Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Дело о пяти миллиардах

1999

Что стоит за иском к GM и самым крупным штрафом в истории Соединенных Штатов

Трагедия случилась в сочельник 1993 года. В припаркованный Chevrolet Malibu 1979 модельного года, в котором находились Патрисия Андерсон, четверо ее детей и друг семьи Джо Тайнер, врезался автомобиль, двигавшийся со скоростью 80 км в час. От удара вспыхнул бензобак - сидевшие в машине люди получили сильные ожоги.

В июле нынешнего года суд присяжных Лос-Анджелеса вынес вердикт, предписывающий General Motors выплатить пострадавшим 107 млн долларов в виде компенсации и 4,8 млрд долларов в виде штрафа. Эта сумма в двести раз превышала максимальный штраф, когда-либо присуждавшийся в США. Выплата такой суммы способна разорить любую компанию, даже такую крупную, как GM. И корпорация подала апелляцию.

На чем же основывались обвинения? На "небезопасном размещении топливного бака автомобиля за задней осью". Юристам удалось отыскать служебную записку, в которой один из аналитиков GM по-математически сухо сравнивал стоимость улаживания возможных судебных исков со стоимостью внесения изменений в конструкцию автомобиля и приходил, впрочем, к выводу, что абсолютно безопасным сделать автомобиль невозможно. Доказательств, что записка рассматривалась руководством корпорации и по ней было принято какое-либо решение, не было найдено.

Еще несколько немаловажных штрихов к делу. Присяжным было запрещено сообщать, что виновник ДТП был пьян. Что у 95% автомобилей, выпускавшихся в США в 70-е годы, бензобак располагался именно сзади (у наших машин и сейчас). Наконец, что согласно статистике Malibu считается одним из самых безопасных автомобилей своего времени.

В конце концов суд существенно сократил сумму штрафа. Но дело не закрыто и апелляция рассматривается в высшей инстанции. Прокомментировать эту историю "Эксперт-Авто" попросил Гарри Пирса, вице-председателя совета директоров General Motors.

- Американская судебная система и Гражданское право уникальны, - отметил наш собеседник. - У каждого есть доступ к суду даже с весьма сомнительными исками, поэтому иногда происходят так называемые бесконтрольные решения присяжных. Но вот на что почему-то не обращают внимания средства массовой информации здесь, в Соединенных Штатах, так это на то, что все такого рода вердикты присяжных отменяются апелляционным судом. Поскольку в части доказательств по этому конкретному делу была допущена масса ошибок, мы абсолютно уверены, что так будет и на этот раз.

Две черты американской судебной системы создают опасность подобных вердиктов. Во-первых, гонорар адвоката, во многих случаях составляющий от трети до сорока процентов суммы, о которой идет речь. А это, согласитесь, неплохой стимул для того, чтобы работать не покладая рук. И вторая черта, которая отличает юридическую систему США от, скажем, европейской, заключается в том, что, проигрывая подобный процесс, истец не несет никаких издержек. Если бы, допустим, подобный процесс шел в Великобритании, то, во-первых, не было бы никакого процентного гонорара для адвоката; во-вторых, истец или ответчик оплатил бы все реальные расходы другой стороны на судебный процесс; в-третьих, решение принадлежало бы судье, а не группе присяжных.

Кроме того, в Соединенных Штатах присяжные подбираются непрерывно и всегда можно натолкнуться на группу людей, которые настроены против любой крупной компании. А для компаний лучше всего проигрывать подобные дела на самом высоком уровне суммы, которая назначается присяжными: апелляционный суд, видя всю абсурдность ситуации, в которую попала компания, обычно проще отменяет подобные вердикты. За всю свою историю, должен заметить, корпорация никогда не выплачивала сумму, даже сопоставимую с изначальным размером штрафа. И в этом случае, я уверен, тоже ничего не произойдет.

- И все же существующая система не может не вызывать у серьезных производителей желания изменить ее. Что они могут сделать?

- Мы участвуем во многих форумах, чтобы провести судебную реформу и на федеральном уровне, и на уровне отдельных штатов. Серьезные изменения произошли, например, в Техасе. Исторически там всегда было неблагоприятное для производителей законодательство, теперь же весьма просвещенное в том, что касается ответственности за качество продукции. Конечно, это потребовало многолетней работы. Мы вошли в альянс с крупнейшими производителями автомобилей и крупными техасскими компаниями. Последовательно лоббировали наши интересы, наконец дождались физической смены судей в Верховном суде Техаса. Крайне важным для нас, в частности, было недавнее решение Верховного суда, воспрещающее адвокатам истца пользоваться услугами неквалифицированного или заведомо настроенного против ответчика эксперта. А вообще-то General Motors каждый год является ответчиком по достаточно большому количеству исков подобного рода и выигрывает большинство из них.

- В России лоббистская деятельность пока не регулируется законодательно и воспринимается чаще как нечто связанное с подкупом или давлением на людей, принимающих решения. Не могли бы вы сказать несколько слов о существе этой системы в США?

- Лоббирование происходит на федеральном уровне и на уровне штатов и регулируется федеральными законами и законодательствами Штатов. Если я адвокат и мне нужно войти в контакт с законодателями, мне необходимо зарегистрироваться в качестве лоббиста. И непременно указать, чьи интересы я представляю. То есть лоббизм в Соединенных Штатах является законодательно закрепленной практикой и основной его целью является привнесение в различные учреждения различных точек зрения. Естественно, эффективность работы лоббистов зависит от правдивости той точки зрения, которую они высказывают, но это уже прерогатива законодательного комитета - решать, справедливые ли задачи выполняет лоббист. Если бы вы брали интервью у законодателей, они, безусловно, сказали бы, что в отсутствие лоббистов им не были бы известны многие, зачастую весьма важные, различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- Как я понял, вы профессиональный юрист?

- Я начинал свою карьеру в качестве адвоката ВВС США. Окончил Академию ВВС, а затем сразу же юридический колледж, и получил звание судьи. После военной службы начал карьеру частного адвоката. В течение пятнадцати лет защищал различных американских производителей в процессах, связанных с исками по качеству продукции. Представлял интересы и Ford, и General Motors, и Toyota, и многих других крупных производителей. А в октябре восемьдесят пятого года присоединился к GM в качестве ассоциированного юрисконсульта и в мае восемьдесят седьмого года стал главным юрисконсультом корпорации. Затем взял на себя многие сферы деловой активности. Так что опыта работы с американской системой гражданских судов у меня хватает... Вице-председателем совета директоров стал в девяносто шестом году.

P. S. День, когда мы беседовали с Гарри Пирсом, он считает днем своего второго рождения. Ровно год в его крови не обнаруживают признаков лейкемии. По словам Пирса, побороть страшный недуг ему помогли собственное отношение к болезни, которое стало частью лечения, и, конечно же, поддержка семьи и коллег по работе.

«Эксперт Авто» №8 (8)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама