Успех за рубежом зависит от совместных предприятий

Москва, 06.03.2000
Так считает директор по международным операциям Renault Манюэль Гомез

Несколько дипломов - обычный багаж менеджеров высшего звена в концерне Renault. Манюэль Гомез обучался на факультете естественных наук и юридическом факультете, окончил Институт коммерции и менеджмента. В 1985 году он занял пост директора по кадрам и социальным вопросам департамента финансов Renault. Через шесть лет возглавил компанию Renault Credit International. В мае 1995-го стал тем человеком, от которого во многом зависит международная политика фирмы. Продвижению Renault на новые рынки и посвящена наша беседа.

- Вот уже несколько лет подряд марка Renault - самая популярная в Европе, - утверждает господин Гомез. - В Старом Свете мы реализуем больше восьмидесяти процентов своих автомобилей. Хотя по суммарному объему продаж наша компания и уступает группе VAG, в состав которой входят Audi, Seat, Skoda.

В последнее время, вместе с тем, мы все активнее укрепляемся на новых и быстро развивающихся рынках. Сейчас Renault присутствует более чем в ста странах, где осуществляет продажи через восемнадцать с половиной тысяч торговых точек. При этом в двадцати пяти странах наша рыночная доля превышает пять процентов. Разумеется, мы не ограничиваемся торговлей и параллельно развиваем производство. На сегодняшний день у нас есть предприятия в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Чили, Колумбии. Это три сборочных и один механический завод. Они выпускают модели Scenic, Clio2, Kangoo, Megane, Renault-19, Twingo-2 и Trafic. Кроме того, в Бразилии мы изготавливаем двигатели, причем не только для собственных автомобилей, но и, к примеру, для Peugeot. Цель Renault - завоевать к две тысячи пятому году одиннадцать процентов рынка этих стран.

За границей мы в первую очередь лидируем в так называемом сегменте М-1, к которому относится Megane. Также весьма популярны и коммерческие автомобили, например Kangoo. Очень хорошо идут дела в Турции. Там каждая из четырех продаваемых машин - Renault. В Аргентине мы продаем каждый пятый автомобиль, в Колумбии, которая переживает экономический кризис, каждый шестой. Хорошие тенденции продаж также в Марокко и Южной Африке.

- Российский покупатель, должен заметить, довольно настороженно относится к продукции, которая выпускается не в Европе, а, скажем, в Азии или Латинской Америке.

- И совершенно напрасно. Во-первых, все автомобили собираются по единой технологии и на новейшем оборудовании - вне зависимости от того, где расположены заводы. Вот почему срок запуска новой модели в серийное производство одинаков для любого предприятия и не превышает шести месяцев. Во-вторых, всюду действует единая система контроля качества продукции. А, например, турецкий завод - единственное в мире предприятие, которому мы доверили выпуск модели Megane с кузовом "универсал". Как показывает практика, зарубежные предприятия Renault, не имевшие большого опыта в автомобилестроении, вполне могут добиться европейского уровня производства и европейского качества.

- Чем вы объясняете стремление наращивать производственный потенциал в странах третьего мира?

- Причин несколько. К этому подталкивают во многих случаях высокие таможенные барьеры, стоящие на пути нашей продукции. Поэтому быть достойно представленными на рынке без организации местного производства просто невозможно. Другая причина - дороговизна транспортировки продукции. Наконец, в ряде стран имеются большие трудовые ресурсы при относительно невысокой норме оплаты труда. Таким образом, с приближением производства к месту продажи значительно возрастает его рентабельность. Сначала французский персонал плохо воспринимал известия о создании мощностей за границей. Люди считали, что их лишают работы. Но со временем мы достигли понимания с профсоюзами.

- А как обстоят дела с "наступлением на Восток"?

- В восточную часть Европы Renault проникла благодаря покупке румынской компании Dacia. Эта сделка, состоявшаяся в сентябре прошлого года, обошлась компании в пятьдесят миллионов долларов. А всего в течение пяти лет в румынский проект будет инвестировано около двухсот двадцати миллионов. Конечная цель состоит в выпуске абсолютно новой модели для стран Восточной Европы, стоимость которой не превысит шести тысяч долларов. Предполагается, что к две тысячи десятому году Dacia выйдет на ежегодное производство двухсот тысяч автомобилей, из которых восемьдесят тысяч будут экспортироваться.

- Недавно президент Renault Луи Швейцер и мэр Москвы Юрий Лужков подписали соглашение об увеличении инвестиций в СП "АвтоФраМос". На что вы рассчитываете, продолжая развивать этот проект?

- Мы исходим из того, что Россия - огромный рынок. Ваша страна располагает богатейшими природными ресурсами, а ваши сограждане в большинстве своем прекрасно образованы. К тому же, как выяснилось, русские интересуются автомобилями больше, чем европейцы. А представить себе автомобильное будущее России можно на примерах Москвы и Санкт-Петербурга, где уровень автомобилизации приближается к европейскому. На этом и основывается наша уверенность в успехе.

Конечно, инженерам придется серьезно поработать над конструкцией наших машин, которые должны быть подготовлены к эксплуатационным условиям вашей страны. С технической точки зрения такие проблемы решить нетрудно. Но есть трудности иного рода, и главные из них - сложные административные правила и законы, огромное количество налогов, таможенные пошлины. Предусмотреть заранее все предстоящие сложности просто невозможно. Для этого нам и понадобился местный партнер в лице столичного правительства.

Хочу заметить в этой связи, что между Россией и Францией всегда существовали особые дружеские отношения. Мы уверены также в том, что персонал нашего СП должен в основном состоять из россиян. Что касается технической подготовки российских инженеров, то она великолепна. Правда, долгое время ваши специалисты были отлучены от современных технологий автомобилестроения. Но это решаемые проблемы. Меня больше беспокоит вертикальная система управления, при которой все зависит от начальника. В итоге персонал старается не брать на себя инициативу. Чтобы сломать эти недобрые традиции, мы принимаем на работу в большинстве случаев молодежь, которая не имеет опыта советского производства. Но это, конечно, не значит, что в СП не будет места работникам с большим опытом. Мы хотим получить сбалансированный коллектив, способный выпускать в России такие же качественные автомобили, как во Франции, Турции или Испании.

У партнеров

    Реклама