Новый король

Москва, 24.12.2001
«Эксперт Северо-Запад» №32 (61)
В борьбу за контроль над петербургским топливным рынком включилась "Славнефть"

Под конец года российско-белорусская государственная нефтегазовая компания " Славнефть" начала активно внедряться на топливный рынок Петербурга. В отличие от других нефтяных гигантов, таких как, например, " ЛУКОЙЛ", " Юкос" или Shell, "Славнефть" действует чрезвычайно агрессивно - скупает АЗС у действующих операторов и объявила о намерении демпинговать.

Боевое равновесие

Тем временем ситуация на рынке может характеризоваться как "боевое равновесие". Позиции двух главных игроков - Петербургской топливной компании (ПТК) и Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ) - к концу года уравновесились. Фаворитка нынешнего года БФПГ, получившая для своей топливной компании " Балт-Трейд" почти весь городской заказ на поставки топлива ГП "Пассажиравтотрансу", лидирующие позиции сейчас, похоже, утратила.

На только что проведенном тендере по поставкам на 2002 год ПТК вернула "свое" - 10 лотов из 13 ("Балт-Трейд" получил лишь один). И хотя два лота остались неразыгранными, ясно, что кардинально расклад не изменится. Правда, потерпевшая временное поражение королева сдаваться не намерена. И тут появилась другая претендентка - "Славнефть".

Рывок

Имея в сравнительной близости от региона свой завод "Ярославнефтеоргсинтез", "Славнефть", однако, не ограничивается оптовыми поставками. В своей стратегии компания сделала упор на развитие франчайзинга. Договор со "Славнефтью" на розничную продажу нефтепродуктов сначала заключила фирма " Линос", а в конце года - один из крупных операторов городского рынка компания " Фаэтон". Затем появились слухи и о покупке "Славнефтью" сети АЗС у "Фаэтона".

Заправочные станции "Фаэтона" скорее всего будут куплены. В пользу этого есть и такие соображения. В конце августа на АЗС, работавших под флагом "Славнефти", случился "кризис качества". Водители начали объезжать их стороной. Компания объясняла случившееся происками конкурентов. Однако, по мнению специалистов, причину следовало искать в обыкновенном российском разгильдяйстве. Передав собственный бренд независимому джобберу, крупная компания рискует оказаться заложником качества его работы. А это значит - лучше всего бизнес просто купить.

О серьезности намерений "Славнефти" относительно петербургского топливного рынка говорит и заявление, сделанное ее вице-президентом Андреем Шторхом. Он пообещал, что бензин его компании при столь развитой сети ("Славнефть" рассчитывает купить более 60 АЗС) будет стоить на 30-40 копеек дешевле, чем у конкурентов.

Нефтяной клуб Петербурга считает такие заявления чрезвычайно опасными. "Конечно, снижение цен, как правило, происходит более медленными темпами, чем их рост, - говорит первый вице-президент Российского топливного союза, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. - Но уж если он начнется, остановить его будет нелегко. И о нынешней 25-30%-ной рентабельности нашего бизнеса придется забыть".

А впереди, между прочим, тендеры на строительство инфраструктуры Кольцевой автомобильной дороги (КАД) - кусок вполне лакомый. На дороге предполагается отвести для АЗК 16 участков (примерно через каждые 20 километров). Но отсутствие инфраструктуры может сделать их освоение небольшими фирмами неподъемным. А это значит, как считает Олег Ашихмин, что КАДовские пятна достанутся скорее всего крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям. И шансы "Славнефти" тут весьма велики.

Как бы там ни было, но времена местных топливных олигархов, похоже, заканчиваются. В конкурентную борьбу за контроль над петербургским рынком включаются серьезные игроки федерального масштаба. Это и станет вектором развития топливного рынка Петербурга в наступающем году.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама