• USD Бирж 1.09 +10.02
  • EUR Бирж 12.57 +86.35
  • CNY Бирж 28.51 --15.93
  • АЛРОСА ао 80.54 -0.54
  • СевСт-ао 1972.4 -0.2
  • ГАЗПРОМ ао 157.51 -0.26
  • ГМКНорНик 153.12 -0.22
  • ЛУКОЙЛ 7680.5 +-10.5
  • НЛМК ао 251.98 +-0.52
  • Роснефть 594.75 -2.2
  • Сбербанк 321.48 +-0.7
  • Сургнфгз 34.095 -0.16
  • Татнфт 3ао 747.5 +-0.6
  • USD ЦБ 90.99 90.92
  • EUR ЦБ 98.78 98.9
Эксперт меняется
Cобытия

Стратегия не меняется

Мнения
Стратегия не меняется
Фото: М. Конанков/Octagon.Media/ТАСС
Вчера президент Владимир Путин подписал уже традиционный «майский указ», в котором обозначил приоритетные цели развития страны. «Эксперт» провел блиц-опрос специалистов и собрал их мнения о том, на что стоит обратить особое внимание в этом указе и чем он отличается о предыдущего аналогичного документа.

Елена Горина, старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ:

— В предыдущих президентских указах уже были заявлены меры по снижению уровня бедности. Теперь они продлены до 2030 и 2036 годов. Важный вклад в них вносят расходы бюджета на меры социальной поддержки. Риски для достижения заявленных целей могут появиться в том случае, если эта поддержка будет по каким-то причинам сокращаться и другие источники семейного обеспечения также не будут расти.

Цели по увеличению МРОТ в таком виде у нас раньше не было. Сейчас уделяется особое внимание тому, чтобы размер МРОТ был не ниже прожиточного минимума. Пересматривалась его величина, методика его определения. За последние два года темпы его роста достаточно высоки — 6% в 2023 г. и 18% в 2024 г.

Мы можем только предполагать, какими будут дальнейшие показатели, в том числе с учетом того, что с 2025 года размер МРОТ должен быть привязан к медианной заработной плате. Его повышение до 35 тыс. руб. к 2035 году говорит о том, что она так же будет расти — до порядка 73 тыс руб по сравнению с 40,5 тыс. руб. в 2022 г. Насколько запланированные показатели адекватны потребностям населения, будет зависеть от инфляции и фактического роста прожиточного минимума.

Наталья Орлова, главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка:

— В предыдущих национальных проектах внимание уделялось отдельным бюджетам и вопросам того, на каких уровнях и по каким направлениям эти бюджеты тратятся. Кажется, что главный аспект новых национальных целей в том, что выставлен верхнеуровневый KPI, согласно которому все расходы должны синхронизироваться с главной задачей — переместиться с пятого на четвертое место в мире по паритету покупательной способности. И основное внимание будет уделяться не просто освоению бюджетов, а именно синхронизации их использования на уровне всей страны для достижения желаемой доли в мировом ВВП.

Владимир Архангельский, заведующий сектором теоретических проблем воспроизводства и политики населения Научно-исследовательской лаборатории экономики народонаселения и демографии Экономического факультета МГУ:

— Очень приятно, что в первом же указе президента проявлено такое внимание к вопросам демографии. Заявлено две цели. Первая — увлечение суммарной продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и 80 лет к 2036 г. В 2000–2010 гг. мы добивались здесь больших успехов, потом был спад, связанный с пандемией, но после нее показатели стали восстанавливаться. У нас есть существенные резервы для снижения смертности, особенно мужской в трудоспособных возрастах. Будем надеяться, что цель будет достигнута.

Вторая цель — повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,6 к 2030 г. и 1.8 к 2036 г. В 2022 г. у нас был показатель 1,416, в 2923-м примерно такой же, а судя по данным за первые месяцы этого года, он будет чуть повыше. Показатель в 1,78 был в 2015 г., в 2016-м он тоже был высоким, потом начал снижаться. Есть гипотеза, что это было связано с планировавшимся окончанием программы материнского капитала и часть семей поторопились ею воспользоваться. Из снижения мы начали выходить в 2020 г., потом снова был спад, связанный с COVID и тревожностью из-за геополитической напряженности, сейчас мы снова наблюдаем рост. Показатель в 1,6 к 2030 г. выглядит вполне достижимым, за шесть лет вполне можно его достичь. С 1,8 к 2036 г. все сложнее, но комплекс эффективных мер для достижения такого показателя вполне может быть разработан. Кроме того, заявленные цели по воспитанию патриотичной и социально ответственной личности и снижению уровня бедности, в том числе многодетных семей, тоже могут этому поспособствовать.

Георгий Остапкович, директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:

Указ предполагает рост и развитие экономики России. Ставятся конкретные задачи и обозначаются конкретные проблемы ее развития. Это абсолютно позитивная реакция, которую президент дает в начале каждого своего нового срока. Насколько реалистичны эти цели — второй вопрос. Конечно, не все из них могут быть достигнуты, как не достигались и какие-то из тех, что ставились раньше, например удвоение ВВП, план обогнать Португалию по этому показателю на душу населения или создание новых секторов экономики при помощи нанотехнологий. Но цели ставить надо, хотя бы для того, чтобы регуляторными органами, министерствами и ведомствами составлялись соответствующие дорожные карты для их достижения, аппарат будет заряжен. А как они будут в итоге достигнуты, только время покажет — в слишком большой геополитической и экономической неопределенности мы живем, вокруг целые стаи «черных лебедей» летают.

Материалы по теме:
Мнения, 17 мая 12:10
Взгляд на сотрудничество между странами
Мнения, 19 апр 11:30
Каким видит молодежь новый миропорядок
Мнения, 29 янв 00:00
Алексей Оверчук о месте ЕАЭС в новом миропорядке
Свежие материалы
Восприимчивым не в кого верить
Общество,
Россияне разочаровались в «массовой психотерапии»
Инвесторы порадовались банкам
Финансы,
Рынок акций вышел из коридора
Город меняется с возрастом
Города,
С чего начинается развитие благоприятной среды