Норвежская "ревизия"

Повестка дня
Москва, 18.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №11 (40)

Норвежский парламент принял поправки в действующий закон об охране окружающей среды на архипелаге Шпицберген. Откорректированное парламентариями законодательство определяет, что отныне хозяйственная деятельность России на архипелаге носит не уведомительный, а разрешительный (со стороны Норвегии) характер.

Это далеко не первая попытка ревизии Парижского договора 1920 года, предпринятая скандинавскими соседями. Как известно, договор признает суверенитет Норвегии над архипелагом только в границах территориальных вод архипелага, которые составляют 4 мили, и закрепляет за государствами-участниками принцип равного доступа и пользования природными ресурсами Шпицбергена. Однако это не помешало норвежскому правительству, основываясь на внутреннем законодательстве страны, ввести в 1977 году 200-мильную рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена. Позже, в 1983-м, несмотря на достигнутые между СССР и Норвегией договоренности о необходимости согласованных действий по охране морских биоресурсов, северные соседи утвердили новые правила регулирования промысла в своей исключительной экономической зоне, распространив их в одностороннем порядке и на островную зону архипелага.

Очередные поправки, на сей раз в законе об охране окружающей среды на Шпицбергене, позволят норвежцам еще более активно проводить политику вытеснения России с ее стратегического форпоста в Арктике. Пока сложно сказать, будет ли обсуждаться "инициатива" скандинавских парламентариев на встрече глав правительств России и Норвегии, которая запланирована на июнь. По мнению губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, позиция министерства иностранных дел Российской Федерации должна продемонстрировать Норвегии, что мы не допустим ущемления своих прав и интересов на Шпицбергене, а в конечном итоге и изменения расстановки сил в Арктике. Однако практика последних лет свидетельствует: протесты отечественного МИДа мало в чем способны убедить норвежцев. Наиболее уязвимым местом в наших притязаниях на "равные права" является полное отсутствие российского контроля за рыболовством в 200-мильной зоне вокруг архипелага. Из-за недостаточного бюджетного финансирования сторожевые корабли Арктического регионального управления ФПС РФ, в обязанность которых вменена охрана морских биоресурсов, к Шпицбергену практически не ходят, а научные экспедиционные работы в этом районе значительно сокращены.

Мурманск

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (40) 18 июня 2001
    В поисках Северо-Запада
    Содержание:
    Единство противоположностей

    Инвестиционный риск и потенциал регионов Северо-Запада в 1999-2000 гг.

    Экономика и финансы
    Общество
    Без рубрики
    Реклама