В лабиринтах равноправия

Тема недели
Москва, 05.03.2001
«Эксперт Северо-Запад» №4 (33)
Сегодня уже можно осторожно говорить о появлении "русского варианта" феминизма

Советский менталитет подразумевал тройную нагрузку для женщин: метростроевка, Золушка и "милая дама" ("За милых дам!"), и нагрузка эта, рискнем утверждать, при всей неподъемности была предметом женской гордости. Современный феминизм решительно модернизировал первую роль. А как быть с остальными?

Проблема равенства полов, которую вполне уместно обсудить накануне всенародного "женского" праздника, в значительной мере обусловлена реалиями демографической ситуации и последствий государственной социальной политики, а именно реальной нехватки. Из-за войн и репрессий многие поколения советских женщин выросли и прожили жизнь в условиях конкуренции за мужчину. И только начиная с конца 60-х годов этот демографический перекос начинает выравнивается. Среди поколения нынешних 30-35-летних на каждую тысячу мужчин приходится 990 женщин.

"Баба не раба"

Социальная политика советского государства была основана на идеологеме равенства, в том числе и равенства полов. Если же говорить о государственной практике в отношении частной жизни мужчин и женщин, то советская система социального взаимодействия полов была ориентирована на присутствие и поддержку сильного государства в этой сфере.

Это был своего рода негласный пакт женщины с государством: государство гарантировало женщине социальную поддержку через систему специальных льгот, квот и гарантий, а женщина работала и на производстве, и дома, совмещая в одном лице роли матери и хозяйки с ролью надежного работника на производстве. Гарантированная государственная поддержка была столь сильна, что позволяла женщине отказаться от мужчины в семье, тем более что тогда муж уже не являлся основным и единственным кормильцем в семье.

Ситуация неразделенной семейной нагрузки, совмещенной с работой на производстве и государственной поддержкой, способствовала вытеснению мужчины из семьи. Но уделом женщины, освободившейся от мужчины, становилось одиночество, ибо отказавшись от слабого мужчины в пользу сильного государства, она уже не могла найти достойного партнера.

Три модели

В перестройку из этой сложной ситуации был предложен достаточно простой - и реакционный, на наш взгляд - выход: женщина-домохозяйка и муж-кормилец. Вспомним высказывания Михаила Горбачева о том, что женщину необходимо вернуть в семью. Однако ответ общества на эту инициативу был не столь однозначным и одобрительным. Происходило и происходит это по ряду причин. Во-перв ых, средний класс как реальная социальная основа для осуществления консервативной семейной модели "домохозяйка - кормилец" еще не сформировался (и формируется скорее на партнерских моделях внутрисемейных отношений). Во-вторых, российские женщины, как показали многие исследования, в массе своей не желают становиться профессиональными домохозяйками.

Сегодня все многообразие суждений по так называемому женскому вопросу можно свести к трем условным моделям. Аргументация приверженцев этих суждений частенько пересекается или плавно перетекает из одной модели в другую.

Модель первую условно можно назвать отрицающей. Ее приверженцы говорят о том, что в нашем обществе нет никаких специальных проблем, касающихся социального равноправия полов. Мужчины и женщины равны и одинаково страдают от инфляции, безработицы, юридической незащищенности. Эта проблема вообще надуманна, так как основные проблемы в нашем обществе - проблемы экономические, политические, экологические, но отнюдь не проблемы равенства мужчин и женщин.

Модель вторая, интеллигентско-патриархатная. Ее слоган: "женщины должны оставаться женщинами". Это достаточно циничная позиция отечественных интеллигентов, не желающих ничего менять в существующем социальном порядке. Женские профессиональные достижения вполне допустимы, пока женщины не покушаются на систему мужского доминирования с целью ее критики и изменения. Как только это происходит, женщину объявляют неженственной, и т. д.

Модель третья - феминистская: и женщины и мужчины должны быть такими, какими они хотят быть, а не такими, какими их делает социум или хотят видеть близкие.

Вот только стать таким, каким хочешь, гораздо труднее, чем даже перестроить экономику, конверсировать ВПК, а иногда и заработать первый миллион.

Ролевые игры

Что можно сказать о статусе семьи сегодня? Прежде всего, и это отмечают самые разные исследователи, современная российская семья строится не на жесткой иерархии одного пола над другим, а на более гибких основаниях за счет поиска равновесия или равенства в отношениях...".

Но скорого изменения соотношений женского и мужского вкладов в решении домашних дел ждать не приходится. Как показывают исследования, более 80% состоящих в браке москвичей считают, что основная роль мужа - зарабатывание денег, и это в стране, где на 1994 год работало 91% (!) женщин работоспособного возраста. В российской семье домашний труд все еще остается женской обязанностью. Исследователи объясняют это живучестью традиционалистских представлений о распределении сфер ответственности в семье и "естественности" женской роли как хозяйки и матери, а мужской - как роли добытчика.

Вообще следует отметить, что для феминистской критики социальных отношений и позиционирования полов в обществе объектов предостаточно. Женское представительство в российском парламенте с годами уменьшается: в 1993 году женщины составляли 13% депутатов (61 место), в 1995 году 10% (46 мест), а в 1999 году - 6, 6% (30 мест). Такая же ситуация сложилась не только в центральных органах федеральной власти, но и в региональных выборных органах: на губернаторских выборах, прошедших в 1995-1997 годах, из 363 кандидатов на пост губернатора было только 6 женщин.

Феминизм по-русски

В большинстве своем женщины еще не осознали себя как отдельную социальную группу со своими интересами. Политические обозреватели и публичные политики избегают разговоров об общественных нуждах женщин и об их политическом оформлении. СМИ, за исключением редких специальных феминистских изданий, не обращаются к этой теме.

Однако некоторые эксперты говорят о русском варианте феминизма как идеологии партнерских отношений на всех уровнях социальных структур и институтов.

Российские профеминистски настроенные женщины отличаются от западных феминисток тем, что не желают отказываться ни от привычных маркеров женственности во внешности, ни от этикетной галантности мужчин, позволяя последним демонстрировать свою маскулинность с помощью необременительных действий: открывание дверей, подача руки, и т. д. Хотя, может быть, и эта константа со временем изменится.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама