Атака на "железный занавес"

Автосалон
Москва, 22.11.1999
Западные компании активизируют борьбу за азиатские рынки, в том числе японский

Современное мировое автомобилестроение становится настолько взаимосвязанным, что "сольные партии" уже непопулярны, а осажденные национальные бастионы вроде Японии неизбежно падут. Это еще раз продемонстрировал 33-й Международный автосалон в Токио, завершившийся в начале ноября. Да, здесь, как и прежде, доминировали местные производители, но уже не столь убедительно. Они представили 229 автомобильных новинок, а европейцы и американцы немногим меньше - 210. Такое случилось впервые за последние годы. И публика восприняла это как должное: за 12 дней работы экспозицию, вход на которую стоил 12 долларов, посетили около полутора миллионов человек. Всего же производители из 15 стран показали 757 экспонатов, разместившихся на 45 тыс. квадратных метров.

Главная отличительная черта токийского салона - колоссальное количество концептуальных разработок и незначительное число мировых премьер, готовых к серийному производству. Среди последних самой интересной для россиян является, пожалуй, новая версия Mitsubishi Pajero, который появится у официальных дилеров уже в начале будущего года. Было, конечно, и еще кое-что, например, обновленная Mazda 626, но в нашу страну она официально поставляться пока не будет.

Плоды кооперации

Накануне выставки General Motors устроила в японской префектуре Чиба презентацию автомобиля под названием YGM. Он разработан совместно с Suzuki, сделавшей дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива, и предназначен специально для азиатских рынков. Начало продаж намечено на 2001 год. Мало того, в Токио американцы показали новый грузовик, сделанный уже в кооперации с Isuzu. И как сенсация прозвучало объявление о технологическом сотрудничестве GM и Toyota. Речь идет о создании модели, которую будут отличать "невиданная экономичность и экологическая безопасность".

Позицию американцев прояснил председатель совета директоров GM Джон Смит: "В существующем экономическом климате наши продажи в Японии снижаются, но сегодня мы заинтересованы в этом рынке больше, чем когда-либо". К слову, то же самое могут заявить и другие заокеанские производители: в прошлом году реализация автомобилей американского производства упала здесь на 35%. Вот еще одна причина стремительной кооперации.

Разумеется, интересы крупнейшего концерна не ограничиваются Японией. К 2005 году GM намерен завоевать около 19% азиатского авторынка (сейчас доля концерна - лишь 4,6%). На днях стало известно, что GM рассматривает возможность покупки погрязших в долгах южнокорейских компаний Ssangyong и Samsung. Об этом сообщил CNN глава сеульского представительства компании Ли Ки Суп. А переговоры американских автопроизводителей с Daewoo уже близятся к завершению.

На Токийском автосалоне General Motors объявила о проекте интернетизации автомобиля. Президент японского подразделения корпорации Марк Хоган сообщил, что уже в ноябре будет представлен первый Cadillac Seville, из которого можно выходить во всемирную паутину. Автомобильные интернет-пользователи получат бесплатный доступ через специальную навигационную систему, причем общаться с компьютером можно устно. Через некоторое время новшество появится и на многих других моделях.

В Токио стало известно и о планах других автомобильных альянсов. Так, Renault/Nissan объявил о намерении к 2002 году начать выпуск машин на общих платформах по единому проекту.

Наиболее уверенные позиции среди импортеров на японском рынке занимает Daimler/Chrysler. На его долю приходятся 17% импортируемых автомобилей. Но ошибочно было бы полагать, что только американские и европейские компании стремятся усилить свое присутствие в стране. Корейская Hyundai объявила, что в 2001 году собирается начать здесь продажу своих автомобилей. В авангарде пойдут семиместный минивэн Santa Fe, седан Sonata и купе Tiburon. Для их продажи будут открыты дилерские центры в Токио, Осаке, Кобе, Хиросиме и других крупных городах.

Немецкая Audi решила заинтересовать японских потребителей модернизированной модификацией А4, 1,8 Turbo Quattro, мощность которой увеличилась со 150 до 180 л. с. Внешние изменения затронули решетку радиатора, противотуманные фары, зеркала заднего вида, дверные ручки и блок задних фонарей.

Необычно большие площади занял стенд Ford. Хотя собственно под брэндом Ford автомобилей на нем не было. Зато компания представила сразу шесть принадлежащих ей марок: Mazda, Lincoln, Mercury, Jaguar, Aston Martin и Volvo. Президент концерна Жак Нассер заявил, что разнообразие фирменных знаков подчеркивает стратегию компании, нацеленную на предложение прежде всего молодым японским покупателям, более восприимчивым к импорту. При этом основная ставка делается на самую популярную на островах европейскую марку Volvo.

Японские гибриды

Токийский салон подтвердил, что рост спроса на однообъемные минивэны стал мировой тенденцией. Мода на них перекинулась из США в Японию и Европу. Новинкой от Mitsubishi стал пятиместный SUW Dion с рекордно низким расходом топлива - 4,5 литра на 100 километров. Внешне модель похожа на Prius, который относится к первым гибридным автомобилям массового производства. Невиданная экономичность достигается благодаря полуторалитровому двигателю GDI с непосредственным впрыском топлива и электромотору с миниатюрным литиево-ионным аккумулятором. Электрический силовой агрегат работает практически постоянно, а бензиновый включается, когда возникает необходимость подзарядить батареи.

В Токио к показанным на франкфуртской выставке концептуальным SUW Advance и SUW Compact прибавилась модель SUW Active. Это внедорожник с агрессивным обликом, который будет оснащаться новым бензиновым мотором с непосредственным впрыском GDI-Sigma. (Относительно успешную Mitsubishi кризис тоже не обошел стороной. Чтобы улучшить финансовые дела, компания объявила о сокращении к 2004 году 10 тысяч рабочих мест.)

По пути создания гибридов пошла и Toyota. Она разработала автомобиль HV-М4 с одним бензиновым и двумя электрическими моторами, аккумуляторы которого, как и у разработки Mitsubishi, не нужно подзаряжать от посторонних источников.

Новинкой от Nissan стал пятиметровый минивэн Bassara. Машина выделяется современным аэродинамическим кузовом. На выбор покупателям предложат три мотора, в том числе один дизельный. Nissan представил в Токио еще и несколько концепт-каров (некоторые, например Cipact, уже демонстрировались на предыдущих салонах). Наибольшее внимание привлекла концептуальная разработка XVL, которая после серийного освоения наверняка привлечет внимание любителей седанов.

Самые яркие премьеры

Сегодня ни один международный салон не обходится без спортивных автомобилей. Несмотря на строгий скоростной режим практически во всех цивилизованных странах, этих машин становится все больше. Настоящий фурор произвел Bugatti EB 18/4 Veyron. С этой моделью Volkswagen собрал в Токио, наверное, рекордное количество зрителей. Машина названа в честь пилота, прославившегося в 30-40-е годы победами в 24-часовых гонках Le Mans. Автомобиль планируется оснащать 18-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 6,3 литра с непосредственным впрыском топлива. Силовой агрегат расположен, как в настоящих спортивных болидах, посередине машины. Он развивает мощность в 555 л. с. Любопытно, что объем системы смазки составляет 15 литров. На Bugatti устанавливаются 20-дюймовые колеса разной размерности (спереди 265/30, сзади 335/30).

Скоростные автомобили представил также практически каждый местный производитель. Не последнее место в этом секторе занимает Honda, удивившая посетителей моделью Sprocket. Среднелитражный спортивный кабриолет напоминает самолет. Например, он имеет не руль, а штурвал. Автомобиль способен превращаться из двухместного в четырехместный, для чего необходимо сдвинуть перегородку багажного отсека назад. К том у же Sprocket подобно детскому роботу-трансформеру легко преобразуется и в маленькую хозяйственную машину с вместительным багажником и встроенной погрузочной эстакадой.

Автосалон - зеркало рынка

Кроме натиска западных компаний, есть и другие причины, по которым японский рынок не может оставаться слишком закрытым для импорта. Дальнейшая изоляция не может не вызывать ответных мер. По данным японской Ассоциации автозаводов, с апреля по сентябрь нынешнего года экспорт машин из страны упал на 5,3%. А ведь именно он составляет основу местной автоиндустрии (по числу автомобилей на 100 жителей Япония занимает лишь 19-е место в мире). Справедливости ради следует отметить, что падение спроса на японские автомобили наблюдается только в Европе, Латинской Америке и на Среднем Востоке. Северная Америка, напротив, впервые за два года увеличила закупки японских машин на 18,5%. Более того, японцы начали вторгаться в секторы, где до последнего времени безраздельно господствовали хозяева. Например, Toyota выходит на рынок США с новым внедорожником Sequola, созданным на базе популярного в Америке пикапа Tundra. Но все это не делает общую картину более радужной.

Пока незначительное падение экспорта существенно не сказалось на объемах производства. Зато номенклатура выпускаемой продукции изменилась кардинально. В частности, на 46,6% вырос объем выпуска малолитражных автомобилей, а машин более высокого класса, наоборот, сократился.

Конечно, на руку зарубежным производителям играют и финансовые трудности, вызванные азиатским кризисом. К тому же то, что обыватели считают японской продукцией, на самом деле таковой во многих случаях уже не является. Mitsubishi кооперируется с Daimler/Chrysler, Renault - с Nissan, Ford является совладельцем Mazda, GM увеличивает долю в Suzuki и Isuzu.

Так что автосалон в Токио лишь подтвердил тенденцию к глобализации автомобильного производства и мирового авторынка. Несмотря на очевидную региональную специфику, на местных рынках будут продаваться машины под разными брэндами, с разными техническими характеристиками и своеобразным обликом, но созданные на основе все уменьшающегося количества общих платформ. И выпускаемые предприятиями, все теснее связанными друг с другом финансовыми, технологическими и административными узами.

Между прочим, Россия отнюдь не выпадает из общемирового процесса. Но об этом в следующем выпуске "Эксперта-Авто".

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №9 (9) 22 ноября 1999
    N09 (9) 22 ноября
    Содержание:
    GM раскрывает карты

    Американская корпорация решилась представить свои последние разработки задолго до мировых премьер

    Без рубрики
    Без рубрики
    Мировая премьера
    Российские премьеры
    Автокурьер
    Реклама