Седан с дистанционным управлением

Москва, 14.08.2006
«Эксперт Авто» №5 (84)
Компания BMW разработала целый комплекс так называемых систем помощи водителю, которые не только резко повышают уровень безопасности вождения, но и могут самостоятельно управлять автомобилем

«Зеленый свет будет гореть еще десять секунд. При скорости 60 километров в час вы успеете миновать этот светофор». Примерно такое сообщение сможет совсем скоро получать водитель, подъезжая к перекрестку. Фантастика? Отнюдь — подобные системы уже есть. Более того, на стадии внедрения существует еще масса уникальных разработок, оценить которые «Эксперту» удалось под Мюнхеном, где инженеры BMW представили свои инновации.

Парковка без водителя

Каждый автомобилист сталкивался с проблемой, как не оцарапать дверь или крыло, въезжая в узкий гараж. С новой системой Remote Park Assist участие водителя в этой операции сводится к нулю. Перед гаражом он просто выходит из машины и берет в руки брелок. Что происходит потом, лучше всего наблюдать воочию. Итак, нажимаем кнопку, и автомобиль заводится. Нажимаем еще раз и — о, чудо! — машина начинает медленно двигаться в сторону гаража. Она сама соизмеряет габариты бокса, где ей предстоит запарковаться, и, выбирая нужную траекторию, точно попадает в гаражные ворота. Надо выехать? Пожалуйста! Снова достаем брелок, и автомобиль по той же траектории самостоятельно выезжает на улицу.

Эта система действует при помощи встроенной в лобовое стекло оптической камеры. Она «видит» специальный сенсор, подвешенный у дальней стенки гаража, и в соответствии с его расположением координирует работу рулевого колеса и двигателя. В результате машина абсолютно точно и без участия водителя попадает на парковочное место. Правда, автомобиль для самостоятельной парковки нужно расположить почти точно напротив ворот (максимально допустимый угол отклонения от траектории заезда составляет 15 градусов). Соответственно, не сможет машина самостоятельно припарковаться и в незнакомом месте — там предварительно следует разместить сенсор, на который ориентируется камера. Впрочем, это мелочи, главное — такие операции становятся реальностью.

На дистанции

Другая инновация от BMW существенно облегчит жизнь водителя во время движения. Это усовершенствованный активный круиз-контроль. В принципе на баварских моделях он работает так же, как на автомобилях других марок — специальной ручкой под рулем водитель задает дистанцию до впереди идущего автомобиля (короткая, средняя или дальняя) и желаемую скорость (например, 120 км/ч). В соответствии с этим машина с помощью встроенных в передний бампер радаров сама поддерживает расстояние на автостраде. Причем если впереди идущий автомобиль ускоряется, ваш его догонит, а если притормаживает, ваш плавно сбросит скорость.

Более того, новая система круиз-контроля BMW теперь может подстраиваться под различные ситуации. Например, если в просвет между вами и передней машиной вдруг вклинится другой участник дорожного движения, электроника мгновенно сбросит скорость. А если вы решите обогнать кого-то сбавившего скорость, достаточно лишь перестроиться на соседнюю полосу — автомобиль сам ускорится до заданной ранее скорости. Наконец, при резком торможении впереди идущего о сокращении дистанции вас предупредят тревожный сигнал и соответствующая картинка на дисплее (экстренное торможение в этом случае вам придется выполнять самостоятельно).

Еще одна фишка нового активного круиз-контроля BMW — функция Start & Go, помогающая в самой большой беде современных мегаполисов — автомобильных пробках. Если ваш автомобиль попал в затор и шаг за шагом пробивается по загруженной дороге, то, активируя систему, вы избавитесь от необходимости каждый раз начинать движение и тормозить. Машина, определив дистанцию до переднего автомобиля, сама будет трогаться и останавливаться вслед за ним, а вам останется только слегка подруливать.

Следя за знаками

По мнению инженеров BMW, хорошим помощником водителю на автостраде должна стать система Speed Limit Info («Информация об ограничении скорости»). Суть ее работы в том, что специальная камера считывает знаки ограничения скорости и выводит на дисплей в салоне информацию о том, какой скоростной режим определен в данный момент на дороге. Сев за руль, корреспондент «Эксперта» убедился, что электроника четко видит стоящие на обочине знаки даже при большой — свыше 120 км/ч — скорости. Это значит, что внимание водителя в значительной степени может быть сконцентрировано на самой дороге.

Хотя баварцы сделали еще один шаг и в этом направлении, разработав новую систему слежения за разметкой полос (Lane Departure Warning). В принципе многие автопроизводители предлагают опции, которые сигнализируют о том, что водитель, не включив поворотник, выехал за пределы своей полосы. Однако в BMW утверждают, что их система умнее, нежели у большинства конкурентов. В частности, она видит даже плохо различимую и стершуюся от времени разметку и очень эффективна в темноте: ей достаточно света фар, благодаря которому камеры в бампере хорошо различают разметку. Если же автомобиль съехал с полосы, то водителя предупредит легкая вибрация в руле.

Все эти системы, как и целый ряд других, можно свести в одно целое. В BMW подобные сложные решения назвали системами Dynamic Route Info («Информация о динамичном маршруте») и Road Preview («Обзор дороги»). Принцип работы — объединение разных систем (навигации, информации об ограничении скорости, активного круиз-контроля, слежения за разметкой и т. д.). Чтобы оценить такой подход, достаточно представить себе типичную ситуацию. К примеру, вы едете по незнакомой дороге за медленно плетущимся грузовиком. Активный круиз-контроль (где задана более высокая скорость) понимает, что вы хотите этот грузовик обогнать, и электроника начинает вам в этом помогать. Однако система слежения за дорожной разметкой напоминает, что слева сплошная, а не прерывистая дорожная линия и, следовательно, обгон запрещен. В свою очередь система слежения за дорожными знаками говорит, что на данном отрезке трассы действует ограничение скорости. «Когда же можно будет обогнать этот чертов грузовик?» — нервничаете вы. И здесь на помощь приходит система навигации. Она сообщает, что через два километра извилистая дорога сменится прямой и будет снято ограничение скорости.

Диалог со светофором

Еще одно любопытное направление работы баварской компании в разработке систем помощи водителю — взаимодействие электроники автомобиля с дорожной инфраструктурой и другими участниками движения. Скажем, машина может вести виртуальный диалог со светофором (правда, только в том случае, если он оснащен специальным датчиком, с помощью которого информирует приближающийся автомобиль о режиме своей работы).

Сев за руль BMW, корреспондент «Эксперта» в полной мере оценил, насколько это удобно. К примеру, вы разогнались и не заметили, что сигнал светофора уже переключился на красный. Если вы не тормозите, в салоне раздается тревожный сигнал, требующий остановиться. Еще удобнее, если автомобиль и светофор взаимодействуют на расстоянии. Когда машина подходит к зеленому светофору, обычно трудно понять, успеет она проскочить на этот сигнал или нет. Новая система выведет на дисплей информацию, сколько еще гореть зеленому и на какой скорости можно безопасно миновать светофор.

Не менее эффективны и системы взаимодействия между самими транспортными средствами. Специалисты BMW показали специальный датчик, который монтируется на мотоцикл и может распознаваться электронной системой автомобиля. Допустим, мотоциклист выскакивает из-за поворота, видимость ограничена деревьями. Но еще раньше в машине раздастся сигнал о его приближении, и это, возможно, предотвратит столкновение.

Конечно же, реальное воплощение в жизнь возможности автомобиля контактировать с другими машинами и дорожными объектами — вопрос весьма отдаленного будущего. Ведь для этого нужно оснастить специальными датчиками большинство светофоров и других транспортных средств. Что же касается прочих описанных выше систем, то многие из них (системы активного круиз-контроля, слежения за дорожной разметкой, информация об ограничении скорости и даже автоматической парковки), по словам представителей BMW, будут устанавливаться на серийные модели этой марки уже в ближайшем будущем. При этом инженеры подчеркивают, что их разработки призваны именно помогать, а не подменять водителя. «Если вы отправите автомобиль с нашими новыми системами, но без водителя, из Берлина в Мюнхен, то он самостоятельно не доедет», — посмеивается Клаус Компасс, директор подразделения интеграции систем активной безопасности и помощи водителю компании BMW. Но уже серьезно подчеркивает: «Эти системы отнюдь не освобождают водителя от ответственности за рулем, а их наличие не означает, что при движении можно ослабить бдительность».

Мюнхен-Москва

У партнеров

    Реклама