Бизнес на эксклюзиве

Москва, 09.06.2003
«Эксперт Авто» №6 (48)
В России активно формируется рынок элитных автомобилей

Автомобили, о которых пойдет речь, на статистику российских продаж иномарок влияют несущественно. Однако в самих компаниях-импортерах о них говорят с особым чувством: во-первых, такие машины располагаются на вершинах модельных рядов производителей; во-вторых, стоимость каждой из них обычно зашкаливает за сотню тысяч долларов и в несколько раз может превосходить цены других моделей. Но эти безумно дорогие - и столь же красивые - автомобили обладают некой магией, которая притягивает поклонников и заставляет их платить за обладание эксклюзивом огромные деньги.

В связи с этим любопытно взглянуть на тенденции в высшем сегменте отечественного автомобильного рынка и оценить складывающуюся там ситуацию.

Дилерские радости

В первую очередь изучим позиции импортеров и дилеров, официально представляющих такие брэнды, как Mercedes-Benz, BMW, Jaguar, Porsche, Bentley.

В течение 2002 года российским клиентам было передано более ста автомобилей Mercedes-Benz классов CL и SL, причем почти в равном соотношении. Во многом это объясняется близостью их технических характеристик, уровня предоставляемого комфорта и, соответственно, цен на эти модели: базовый SL-класс можно приобрести как минимум за 99 тыс. евро, "простейший" CL-класс стоит 122 тыс. евро. Цена топовых версий обеих моделей достигает уже 165 тыс.

О том, что подобные модели - вне рутинного течения жизни говорит и то, что даже в неудачном для Mercedes-Benz первом квартале 2003 года в России реализовано более двух десятков купе и родстеров высшего класса. И этим оптимизм компании не ограничивается: на подходе суперлимузин Maybach. В Западной Европе на таких роскошных авто уже ездят самые известные VIP-персоны. Например, владельца "Формулы-1" Бернарда Экклстоуна на старты европейских этапов гонки доставляет именно Maybach. В Москве же автомобиль появится только летом, когда ожидается прибытие первых из пятнадцати заказанных экземпляров. К слову, вся российская квота на год этим и исчерпывается.

Еще одна культовая марка - Porsche. Эти "штурмовики дорог" всегда притягивали состоятельных автомобилистов. Теперь к любителями агрессивно-спортивного стиля вождения прибавились и так называемые джиперы - владельцы внедорожников Porsche Cayenne. Для многих знатоков внедорожники Porsche - довольно неожиданная ветвь эволюции марки, но вполне жизнеспособная. По словам Марии Вагановой из "Спорткар-Центра", официального дилера брэнда, с выходом на рынок Cayenne даже изменилась структура продаж компании. Если раньше львиную долю машин потребляли Москва и Санкт-Петербург, то сейчас число региональных покупателей заметно выросло. Видимо, мощным стимулом для них стала мысль о том, что на легендарном Porsche теперь можно появляться практически всюду, невзирая на качество дорог.

На вершине модельного ряда "суперкаров" BMW до сих пор находилась модель Z8, но недавно пришло известие о скором прекращении ее производства. В компании решительно опровергают слухи о рыночной несостоятельности модели и дают такое объяснение принятому решению: еще до начала производства Z8 было заявлено, что этот элегантный автомобиль будет выпущен ограниченной серией. Прежде всего - для подтверждения его эксклюзивного характера. Теперь же пришло время сдержать слово и предотвратить массовый выпуск родстера. О том, сколь редка и престижна эта модель, говорят и цифры ее продаж в России: в 2001 году было реализовано всего четыре автомобиля, в 2002-м - еще три. Каждый - стоимостью 189 тыс. евро. Теперь эту нишу планируется частично закрыть двумя другими новинками: родстером Z4 и купе 6-й серии, появление которого ожидается совсем скоро.

Самые благородные "кошки" в семействе Jaguar - модели XK и XKR. Они представляют собой поистине непревзойденное сочетание английского стиля с новейшими автомобильными технологиями. Директор по продажам отделения Jaguar компании "Муса-Моторс" Елена Плотникова рассказала, что в среднем за год из автосалона уходит порядка пяти подобных машин. "Спрос на эти автомобили невысок, но стабилен, - считает она. - Jaguar XK - это тот случай, когда высокая цена становится скорее достоинством, чем недостатком. Мы ожидаем некоторого роста продаж в связи с выходом на рынок нового седана XJ, и такой же прогноз могу сделать на элитные купе и кабриолеты. Рынок в этом сегменте потихоньку растет".

Так же оценивают рынок и в "Bentley Москва" - авторизованном дилере легендарной марки на территории России, СНГ и стран Балтии. Открыв свой салон лишь в конце февраля, компания уже приняла заказы на 30 автомобилей. В основном это шикарные лимузины Arnage и новинка - стремительное купе Continental GT. Причем по этой модели годовая квота уже выбрана, и сейчас принимаются заявки только на 2004 год, когда российский лимит поставок должен возрасти до 50 автомобилей.

Вторичный - не худший

Параллельно с продажами новых автомобилей через официальных дилеров в сегменте элитных моделей существует и вторичный рынок. Поставки на него идут по традиционной схеме: желающие приобрести нечто эксклюзивное либо самостоятельно едут за границу, либо заказывают машину специализированным фирмам. (Кстати, таким же образом вынуждены поступать и поклонники новых автомобилей тех марок, которые в России пока официально не реализуются: Ferrari, Maserati, Aston Martin, Rolls-Royce).

Можно утверждать, что эта ниша сегодня относительно свободна. Серьезных игроков можно пересчитать по пальцам, что объясняется специфичностью бизнеса: требуется отличное знание рынка и опыт работы на нем, обширные и устойчивые связи с западными партнерами, серьезные финансовые и технические ресурсы, хорошая репутация. Если смотреть с этой точки зрения, то открывшийся недавно в Санкт-Петербурге салон Schneider Rich Men Toys - едва ли не самый амбициозный и перспективный проект в сфере торговли автомобильным эксклюзивом. В его ближайших планах - получение официального дилерства на все элитные брэнды, включая Ferrari, чему должны способствовать самые тесные связи с немецкой компанией Tamsen, одним из крупнейших мультибрэндовых дилеров Западной Европы.

Владелец автосалона Генрих Шнайдер в интервью "Эксперту" сказал, что планирует продать 18 автомобилей Ferrari уже в первый - неполный - год работы, а план на 2004 год составляет 35 машин этой марки. Почин сделан: двум первым клиентам проданы Bentley Arnage и Ferrari 355 Spyder. В целом же немецкий финансист оценивает годовую емкость московского и питерского рынков элитных автомобилей в 300-400 единиц, причем речь идет о новых машинах.

Оптимистично оценивают перспективы отечественного рынка самых дорогих автомобилей и топ-менеджеры многих дилерских центров. Видимо, они ориентируются на положительную динамику Европы, где именно в этом сегменте спрос неуклонно растет. К примеру, по словам сотрудников фирмы Tamsen, ее продажи в первые месяцы этого года по сравнению с прошлогодними выросли в полтора раза. И это при том, что самым простым автомобилем у этого дилера считается Maserati стоимостью от 60 тыс. евро.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №6 (48) 9 июня 2003
    N06 (48) 9 июня
    Содержание:
    Гортранс по-испански

    Одной из моделей решения транспортных проблем Москвы и других российских мегаполисов может стать опыт ряда европейских столиц

    Реклама