился у GM в политику ежегодной смены моделей.

Другой составной частью стратегии Слоана было то, что требования рынка удовлетворялись в рамках политики создания единого ассортимента моделей, а не с помощью независимых друг от друга конструкций. Благодаря ему GM уже в конце 20-х годов перешла от выпуска отдельных моделей к выпуску целой гаммы автомобилей. Кроме всего прочего, Слоан считал недопустимыми радикальные изменения в производстве. Предложенная им стратегия действовала на фирме почти полвека, с 1923-го по 1972 год, и за все это время в нее были внесены лишь небольшие поправки.

В 1956 году Слоан был назначен на пост председателя совета директоров GM. Много сил и времени уделял меценатству и благотворительности. Так, в 1934 году он основал фонд своего имени Sloan Foundation, а позднее и исследовательский институт Sloan-Kettering Institute for Cancer Research.

В заключение несколько слов об автомобилях. Разумеется, не обо всех, а только о тех, что сделали General Motors лидером мирового автомобилестроения. Взять хотя бы пикапы, спрос на которые в США вот уже не один десяток лет неуклонно растет. GM была одной из первых в мире компаний, которая осознала, что кроме легковых автомобилей и грузовиков клиенты хотят иметь легкие и маневренные автомобили "общего назначения", способные и грузы возить, и послужить своему хозяину в городе. Появившиеся в конце 20-х, такие машины продолжают пользоваться популярностью по сей день. И не важно, что джиэмовский пикап сегодня уже не столько малотоннажный грузовик для фермера, сколько "культовый" автомобиль, его одинаково часто можно увидеть и на скоростном хайвее, и на пыльном сельском проселке. И везде он в своей тарелке!

Ну а попробуйте представить себе Америку без знаменитых Chevrolet Special и De Lux (1949), или без Chevi 11 (1960), или без Corvett, впервые появившегося в 1953 году. Многие наши современники еще помнят моду на хромированные детали кузова, царившую в 50-е годы. Все эти цацки, делавшие такими неповторимо выразительными огромные машины того времени, тоже были придуманы дизайнерами General Motors.

А знаменитые Buick Century, Skylark; Pontiac GTO, Ventura, Cadillac V8, Еldorado, De Ville, Seville? Всех и не перечислить, как и людей, имена которых стали частью автомобильной истории. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что основной капитал GM, как, впрочем, и любой серьезной компании, - люди.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №7 (7) 20 сентября 1999
    N07 (7) 20 сентября
    Содержание:
    Реклама