Автомобилизация продолжается

Москва, 28.01.2008
«Эксперт Авто» №1 (95)
Продажи иномарок стали основным драйвером роста российского автомобильного рынка в ушедшем году. В лидерах продаж закрепляются в первую очередь иномарки, произведенные в России. Характерно, что, как и в Европе, у нас начинают пользоваться любовью компактные машины

На автомобильном рынке итоги ушедшего года в очередной раз превзошли самые оптимистические прогнозы. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (Association of European Businesses, АЕВ), в 2007 году всего в России было продано 2,3 млн новых легковых автомобилей, что на 37% больше, чем в 2006-м. Основной вклад в увеличение продаж вносят иномарки: в прошлом году их было реализовано 1,6 млн, что на 61% больше, чем годом ранее.

Участники рынка не скрывают положительных эмоций по поводу уходящей вверх динамики продаж новых автомобилей в России. По словам Оскара Ахмедова, генерального директора «Фольксваген Груп Рус» и председателя комитета автомобильных производителей АЕВ, с 1999 года продажи легковых автомобилей в России в абсолютных величинах поднялись в 2,9 раза — с 790 тыс. до 2,3 млн машин. Однако куда больше впечатляет динамика продаж иномарок. С 1999 года они выросли в 40 (!) раз — с 40 тыс. до 1,6 млн.

С такими показателями Россия уверенно претендует на место главной европейской автомобильной державы — по итогам ушедшего года наш рынок занимает уже третье место в Европе по продажам легковых машин. Мы вот-вот догоним Великобританию с ее 2,5 млн легковушек в год, а через пару лет можем заткнуть за пояс и Германию, где ежегодно продается 3,5 млн новых автомобилей.

О причинах столь стремительного развития российского автомобильного рынка говорилось уже не раз. На недавней пресс-конференции комитета автопроизводителей АЕВ опять было отмечено, что увеличение продаж автомобилей в России стимулирует развитие экономики страны в целом, повышение доходов населения, рост предложения финансовых услуг (в первую очередь кредита) для покупки машины и, как ни странно, некоторое снижение цен на автомобили. Продавцы утверждают, что в ушедшем году автомобильные цены поднялись в среднем на 5%. При этом инфляция достигла по итогам года порядка 11%. Таким образом, по заявлениям автопроизводителей, реальная стоимость любимых средств передвижения несколько снизилась.

Сделано в России

Согласно данным АЕВ, тройку лидеров самых популярных иномарок в России по итогам года возглавила марка Chevrolet с объемами продаж 190,5 тыс. автомобилей, далее идут Ford — 175,7 тыс. и Hyundai — 147,8 тыс. (см. таблицу 1).

Интересно, что на третье место по продажам Hyundai удалось подняться только за последний месяц. В течение всего года эту строчку в рейтинге занимала Toyota, но благодаря рывку продаж в декабре (на 72% по сравнению с декабрем 2006 года) Hyundai вырвалась на третью позицию, обогнав своего японского конкурента всего на 2,4 тыс. автомобилей.

1

Говоря о наиболее продаваемых в России моделях, наблюдатели указывают на примечательную деталь: первые шесть строчек занимают автомобили, изготовленные в России или ближнем зарубежье. «Ушедший год наглядно продемонстрировал, что наибольшим спросом пользуются иномарки, сделанные внутри страны, — отмечает Ирина Шароватова, директор по маркетингу Ford в России. — Производители иномарок в РФ доказали, что могут выпускать действительно качественные и надежные машины по доступной цене. И те автопроизводители, которые вовремя сумели увидеть большие перспективы изготовления иномарок в нашей стране, сейчас находятся впереди».

Самой продаваемой моделью иномарок в ушедшем году стал Ford Focus, который выпускается под Санкт-Петербургом. Продажи этой машины с большим отрывом обошли конкурентов и составили 97 тыс. (см. таблицу 2). Focus мог бы уверенно перешагнуть и стотысячную отметку, если бы не известные проблемы завода, связанные с забастовками. Из-за разногласий с трудовым коллективом в декабре выпуск Focus в России упал на 16% по сравнению с тем же периодом 2006 года. Второе место в рейтинге продаж досталось также выпускаемой на российской территории (на заводе в Москве) машине Renault Logan (67 тыс.). Следом за ней с показателем почти 58 тыс. автомобилей идет Chevrolеt Lanos, который производится на Украине. Другая популярная иномарка — Hyundai Accent (54 тыс., четвертое место) собирается в Таганроге. Давний лидер продаж иномарок Daewoo Nexia (49 тыс., пятое место) производится в Узбекистане, а занимающая шестую позицию по популярности Chevrolet Niva (48 тыс.) сходит с конвейера на СП «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти.

Меньше, да лучше

Значимые изменения происходят в структуре спроса на определенные типы машин. В ушедшем году, как и прежде, самым продаваемым был так называемый С-класс легковых автомобилей (Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer, Mazda3 и др.). По данным АЕВ, на этот тип автомобилей пришлось 42% продаж всех иномарок в России. Однако по сравнению с прошлым годом доля этого сегмента рынка несколько снизилась (в 2006-м у С-класса было 48% продаж).

Продажи так называемого В-класса, или класса компактных машин, напротив, довольно заметно выросли. В ушедшем году 17%, или почти каждая пятая проданная машина относилась к данному сегменту, в то время как в 2006-м доля рынка этого типа машин составляла 12%. В частности, как горячие пирожки в ушедшем году расходились такие модели, как Ford Fusion (рост продаж по сравнению с позапрошлым годом составил аж 162%), Nissan Note (182%), Hyundai Getz (105%). «Рывок продаж автомобилей В-сегмента можно назвать главной примечательной тенденцией года, — отмечает Ирина Шароватова из Ford. — Здесь предпочтения российских покупателей становятся схожими с предпочтениями европейцев. Компактные машины этого класса потребляют меньше бензина, они более маневренны в пробках и на узких городских улицах, наконец, более привлекательны по ценам».

Впрочем, при росте популярности «малюток» в России по-прежнему хорошо продаются и самые большие автомобили — внедорожники (так называемый J-класс). Доля продаж этих машин выросла с 18% в 2006 году до 20% в 2007-м. По словам представителей АЕВ, сейчас рынок внедорожников в РФ — самый большой в Европе. «Внедорожники в России исторически пользуются большим спросом, — комментирует Олег Дацкив, директор по развитию бизнеса проекта AutoDealer.ru. — Не стоит забывать, что Россия — страна плохих дорог и сложных погодных условий. Во многих российских регионах внедорожники просто незаменимые транспортные средства. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов менталитет российского покупателя, который считает большой внедорожник частью имиджа преуспевающего человека».

То, что хороший автомобиль — важная составляющая имиджа в России, подтверждает и анализ продаж машин премиум-брендов. Востребованность этого класса автомобилей в среднем растет быстрее, чем рынок (девять самых дорогих и престижных марок показали по итогам года более чем 70-процентный рост). Очень хорошо выступила здесь Volvo, увеличив продажи на 97%, по-прежнему большим спросом пользуется Mercedes-Benz — реализация автомобилей этой марки в ушедшем году подскочила на 65%. Существенно выросли продажи Audi и BMW.

Взлеты и падения

Говоря о тенденциях развития отдельных иностранных компаний на автомобильном рынке в ушедшем году, многие указывают на успех марки Opel. В 2007 году ее продажи показали прирост аж 232%. Большая часть продаж пришлась на модель Opel Astra (29,1 тыс., рост 205%), которая привлекает современным дизайном, доступной ценой, надежностью, а также почти полным отсутствием очередей, до сих пор серьезно тормозящих продажи многих популярных моделей.

Одновременно обращает на себя внимание заметный рост продаж китайских марок. Самая успешная из них на российском рынке — Chery, которая в ушедшем году продала 37,1 тыс. автомобилей, что означает годовой прирост в 245%. Многие наблюдатели указывают на то, что Chery — единственный китайский производитель, который открыл в России свое представительство, выполняющее роль импортера и координирующее действия дилеров.

2

Ну а к неудачникам года следует отнести французскую Citroen. На фоне почти поголовного увеличения продаж практически всех иностранных марок продажи этих автомобилей снизились на 3%. Маркетологи объясняют, что в ушедшем году компания оставалась единственным крупным производителем, российское представительство которого не имело статуса генерального импортера. По сути, до конца прошлого года дилеры продолжали стихийно торговать машинами Citroen. Впрочем, представители компании утверждают, что с 2008 года ситуация изменится и представительство Citroen возьмет на себя статус генерального импортера.

Незавидной оказалась и ситуация с маркой Chrysler. Падение продаж на 16% стало рекордным отрицательным показателем для всего российского автомобильного рынка. Неудачу представители компании объясняют болезненным разводом с Mercedes, в результате чего повсюду, в том числе и в России, Chrysler приходится менять свой юридический статус, систему логистики, продаж и т. д.

Как у ВАЗ дела?

Что касается традиционных российских автопроизводителей, то их результаты на фоне феерии продаж иномарок смотрятся весьма блекло. Хотя самое крупное российское предприятие — АвтоВАЗ — еще кое-как держится на плаву. Как ни странно, оно закончило год пусть не в очень большом, но все же плюсе. По официальным сообщениям, по итогам года завод реализовал почти 665 тыс. автомобилей, что на 6,2% больше показателя 2006 года.

Признаться, еще в середине ушедшего года ситуация у самого крупного российского автомобилестроителя была, прямо скажем, плачевная — падение продаж достигало целых 23%. Но после лета АвтоВАЗ сумел справиться с кризисом сбыта и нарастить объемы реализации своей продукции. Теперь все наблюдатели с нетерпением ждут конца февраля. Напомним, что на этот срок намечено подписание итогового контракта с Renault, который намерен приобрести 25% акций российского автогиганта. Не исключено, что к новому соглашению может присоединиться и Nissan, входящий в альянс с Renault. После финального подписания договора эксперты ожидают значительных изменений в стратегии развития АвтоВАЗа. Многие предполагают, что завод может объявить о начале производства новых моделей на платформе Renault и Nissan, а также начать серьезные структурные преобразования под руководством известного реформатора Карлоса Гона — главы Renault-Nissan, который в свое время жесткими и решительными мерами вывел компанию Nissan из глубокого кризиса.

Дорога в будущее

Как станет развиваться российский автомобильный рынок в ближайшем будущем? Рост продаж автомобилей в РФ, безусловно, продолжится. Как минимум потому, что сегодня на тысячу жителей в нашей стране приходится всего 200 автомобилей (в странах Западной Европы на 1 тыс. человек приходится более 500 машин), к тому же значительная часть автопарка серьезно изношена.

На ближайшую перспективу участники автомобильного рынка в один голос прогнозируют некоторую стабилизацию. Рост, по их словам, сохранится, но не такой стремительный. Признак стабилизации, пусть и незначительной, эксперты усматривают хотя бы в том, что в ушедшем году продажи увеличились на 61%, тогда как в 2006-м рост составил 65%. «Давать прогнозы в России — неблагодарное занятие, — говорит Дэвид Томас, глава Volvo Car Russia, — но в наступившем и в последующих годах мы ожидаем рост рынка в среднем на 30 процентов».

Руководство комитета автопроизводителей АЕВ утверждает, что, согласно сдержанному прогнозу, в 2010 году в России будет продаваться 2,9 млн, а к 2015-му — 3,5 млн новых легковых автомобилей. Впрочем, многие аналитики называют подобные прогнозы чересчур скромными. Например, официальные представители Минэкономразвития недавно заявили, что 2010 году они ожидают ежегодные продажи в России на уровне 4 млн легковых автомобилей.

Что касается потенциальных хитов продаж в наступившем году, то здесь помимо нынешних лидеров ожидать увеличения продаж ряда новинок. Это, например, новая Daewoo Nexia, которая должна появиться на российском рынке на исходе зимы. Большие ожидания связаны с новой моделью Fiat Linea, которая в 2008 году начнет выпускаться в России. Сюрпризы может преподнести и Skoda Octavia — она начинает производиться на заводе концерна Volkswagen под Калугой. Наконец, буквально взорвать рынок могут новые массовые модели Volkswagen и Toyota, ориентированные, подобно Renault Logan, на рынки третьих стран. Разговор о запуске этих моделей ведется давно, и, вероятно, уже в наступившем году появится ясность относительно их производства в России.

Впрочем, многие участники рынка указывают также на препятствия, которые мешают процессу автомобилизации России. В частности, они гневно говорят о таком юридическом казусе, как обложение НДС юрлиц, продающих подержанные автомобили. «Получается, что за купленную у дилера подержанную машину НДС взимается дважды: один раз налог платится при покупке новой машины, а спустя несколько лет опять приходится платить при покупке машины подержанной, — возмущается Дэвид Томас из Volvo. — Такой практики нет нигде в развитых странах, и это серьезный барьер для развития цивилизованного вторичного рынка иномарок. Мы совместно с АЕВ как можем боремся с этой юридической нормой и лоббируем ее отмену».

Другое недавнее законодательное новшество, вызывающее возмущение у представителей автомобильного бизнеса, — вступление в силу в декабре нового закона о потребителях. «Новый закон дает право покупателям автомобиля вернуть его и потребовать компенсации буквально по любому несерьезному поводу, скажем, из-за перегоревшей лампочки, — комментирует для “Эксперта” Яцек Горски, генеральный директор GM СНГ. — Пока мы не знаем, как суды будут реагировать и применять новый закон в отношении продаваемых автомобилей, но из-за неточностей в определениях, когда можно необоснованно требовать возврата и компенсаций за проданную машину, у нас могут возникнуть серьезные проблемы. Мы считаем, что российские законодатели должны более гибко реагировать на изменяющийся автомобильный рынок. Возможно, некоторые законы были уместны, когда производители продавали несколько сотен машин. Когда счет идет уже на сотни тысяч продаваемых новых автомобилей в России в год, думаю, законодателям нужно идти автомобильному бизнесу навстречу и принимать меры для его защиты».

Самые продаваемые в России модели иномарок в 2007 г.
Самые популярные в России иностранные автомобильные бренды по итогам 2007 г.

У партнеров

    Реклама