ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Авторынки: где падение, где взлет

, , 2001

Уменьшение продаж новых автомобилей по обе стороны Атлантики не стало ни неожиданностью, ни катастрофой. Россия преподнесла сюрприз: у нас небывалый рост спроса на машины

Как известно, об уровне экономического развития страны безошибочно судят по тому, на каких автомобилях ездят ее граждане. Точно так же автомобильный рынок является верным индикатором текущего состояния экономики и благополучия населения. Поэтому итоги продаж новых машин в первом квартале весьма показательны и говорят знающим людям не меньше, чем индексы деловой активности или курсы акций. А говорят они о том, что мрачные прогнозы пессимистов не сбылись. Ни один рынок не рухнул, ни одна автомобильная компания не обанкротилась. Можно говорить именно об охлаждении американской экономики, а не о кризисе (как и писал "Эксперт-Авто"). Это охлаждение привело к снижению объемов реализации (и выпуска) автомобилей главным образом в трех регионах: в Америке, в Западной Европе и в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна.

На главных рынках

На самом емком в мире авторынке - в США - за первые три месяца текущего года продано 4 131 610 новых легковых автомобилей (примерно столько в России продано за последние пять лет включая "Жигули" и "Волги"). Это на 5,8% меньше, чем за тот же период прошлого года - самого удачного для автомобилестроителей за последнее десятилетие. Так что есть основания верить прогнозу: в целом за год в Америке будет реализовано около 16,5 млн машин (в 2000 году - 17,8 млн). Любопытно, что с начала года, в это "крайне неблагоприятное время", цены на машины упали в среднем на один процент.

Тон на заокеанском рынке задает, конечно же, "большая тройка". На первом месте - General Motors с результатом 1 186 360 автомобилей (-6,9%). При общем (мировом) обороте в 42,6 млрд долларов за первый квартал (46,9 млрд - в 2000 году) прибыль составила 225 млн (против 1,8 млрд), или 50 центов на одну акцию (против 1,8 доллара на акцию за тот же период прошлого года). Акционерам, конечно, можно посочувствовать. Но для них это едва ли "смертельный номер". К тому же не стоит забывать, что речь идет о начале года.

Ford Motor Co. продал у себя на родине 947 473 машины (-12,4%). А общая прибыль в первом квартале составила 1,06 млрд долларов, что на 870 млн меньше, чем в первые три месяца прошлого года. Посочувствуем и им.

DaimlerChrysler реализовал 643 884 автомобиля (-11,5%). К моменту подготовки этого обзора мы не успели получить точные данные по прибыли, но можно быть уверенным, что для владельцев концерна эти цифры тоже "не конец света".

Реализация новых иномарок через сеть официальных дилеров

Марка

объем продаж в январе-марте 2001 года

2000 года

Изменение (%)

Daewoo

1896

3171

-40,2

Skoda

1322

463

+185,5

Volkswagen

1182

584

+102,4

Mitsubishi

1132

698

+62,2

Nissan

1030

424

+142,9

Renault

943

337

+179,8

Toyota

727

472

+54,0

Mercedes-Benz

680

425

+60,0

Peugeot

570

183

+211,0

Volvo

450

162

+177,7

Ford

443

263

+68,4

BMW

431

120

+259,2

Kia

466

238

+95,8

Audi

351

251

+39,8

Opel

154

31

+396,8

Hyundai

136

116

+17,2

Honda

120

94

+27,7

Chevrolet

113

12

+841,7

Citroen

96

92

+4,4

Fiat

94

136

-30,9

Subaru

76

77

-1,3

Saab

43

31

+38,7

Chrysler/Jeep

23

46

-50,0

Alfa Romeo

14

4

+250,0

Lancia

1

0

+100,0


За "большой тройкой" на американском рынке следуют Toyota (398 523 автомобиля, +0,5%), Honda (283 564 машины, +6,5%) и Nissan (173 582 машины, -4,3%). Показательно, что одновременно вырос объем продаж как относительно недорогих (Kia - на 37,4%, Mazda - на 23,1%), так и дорогих автомобилей (BMW - на 9,3%, Porsche - на 5,7%).

Ведущие американские производители автомобилей обращают внимание на то, что за последнее время им удалось сократить затраты и тем самым компенсировать снижение производства в Северной Америке, привести в норму складские запасы и подготовить целую серию новинок, призванных оживить спрос. Только GM намерена представить на североамериканском рынке в этом году сразу 8 новых моделей. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

В Европе за первые три месяца реализовано 4 522 648 новых автомобилей. Падение продаж составило около 5% (по данным некоторых производителей - 5,1%, по данным Automotive News - 4,9%). В Германии объемы реализации уменьшились на 7,3%, во Франции - на 3%, в Италии - на 2,9%, в Великобритании - на 2,2%, в Испании - на 1,2%.

Больше всех в первом квартале на европейских рынках потеряли корейские автопроизводители (-34,1%) и японские компании (-13,9%). Продажи Renault упали на 8,3% (при доле на рынке легковых автомобилей 10,2%), FIAT - на 7,3% (доля рынка - 8,4%), GM - на 2,7% (только доля Opel на европейском рынке - 10,6%), VW - на 1,4% (доля рынка - 10,8%). В то же время Ford продал столько же автомобилей, сколько за три первых месяца прошлого года, BMW увеличила продажи на 5,4%, а группа PSA (Peugeot-Citroen) - на 4,5%. Очень неплохо обстоят дела у таких брэндов, как Audi, Saab и Volvo.

Еще на одном крупном рынке - в Японии - продажи составили 1 745 901 автомобиль, на 0,6% больше, чем за первый квартал прошлого года. Не станем утомлять читателей цифрами по другим регионам, скажем лишь, что заметное увеличение продаж наблюдалось в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в России. Пусть наши цифры пока не сопоставимы с западными, но они - наши, а стало быть, самые интересные.

На первом месте - "Жигули"

Пока состязаться с АвтоВАЗом на российском рынке - все равно, что догонять Ferrari на "Оке". Тольяттинский гигант был и остается абсолютным лидером и по объему производства (в первом квартале он выпустил в десять раз больше легковых автомобилей, чем следующий по величине наш завод - ГАЗ), и по объему продаж. Главным образом благодаря ВАЗу в отечественном автопроме наблюдается некоторый рост (за первые два месяца - 2,8%). Причем вопреки, а не благодаря "отеческой заботе" государства, обдирающего предприятие как липку. За три первых месяца года АвтоВАЗ выплатил в виде налогов (текущих и "за старые грехи") больше четырех миллиардов рублей.

Несмотря на налоговую удавку, в Тольятти смогли выпустить на 2,5% автомобилей больше, чем сами же запланировали. Поэтому есть основания полагать, что рубеж в 750 000 машин в этом году будет преодолен. Что станет рекордом за всю историю АвтоВАЗа.

Совсем иная ситуация в Нижнем Новгороде. ГАЗ выпустил легковых автомобилей чуть не в два раза меньше, чем в первом квартале прошлого года. И не сказать, чтобы спрос на "Волги" упал. Все дело, очевидно, в перестройке, которая ведется на заводе его новым владельцем - группой "Сибирский алюминий". К слову, "Сибал" уже инвестировал в предприятие около 260 млн долларов, из которых 170 млн пошло на пополнение оборотного капитала, а 90 млн - "на гарантии" поставщикам металла. Все это позволило ГАЗу полностью перейти на денежные формы расчетов с поставщиками и дилерами и на 17% снизить издержки на закупку металлопроката. Правда, "Волг" от этого пока не прибавилось и новых моделей на рынке не появилось.

Производство легковых автомобилей российскими заводами

Марка

объем выпуска в январе-марте 2001 года

2000 года

Изменение (%)

АвтоВАЗ

188078

172548

+9,0

ГАЗ

18 861

31 746

-40,6

УАЗ

16 170

17 970

-10,0

СеАЗ

4 455

3 831

+16,3

КамАЗ

8 850

8 067

+9,7

"Москвич"

725

1 500

-51,7


АО "Ульяновский автозавод" отрапортовало, что в январе-марте "выпущено товарной продукции на сумму в 1,6 млрд рублей, что на 4,2% больше аналогичного периода прошлого года". Но вот собственно автомобилей произведено меньше, чем в первом квартале прошлого года. Снижение объемов производства при увеличении объема товарной продукции в денежном выражении на заводе объясняют отказом от бартерных сделок, значительным повышением цен на автомобили (за пять месяцев на 30%), реструктуризацией системы сбыта и реформированием дилерской сети. Объективно говоря, в последнее время УАЗ испытывает трудности с продажами. Сейчас на заводских площадках скопилось более двух тысяч машин, что на 40% превышает норму. Тем не менее к концу года в Ульяновске собираются в общей сложности изготовить 90 тыс. автомобилей, тогда рост годового производства может составить 5,9%. При этом на долю легковых машин придется 45%, а на грузовики - 55% от общего выпуска.

Плачевным остается положение дел на столичном АЗЛК. В первом квартале продажи автомобилей, несмотря на "княжеские" названия ряда моделей, упали вдвое. Поэтому трудно поверить в реальность данного несколько ранее генеральным директором АЗЛК Рубеном Асатряном обещания выпустить в нынешнем году 29 тыс. машин. Но сложившаяся на заводе ситуация, похоже, не пугает московские власти. Именно в мае контрольный пакет акций "Москвича" (60%) должен перейти из федеральной собственности в муниципальную. Передача ценных бумаг осуществляется согласно указу президента России и постановлению федерального правительства. После завершения этого мероприятия городская администрация собирается приступить к финансовому оздоровлению предприятия. Уже ведутся переговоры с рядом банков о привлечении единовременного кредита в объеме 600 млн рублей. Правда, по расчетам экономистов, общий объем инвестиций, необходимых для оздоровления и дальнейшего развития АО, должен составить как минимум два миллиарда рублей.

Московский завод, рассчитанный на выпуск более ста тысяч автомобилей, уступил даже "легковому цеху" КамАЗа. "Ока" выпускается все большим тиражом. Развивает производство самого доступного автомобиля и Серпуховской завод.

Российский рынок иномарок

Первый квартал 2001 года оказался для большинства автомобильных компаний, торгующих в России, самым лучшим за весь послекризисный период. Двадцать один из двадцати пяти брэндов, чьими данными продаж через официальную дилерскую сеть мы располагаем, реализовал в самый неблагоприятный - зимний - сезон заметно больше машин, чем годом раньше. Правда, очень немногим удалось достигнуть докризисного уровня продаж, но рост спроса на новые иномарки налицо. Если за три первых месяца прошлого года было продано около девяти тысяч машин, то в этом году почти в полтора раза больше. Так что прогноз на год в 50 тыс. автомобилей не кажется излишне оптимистичным.

Причин повышения спроса на автомобили немало. Это пусть и незначительное, но улучшение общей экономической ситуации в стране, и реализация отложенного по разным причинам спроса, и трезвая оценка "контроля за крупными покупками граждан". Кроме того, сами компании и их представители стали действовать более гибко, предлагая автомобили в лизинг и в кредит по системе trade-in. И еще пришла пора менять машины тем, кто приобрел их в последний докризисный период.

Подчеркнем, что в этом обзоре речь идет только о новых машинах, проданных через официальных дилеров. Понятно, что повышение спроса заставило активизироваться и "серых" дилеров, и тех, кто ввозит подержанные автомобили (около 400 тыс. в год).

Отдельного пояснения требует и публикуемая таблица. Последняя колонка, в которой приводятся данные о росте или падении продаж в процентах, конечно, имеет смысл, лишь когда речь идет о сколько-нибудь значительных цифрах. Так что, например, данные по Lancia выглядят больше как шутка. Но тем не менее автомобиль поставляется официально, и мы решили сохранить за ним отдельную строку.

Лидерство на рынке иномарок пока сохраняет Daewoo с корейско-узбекским бестселлером Nexia. Однако спад в продажах весьма существенен. И дело тут не в архаичности конструкции автомобиля, созданного на платформе Opel Kadett еще в восьмидесятые годы. И даже не в банкротстве самой корейской компании со всеми вытекающими последствиями. Причина весьма банальна: на Nexia повысились цены, что немедленно сказалось на объемах реализации. К слову, сложнее всего было получить достоверные данные именно по Daewoo. Например, представители компании "УзДэуАвто" наотрез отказались делиться информацией о продажах, хотя шила в мешке не утаишь. Поэтому мы воспользовались официальными европейскими источниками.

Вслед за Daewoo, что можно счесть за сенсацию, уверенно следует чешская Skoda, входящая в концерн Volkswagen. По-прежнему очень хорошо продается Octavia, все больше поклонников и у новинки компании - Fabia. Причем продажи Skoda идут по нарастающей. Если в январе было реализовано 315 машин, то феврале уже 432 автомобиля, а в марте - 575.

Третью позицию удерживает Volkswagen. В первом квартале стабильно рос спрос на новый Passat. Если в январе этот автомобиль выбрали 129 покупателей, то в марте - 208. Второе место по популярности - у Bora с результатом 280 единиц. На третьей позиции расположился Golf, реализованный в количестве 177 экземпляров. А среди коммерческих автомобилей марки лидирует модель Caravelle (37 штук). Таким образом, Volkswagen вместе с дочерней компанией Skoda впервые на российском рынке сумел опередить Daewoo с суммарным результатом 2504 автомобиля.

С полным основанием к этой цифре можно прибавить и результат Audi, также входящей в VW. Это один из самых динамично развивающихся на российском рынке брэндов. Покупатели отдают предпочтение модели Audi А6 (67% от общего объема продаж). В апреле в России практически одновременно с Европой начались продажи новой модели А4.

Буквально по пятам за VW следует Mitsubishi, а точнее, официальный дистрибутор японского производителя - компания "Рольф". За три месяца ей удалось увеличить продажи на 51%. Такой успех во многом достигнут благодаря модели Carisma, которой в первом квартале отдали предпочтение 406 автомобилистов. За ней следует Lancer - 255 единиц.

Несомненного успеха добился Nissan, продав за три месяца почти столько же машин, сколько за первое полугодие прошлого года. Рост продаж обеспечен в основном моделями Almera и Maxima. Хотя и Primera пользуется спросом.

Вплотную к лидерам подобралась Renault, доказавшая, что не ошиблась в расчетах с Clio Symbol. Эту модель предпочли 599 покупателей из 943, выбравших за три месяца продукцию этой французской марки.

Неплохо стартовала в этом году Toyota. Самой популярной моделью на российском рынке оказался дорогой внедорожник Land Cruiser 100, на который пришлось 36% продаж. Не намного отстал от него легковой Avensis (32%). А третью позицию удерживает городской джип RAV4 (15%).

Далее в табели о рангах следует Mercedes-Benz, которому удалось обогнать своих основных конкурентов. Помимо отличных показателей по росту продаж легковых автомобилей этой немецкой компании удалось вдвое увеличить продажи грузовиков.

Рубеж в 500 единиц преодолела и французская Peugeot. Бестселлер - модель 206, продано 305 единиц. На втором месте - Peugeot 406, его купили 225 человек.

Самой популярной моделью Volvo остается S80. На нее приходится 48% продаж. За ней идет недавно дебютировавшая S60 (19%), а замыкает тройку лидеров полноприводная Cross Country (15%).

Несмотря на довольно скромные показатели первого квартала, Ford, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добился значительного роста. Наибольшим спросом пользуется Focus, его выбрала почти половина покупателей.

Общие продажи General Motors в России составили за первый квартал 311 автомобилей, в четыре раза больше, чем годом раньше. В текущем году GM рассчитывает продать не менее двух тысяч машин под разными брэндами, принадлежащими корпорации.

Развитие сборочного производства в Калининграде не замедлило сказаться на впечатляющем росте продаж автомобилей под маркой BMW. Российские автомобилисты отдают предпочтение "пятерке" (304 машины). А вот на втором месте - престижный X5. По всей видимости, скоро покупательский спрос сместится к "трешке", которую, как и "пятерку", начали собирать на "Автоторе".

За BMW следует продукция опять же из Калининграда. Речь идет о машинах Kia российского производства. Очень неплохой рост, главным образом за счет моделей Sportage и Rio.

Об успехах или неудачах других компаний читатель может составить представление из таблицы. Мы же в заключение отметим, что тенденция первого квартала получила развитие и в апреле: многим компаниям удалось улучшить свои показатели. Подробнее об этом - в следующих выпусках "Эксперта-Авто".



«Эксперт Авто» №5 (27)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама