И нас зауважали

Москва, 11.09.2006
Московский международный автосалон показал, что российский рынок перестал быть третьеразрядным для глобальных производителей: никто не действует здесь по остаточному принципу, а многие, напротив, считают Россию одним из своих приоритетов

Сегодня, когда Московский международный автосалон (MIMS-2006) завершился, можно с уверенностью сказать: российская столица вошла в первый эшелон мировых автомобильных выставок. Конечно, на уровень Детройта, Женевы, Франкфурта, Парижа и Токио пока никто другой подняться не способен, но по качеству экспозиций, размаху, уровню организации, количеству новинок MIMS теперь можно ставить в один ряд с мотор-шоу в Нью-Йорке, Лондоне, Барселоне, Мадриде, Пекине.

Все, что проводилось у нас в прошлые годы, не идет в сравнение с нынешним событием. Прежде всего, в удобных, современных павильонах «Крокус Экспо» впервые был представлен практически весь цвет мирового автопрома, а заодно и новые, быстро растущие компании из развивающихся стран — Китая, Индии, Ирана. И если раньше экспозиции участников почти дублировали модельный ряд, выставлявшийся в дилерских салонах, то в этот раз публике продемонстрировали множество новинок. Причем новинок даже не российского масштаба: Mercedes-Benz выбрал Москву для мировой премьеры нового роскошного купе CL-класса, еще несколько моделей (представительский Lexus LS 460L, спортивное купе Porsche Cayman, кроссовер SsangYong Actyon, бизнес-седан Mitsubishi Galant) были впервые представлены в Европе. Впрочем, и многие российские премьеры выглядели достойно. Так, новый великолепный бизнес-седан Volvo S80 на выставке лично представил президент и главный исполнительный директор корпорации Volvo Cars Фредрик Арп, вполне заслуженно привлекали публику и Jeep Compass, Renault Clio III, Opel Corsa четвертого поколения.

Другой важный показатель — обилие концептов. Как правило, компании их демонстрируют в тех странах, чьи рынки представляются важными в стратегическом плане, где нужно заманить клиентов будущим продуктом. На MIMS подобных экспонатов оказалось чрезвычайно много: в Москву свои концепт-кары привезли BMW, Citroёn, Ford, Honda, Infiniti, Kia, Mitsubishi, Nissan, Skoda, Toyota.

Не меньший вес Московскому автосалону придает и тот факт, что в рамках программы на российский рынок были выведены стразу три глобальных бренда. Это японская премиум-марка Infiniti, американский Dodge, а также незаслуженно обиженный в нашей стране Fiat. У каждого из них своя история. Так, для Infiniti Россия станет первым рынком в Старом Свете — полигоном перед экспансией в другие страны континента. Dodge, напротив, к нам пришел практически одновременно с Западной Европой. Причем пришел красиво: вместе с хетчбэком Caliber (специально созданным для выхода на рынки за пределами Северной Америки) компания привезла в Москву еще и легендарный Viper SRT-10 с 500-сильным двигателем. Наконец, еще один шанс закрепиться в России получил Fiat. В предыдущие годы скверный маркетинг этого бренда отвратил от него большинство россиян, в то время как в других странах Европы марка по-прежнему популярна. Вернуть ей авторитет взялась «Северсталь-Авто», которая только в рекламу бренда вкладывает 12 млн долларов. Напомним, что эта компания не только получила права импортера Fiat, но и готовится начать сборку седанов Albea и универсалов Doblo в Набережных Челнах.

Индпошив для России

1

Еще два-три года назад практически любой новый иностранный автомобиль появлялся в России на месяцы позже, чем в остальной Европе. И это происходило несмотря на то, что первые лица компаний-производителей все время говорили о больших перспективах российского рынка, восхищались динамикой его роста. Она действительно была и остается самой высокой в Старом Свете. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в первой половине 2006 года по сравнению с тем же прошлогодним периодом сбыт легковых машин в Евросоюзе вырос на 1,3%. В то время как в России продажи только иномарок увеличились более чем на 56%, да еще поднялось производство на АвтоВАЗе (+ 8%), на ГАЗе (+ 4,8%), на УАЗе (+ 31%). В результате общий объем сбыта новых легковушек в стране за шесть месяцев составил 852 тыс. единиц, из которых почти половина — зарубежные модели. Что касается перспектив, то прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (объединяет импортеров и производителей автомобилей, представляющих 33 зарубежных бренда) таков: менее чем через десять лет, в 2015-м, объем сбыта только новых легковых машин в России почти удвоится и достигнет 2,5–3 млн единиц.

2

В результате этого тренда количество стало переходить в качество: все больше и больше иностранных компаний действиями подтверждают приоритетность российского рынка. К примеру, для Mitsubishi он уже стал крупнейшим в Европе (только с января по июль этого года продано свыше 40 тыс. автомобилей), и вот теперь, в дни Московского автосалона, компания официально сообщила о беспрецедентном шаге: Россия становится отдельным от всей остальной Европы рынком. Это значит, что для нашей страны будет специально готовиться модельный ряд, учитывающий вкусы российских клиентов, особенности климата и дорог, качества топлива. Первый опыт — обновление в 2005 году модели Lancer: благодаря внесенным изменениям машину стали покупать у нас еще лучше. И вот теперь представлен Galant девятого поколения, который в других европейских странах вообще продаваться не будет. В американскую версию этой машины инженеры внесли 308 изменений, коснувшихся светотехники, экстерьера и интерьера, защиты кузова, улучшения шумоизоляции, адаптации к морозам и местному бензину. Работа длилась два года, потрачено 11 млн долларов, а премьера прошла на MIMS-2006.

Конструкторы индийской фирмы Tata Motors уже начали адаптировать свои автомобили к условиям России. Об открытии своего завода компания объявит в конце года

Правда, реакция специалистов и публики оказалась неоднозначной: дизайн новинки многие назвали скучным. Да и 158-сильный мотор — самый маленький из гаммы, применяемой на модели в США, — представляется слабоватым (в «Рольф Холдинге», дистрибуторе бренда, пояснили, что более мощные двигатели серьезно удорожали машину за счет таможенных пошлин, а так цену удалось удержать в районе 30 тыс. долларов). Тем не менее, как сказал «Эксперту» генеральный менеджер Mitsubishi Motors Co. по стратегическому маркетингу Шиничи Курихара, компания и впредь будет делать ставку на Россию. В частности, в ближайшие восемь месяцев она представит три совершенно новые модели, и две из них появятся на нашем рынке раньше, чем в других европейских странах.

  Фото — Дмитрий Лыков
Фото — Дмитрий Лыков

К схожей тактике переходят и другие игроки. Так, объясняя, в чем, по его мнению, кроется успех модели Ford Focus на российском рынке (самая продаваемая иномарка в стране — за семь месяцев 2006 года реализовано 32 695 машин), президент и главный исполнительный директор Ford of Europe Джон Флеминг в интервью «Эксперту» заявил: «Просто мы во всем идем навстречу покупателям в России. Например, поставляем именно те двигатели, на которые здесь самый большой спрос. А в дизайн добавили хромированную накладку, которой нет на западноевропейской версии».

В расчете только на российского клиента свою новинку на MIMS-2006 привез и Lexus. Роскошный лимузин LS 460 в Москве представили в длиннобазной версии, о чем свидетельствует индекс L (больше нигде в Европе этот лимузин продавать не будут). Все «дополнительное» расстояние в салоне использовано для создания комфортных условий сидящим сзади: тут вам и вибромассаж, и инновационный климат-контроль, следящий за температурой человеческого тела, и (впервые) подушка безопасности для задних пассажиров, которая срабатывает при лобовом ударе. «С этой моделью мы намерены потеснить конкурентов, в основном немецких, в премиум-сегменте представительского класса, — сообщил нам представитель ООО “Тойота Мотор” Роман Полонский. — Новый Lexus выделяется среди них и дизайном, и техническими данными. Например, в нем стоит 380-сильный двигатель и первая в мире восьмиступенчатая автоматическая коробка передач».

4

Бурный рост продаж Mazda в России привел к тому, что уже сегодня наш рынок стал для марки третьим в Европе. «Куй железо, пока горячо», рассудили в штаб-квартире фирмы, и в Москву компания привезла аж четыре новинки: стильный внедорожник CX-7, самый популярный в мире родстер MX-5, спортивный 250-сильный хетчбэк Mazda3 MPS и, наконец, пикап BT-50. «Все они в полной мере отвечают концепции бренда, — подчеркнул в беседе с “Экспертом” главный управляющий Mazda Motor Corporation Риочи Хасегава. — Я имею в виду три ключевых компонента: выдающийся дизайн, удобство в пользовании и отменные динамические характеристики. Мы стремимся к тому, чтобы создавать лучшие в мире продукты, по крайней мере в том, что касается двигателей и дизайна машин».

Подобная уверенность в себе, впрочем, не мешает японской компании внимательно прислушиваться к пожеланиям заказчиков. В частности, по словам г-на Хасегавы, именно благодаря российским клиентам была заметно улучшена шумоизоляция обновленной версии Mazda3, а на кроссовер CX-7 для российского рынка решено ставить коробку-автомат, которой не увидят остальные европейцы.

5

«Когда тот или иной региональный рынок достигает значительных масштабов, производитель начинает уделять больше внимания его специфическим нуждам, — продолжает тему Брайан Каролин, старший вице-президент Nissan Europe по маркетингу и продажам. — Уже сейчас идет адаптация к российским условиям некоторых наших автомобилей, в том числе Infiniti, но я думаю, что в ближайшие три года мы сможем говорить и обо всем модельном ряде. Тем более что на заводе Nissan в Санкт-Петербурге будут выпускать сразу три разные модели».

Действовать именно так компания вынуждена в связи с тем, что ее продажи в России растут очень быстро. В прошлом году у нас было реализовано почти 46,5 тыс. ниссановских автомобилей, в 2006-м планируется выйти на уровень 70 тыс. «Эта цифра сделает вашу страну рынком номер два в Европе, где в общей сложности мы рассчитываем реализовать примерно 560 тысяч машин Nissan», — заметил г-н Каролин.

Заводы на вырост

Свое стремление закрепиться в России на MIMS-2006 еще раз подтвердили производители, решившие строить здесь заводы. Многие из них использовали выставку для того, чтобы раскрыть свои планы. Так, руководство Ford сообщило, что предприятие компании во Всеволожске готовится вновь увеличить мощности — с будущего года там начнут выпускать уже 72 тыс. машин (сейчас — 60 тыс.), параллельно изучается целесообразность запуска второй модели. General Motors, приступившая к строительству завода в Санкт-Петербурге, на нынешнем автосалоне показала тот автомобиль, который будут делать на российском производстве, — внедорожник Chevrolet Captiva, а также две модели Cadillac — Escalade и BLS, которые решено собирать на предприятии «Автотор» в Калининграде.

6

О планах самого большого немецкого концерна «Эксперту» рассказал руководитель марки Volkswagen компании «Фольксваген Групп Рус» Ханс-Дитер Келлер. Как выяснилось, эти планы весьма масштабны. Прежде всего, на строящемся заводе под Калугой будет выпускаться небольшой седан, который создается специально для России. Платформой для него послужит шасси Polo, но пока будущая модель имеет только рабочее название «А-Ноль». Вторая важная новость: предприятие немецкого концерна начнет работать раньше, чем предполагалось изначально: первые машины из его ворот выкатят уже весной 2007 года, а на проектную мощность (150 тыс. автомобилей в год) завод может выйти в конце 2008-го, а не в 2009-м, как планировалось ранее. Кроме того, на MIMS прозвучали еще два важных заявления. Во-первых, на калужском предприятии Volkswagen будут выпускать новую версию Skoda Octavia (все опасались, что нам «сольют» предыдущую модель). Во-вторых, и это почти сенсация, изучается возможность сборки некоторых моделей Audi.

Такой подход к региональному рынку — сочетание сборочного производства и импорта — позволяет компаниям действовать более гибко, эффективно. «Баланс между двумя схемами ведения бизнеса помогает решать многие задачи и оптимизировать издержки, — поясняет старший вице-президент Nissan Europe Брайан Каролин. — Тут учитываются и обменные курсы валют, и риски, которые могут возникнуть при обоих способах работы. Вместе с тем собственное производство создается лишь на тех рынках, в будущем которых у компании есть полная уверенность».

Баланс между импортом автомашин и созданием собственного производства помогает решать многие задачи и оптимизировать издержки

7

Очевидно, упоминание о рисках не случайно. Опыт уже существующих производств (Ford во Всеволожске, GM-AvtoVAZ в Тольятти) показал, что производителям приходится решать в России многие проблемы. Это и взаимоотношения с властями, и нестабильная нормативная база, и дефицит квалифицированного персонала, и недостаток местных фирм, способных выпускать качественные комплектующие. Кроме того, фордовское предприятие столкнулось с привычными для себя, но неожиданными в России забастовками. И хотя глава Ford of Europe Джон Флеминг сказал нам: «Проблемы, связанные с профсоюзами, мы встречаем и в других странах, к ним привыкли и считаем лишь частью издержек», понятно, что на бизнесе фирмы это все-таки отразилось серьезно. Теперь этот фактор вынуждены учитывать и другие компании. Так, Брайан Каролин из Nissan рассчитывает на то, что, во-первых, его фирма имеет большой опыт управления зарубежными заводами и знает, как нужно мотивировать сотрудников на хорошую работу; во-вторых, в России нет таких сильных профсоюзов, как, например, в США.

8

Тем временем многие производители решают для себя вопросы иного порядка: а нужно ли вообще создавать завод в России? В частности, до сих пор нет ясности, станет ли открывать собственное производство группа PSA Peugeot Citroёn. Независимо друг от друга и директор отдела международных продаж компании Peugeot в странах Европы и Средиземноморья Дэвид Рио, и директор по продуктам и маркетингу компании Citroёn Винсент Бессон заявили «Эксперту», что пока тема лишь обсуждается. Хотя приезд этих топ-менеджеров на MIMS может сыграть свою роль при принятии решения. «Последний раз я был в Москве пять лет назад и поражен, насколько все изменилось, — говорит г-н Бессон. — Сегодня у вас представлены все марки современных автомобилей, на улицах можно встретить любую модель. Очевидно, что присутствие иностранных производителей будет только возрастать. Думаю, нам тоже нужно создавать свое производство». С коллегой согласен и г-н Рио: «Мы тщательно изучаем возможность открытия здесь собственного производства, ведем переговоры с представителями российского правительства и убеждены, что Россия — стратегически важный рынок для Peugeot».

Восточные церемонии

К числу сюрпризов Московского автосалона можно отнести заявление крупнейшего автопроизводителя Индии — Tata Motors. Впервые представив россиянам свои легковые модели — хэтчбек Indica, седан Indigo и универсал Indigo SW, компания тут же объявила, что все они, возможно, скоро будут производиться и в России. За разъяснениями мы обратились к Дивьенду Кумару, главе отдела международных продаж легковых автомобилей Tata Motors. «Сейчас мы активно обсуждаем возможность запуска производства наших машин в России, — сообщил он “Эксперту”. — Окончательный план, касающийся начала сборки Tata в вашей стране, будет обнародован примерно через три месяца, так как уже есть конкретные предложения о дислокации завода».

Представители индийской фирмы уверены, что ее модели хорошо пойдут на российском рынке. По их словам, сейчас машины из Индии уверенно закрепляются в ЮАР, Турции, Италии, Испании. Конструкторы Tata уже начали адаптировать свои продукты к российским условиям эксплуатации. Пока самая сложная для них проблема — наша холодная и снежная зима.

С довольно неожиданным сообщением приехали на MIMS китайцы. В последний год в прессе муссировали информацию об открытии в России собственного производства (еще несколько месяцев назад шла речь о том, что Great Wall — один из наиболее активных игроков из Китая на российском рынке — непременно будет возводить завод в Елабуге). Однако на автосалоне вдруг выяснилось, что у компании нет окончательного решения по срокам и другим деталям создания производственных мощностей в России. Директор по продажам Great Wall в России Пан Цзиньчжу дипломатично объяснил это необходимостью тщательно проанализировать все нюансы проекта, однако в кулуарах представители компании прозрачно намекали на разногласия с российскими государственными органами. Тем не менее, по словам Пан Цзиньчжу, стратегическое решение о строительстве завода в России принято высшим руководством компании и сейчас она ищет, где именно его строить. Причем наш собеседник подчеркнул, что это будет не совместное предприятие, а завод, инвестиции в создание которого полностью осуществит китайская сторона.

Русский след

Российские автозаводы занимали в «Крокус Экспо» целый зал, однако ни один из них не представил ничего принципиально нового. АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ в основном привезли легковые машины, уже виденные публикой в прошлые годы (либо те разработки, которые вряд ли пойдут в серию — например, спортивные или грузовые модификации). А «Иж-Авто» вообще сделал упор на модели Kia, которые становятся единственным продуктом предприятия.

Зато в рамках MIMS с двумя инициативами выступил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России. Во-первых, иностранцы предложили перейти к европейской практике и отменить НДС с продажи подержанных машин юридическими лицами, в том числе дилерами. Эта мера может существенно повысить интенсивность и прозрачность операций по схеме trade-in, когда взамен старой машины, сданной дилеру, клиент, оплатив разницу в цене, получает новый автомобиль, как правило, более высокого класса.

Во-вторых, автокомитет ассоциации объявил о том, что будет оформлять договоры о сотрудничестве с теми топливными компаниями, которые готовы гарантировать качество бензина на всем его пути — от завода до АЗС, и клиенты смогут получать у официальных дилеров адреса таких заправок. Комитет считает, что такой шаг позволит изменить ситуацию с засильем некачественного топлива на российском рынке.

Подобное стремление сделать рынок цивилизованнее объясняется одним: мировой автопром все более серьезно рассчитывает на российских потребителей. Очевидно, через два года — в августе 2008-го — на очередном автосалоне в Москве этому будут представлены новые подтверждения.

У партнеров

    «Эксперт Авто»
    №6 (85) 11 сентября 2006
    N06 (85) 11 сентября
    Содержание:
    Без рубрики
    Реклама