Мы - форпост России на западных рубежах

Тема недели
Москва, 19.03.2001
«Эксперт Северо-Запад» №5 (34)
Необходимо уже сегодня предусмотреть все возможные последствия геополитических изменений в регионе

Калининградская область - самый западный регион России, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. По размерам территории (15,1 тыс. кв. км) это самый малый субъект Российской Федерации. Здесь располагается крупнейшее в мире месторождение янтаря (около 90 процентов мировых запасов). Здесь же находится пока единственный в Российской Федерации незамерзающий портовый комплекс на Балтике. К довершению всех особенностей области на ее территории была создана Особая экономическая зона (ОЭЗ), одна из немногих в стране, которая действительно хоть как-то, но работала. Однако, несмотря на уникальность геополитического положения, богатство недр и наличие статуса ОЭЗ, Калининградская область так и не стала процветающим краем. Теперь надежды жителей области связаны с новым губернатором Калининградской области, бывшим командующим Балтийским флотом адмиралом Владимиром Егоровым.

- Владимир Григорьевич, в ноябре прошлого года вы победили на выборах на пост губернатора. В чем принципиальные отличия стратегии, которую вы начинаете осуществлять, от стратегии вашего предшественника?

- Стратегия развития Калининградской области предопределена во многом нашим уникальным геополитическим положением - ведь мы оторваны от России. А в ближайшее время "остров" России окажется в самом центре расширяющего свои границы Евросоюза. И задача ставится так: к 2003-му году, когда в него вступят Польша и Литва, уровень жизни калининградцев должен хотя бы приблизиться к уровню жизни наших соседей. Это очень важно не только для материального благополучия жителей области. Морально они должны ощущать себя не обитателями задворок великой страны, "задвинутыми" в центр Европы и забытыми Россией, а ее авангардом. Поэтому стержнем экономической стратегии нынешней администрации будет курс на модернизацию экономики, развертывание производств, основанных на использовании квалифицированного, высокооплачиваемого труда. Не пресловутые валовые показатели, а максимально высокая заработная плата при минимальной безработице - вот главная цель экономической политики.

Мой предшественник, Леонид Петрович Горбенко, судя по его заявлениям, делал ставку на самодостаточность региона, и в первую очередь - продовольственную. Он не раз говорил о необходимости поддержки местных товаропроизводителей, именно этим объясняя, в частности, введение квот на импорт. Что и говорить, нашей продукции действительно непросто выдерживать конкуренцию с хлынувшим в послереформенное время из-за рубежа потоком дешевых товаров. И развитие производственной сферы области - задача благая. Но, как оказалось, для того чтобы действительно поддержать местных товаропроизводителей, мало просто поставить их вне конкуренции. Развитие современного эффективного производства требует значительных вложений. Однако прежней администрации не удалось создать в Калининградской области благоприятный инвестиционный климат. Даже если и получали какие-то деньги, то под неоправданно высокие проценты, пример тому - кредит Dresdner Bank. Немало и примеров, которые свидетельствуют, что средствами просто не умели эффективно распорядиться.

Когда мы провели анализ "наследства", которое нам досталось, стало совершенно очевидно, что до самодостаточности области еще очень и очень далеко. Даже в сельском хозяйстве, которое было "коньком" прежней администрации, положение крайне тяжелое. Достаточно сказать, что каждое четвертое агропромышленное предприятие региона признано банкротом. Так нам ли становиться в позу: мол, мы "сами с усами"? Грамотно выстроить отношения с федеральным центром, с международным сообществом, заинтересовать их в развитии региона - значит сегодня заложить основу всех наших будущих успехов. Ну, а в остальном судьба региона, конечно же будет зависеть в первую очередь от нас самих.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние Калининградской области, каковы ее самые болезненные проблемы?

- К сожалению, состояние Калининградской области, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Достаточно сказать, что одних долгов у нас сегодня 1289,8 миллионов рублей. Получается, что каждый житель области должен кредиторам больше тысячи трехсот рублей. Нам достались в наследство полностью разрегулированные финансовые отношения с центром. Из федерального бюджета область недополучила в 2000 году 326 миллионов рублей. В том числе по программе развития Особой экономической зоны 244,2 миллиона рублей, на строительство жилья для военнослужащих - 65,51 миллионов рублей. Из 100 федеральных целевых проектов в 2001 году нам выделены средства только на три. Можно себе представить, как при таком финансировании решались насущные проблемы калининградцев.

Собственное производство функционирует едва ли на 50 процентов. В сельском хозяйстве по сравнению с дореформенным периодом осталась одна треть поголовья крупного рогатого скота, четвертая часть от свиного стада. Несмотря на введение квот, доля импорта мяса и мясных продуктов составляет около 80 процентов, молочных - 20 процентов. Что же касается социальной сферы, скажу одно: с тем, что мы имеем, жить в окружении европейских стран уже просто стыдно.

Предстоящее расширение ЕС добавило проблем российскому "острову" в Прибалтике. Ведь мы уже сегодня должны предусмотреть все возможные последствия геополитических изменений в регионе. Для нас очень важно, чтобы они не обернулись дискриминацией Калининградской области, ухудшением условий жизни ее населения. Между ЕС и Россией планируется заключить специальные договоренности по Калининградской области. Основой их должно стать обеспечение эксклавному российскому региону равного положения с соседями.

Необходимо срочно решать вопросы, связанные с передвижением по территории Польши, Литвы, Белоруссии. Надо добиться максимально упрощенного перемещения людей, товаров и услуг через границы. Рассматривается вопрос безвизового передвижения калининградцев по территориям соседних государств. Остро стоят транспортные проблемы. Здесь наша принципиальная позиция - снижение тарифов, приведение их к уровню российских, ведь на транспортных издержках мы теряем сегодня 22 миллиона долларов в год.

Одна из ключевых проблем - достижение энергетической независимости области. Мы 95% электроэнергии получаем от РАО ЕЭС России через Литву. Будем переходить на собственные энергоисточники. Область взяла курс на рентабельное сельское хозяйство, повышение надоев, урожайности. Значит, необходимо восстанавливать разрушенную в последние годы мелиорацию, оснащать село техникой, обеспечивать топливом, удобрениями. Остро стоит в регионе жилищная проблема. А в связи с предстоящими сокращениями в армии и на флоте она будет только обостряться.

- Давайте поговорим о специфике взаимоотношений региона с остальной Россией. Порой создается впечатление, что Калининградская область не нужна стране, а страна не нужна области. По мнению некоторых экспертов, регион мог бы стать своего рода российским Гонконгом - особой территорией, приносящей государству значительные доходы от внешнеэкономической деятельности, тесного сотрудничества с европейскими инвесторами. Однако пока не получается. Как вы планируете строить отношения с Федерацией, каким вам представляется статус Калининградской области?

- Специфика взаимоотношений региона с остальной Россией отчетливо проявилась в январских событиях, поставивших Калининградскую область на грань политического и экономического кризиса. Напомню: после введения в действие второй части Налогового Кодекса Государственный таможенный комитет издал распоряжение, практически лишившее область льгот, предоставленных ей законом об Особой экономической зоне. Предприятия стали работать на склады, а потом вовсе остановились. Люди остались без работы и без зарплаты. Бюджет понес значительные потери.

Деловые, конструктивные взаимоотношения администрации области с руководством страны позволили исправить ошибку. Во время встреч с президентом России Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Касьяновым, главой МИДа Игорем Ивановым удалось добиться общего понимания проблемы, согласовать дальнейшие совместные действия по ее решению. В результате распоряжение ГТК было отменено, восстановлен прежний режим хозяйствования, все положения Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" остались в силе. Сегодня можно уже сказать, что кризис начала года в целом удалось преодолеть.

Я бы вообще не стал ставить вопрос так, будто Москве мы не нужны. Калининградская область - форпост России на Западе. Это единственный незамерзающий российский порт на Балтике. Стратегическое значение региона трудно переоценить. Конечно же, в центре все это понимают. 22 марта в Москве состоится заседание правительства по всему комплексу проблем Калининградской области. Мы обосновали свои позиции, сейчас активно согласовываем их с федеральными министерствами. Составной частью этой работы стали поездки в наш регион министра иностранных дел Игоря Иванова, министра экономического развития и торговли Германа Грефа, круглый стол с участием большой группы депутатов Госдумы.

У региона тоже вовсе нет желания дистанцироваться от Москвы. Напротив, мы хотим прежде всего ясной политики федерального центра в отношении области, значительного увеличения централизованного финансирования всех сфер ее жизнедеятельности. Совершенно очевидно, что в противном случае регион не сможет достичь уровня социально-экономического развития, сопоставимого с уровнем соседних европейских государств. И руководство страны это понимает. Уверен, что совместно с федеральным центром нам удастся выработать грамотную стратегию развития Калининградской области, которая позволит впредь исключить потрясения, подобные январскому, обеспечить благоприятные условия для стабильной жизнедеятельности региона.

- Какие меры вы планируете предпринимать для более активного привлечения в экономику области инвестиций, в том числе иностранных?

- Сегодня приток инвестиций в Калининградскую область не только меньше ее потребностей, но и заметно слабее, чем внешние вложения в другие, экономически сопоставимые с нами территории. К сожалению, до сих пор мы не использовали всех выгод своего географического положения для привлечения средств инвесторов в экономику региона. Новая администрация области расценивает это направление деятельности как приоритетное. Прежде всего, мы сегодня хотим законодательным путем закрепить таможенные и налоговые льготы Особой экономической зоны на ближайшие 10 лет. Цифра эта выбрана не случайно. Мы ориентируемся на нее прежде всего потому, что наши инвесторы должны чувствовать себя уверенно, а за десятилетний срок обычно все инвестиции окупаются.

Правовая и экономическая стабильность - вот основные гарантии, которые хотят получить те, кто готов вкладывать деньги в наш регион. Обеспечить такие гарантии, конечно же, мы можем лишь при условии поддержки федерального центра. Надеемся найти ее на предстоящем заседании правительства, где будут обсуждаться проблемы Калининградской области. Грех не использовать преимущества нашего географического положения. Ведь Калининградская область может и должна стать, с одной стороны, площадкой для продвижения отечественной продукции в страны ЕС, а с другой - плацдармом, используя который, зарубежные страны смогут осваивать бескрайний российский рынок.

Администрации области предстоит еще много работать, чтобы наши потенциальные возможности превратились в реальные преимущества. Одно из условий, которых мы добиваемся, - благоприятная транзитная политика со стороны Польши и Литвы. Необходимо, считаю, предоставить российскому "острову" эксклюзивные внешнеторговые льготы. Ведь практика беспошлинного ввоза сырья и оборудования может стать серьезным дополнительным стимулом для прихода зарубежных капиталов, вовлечения инвесторов в новые проекты, в том числе крупномасштабные.

Активизировалось в последнее время сотрудничество области с такими странами, как Дания, Германия, Швеция. Пример тому - проект реконструкции системы водоснабжения и канализации Калининграда, инициированный и финансируемый членами ЕС. Мы рассчитываем получить от них льготный кредит на 18 миллионов долларов плюс безвозмездные гранты на 33 миллиона долларов. Ведь Балтика - наше общее море. И все страны региона кровно заинтересованы, чтобы оно было чистым. Эти и другие инвестиции должны помочь Калининградской области успешно интегрироваться в европейское экономическое пространство, стать тем звеном, которое сблизит Россию с объединяющейся Европой.

Калининград

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама