Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

К истокам

2002

Завершающийся туристический сезон принес немало сюрпризов операторам рынка, которые до сих пор не научились строить свой бизнес на объективных прогнозах

Лето 2002 года запомнится туроператорам надолго. Практически ни один прогноз, озвученный аналитиками туристических компаний в начале сезона, не реализовался. Ситуацию не спасло даже то, что туристов по сравнению с прошлым годом стало на 10% больше. Сделав ставку на выездной зарубежный туризм, фирмы оказались не готовы к росту спроса на отдых в пределах России. Те немногочисленные положительные итоги сезона, которых удалось добиться петербургским компаниям в секторе выездного туризма, стали реальностью благодаря зимним картельным соглашениям операторов местного рынка.

Напротив, в секторе внутреннего туризма формируются благоприятные и, похоже, долгосрочные тенденции. По данным Северо-Западного отделения Российской ассоциации туристических агентств (РАТА), впервые за последнее десятилетие желающих отдохнуть, не пересекая российской государственной границы, было больше, чем любителей "зарубежья". При этом их интерес с пляжного отдыха сместился в сторону культурологической и экологической сфер. Представители петербургских туркомпаний дружно объясняют этот феномен появившейся у среднего класса ностальгией по хорошо знакомым с детства местам. Впрочем, как и несколько лет назад, запросы этого класса туристов в качественном размещении остаются неудовлетворенными. Гостиничный сектор провинциальной России, и особенно на Северо-Западе, не в состоянии обеспечить своим клиентам приемлемое соотношение цены и качества услуг.

Не нужен нам берег турецкий

Отдых внутри России, забытый после падения "железного занавеса", начинает реабилитироваться в глазах потенциальных потребителей. Утолив "тоску по загранице", наши соотечественники переключились на местные достопримечательности. Спрос незамедлительно породил предложение. Практически во всех крупных петербургских туристических компаниях, специализирующихся на выездном туризме, появились сначала менеджеры по внутреннему отдыху, а затем и целые отделы. Велика вероятность, что уже к открытию следующего летнего турсезона появятся специализированные компании. Такая практика, по словам вице-президента РАТА, директора ее Северо-Западного регионального отделения Сергея Корнеева, уже сложилась в Москве, где на рынке появляется все больше фирм, сосредоточенных исключительно на внутреннем туризме. По словам Михаила Романова, генерального директора московской компании такого типа "Орфей", бизнес турагентств, специализирующихся на внутреннем туризме, динамично развивается, а постоянно растущий интерес к регионам подталкивает их на создание новых маршрутов. Например, в "Орфее" в этом сезоне спрос на экскурсионные поездки на 5-10 дней заставил специалистов разработать новые, тематические варианты отдыха. Появился, в частности, тур, посвященный истории России, по таким городам Северо-Запада, как Великий Новгород, Псков, Изборск, Печоры и Пушкинские Горы. Отчетливо проявился, по мнению Сергея Корнеева, интерес к отдыху в Сибири, на Алтае и в Адыгее.

Принципиально важный результат турсезона этого года - резкое увеличение числа "внутренних" туристов, которое стало возможно благодаря сочетанию сразу нескольких факторов. Как считает Сергей Корнеев, нынешний 10-15%-ный рост спроса на поездки внутри России обеспечен отсутствием языкового барьера, возможностью быстрой адаптации и большей свободой выбора при принятии решений. Однако основную роль в процессе восстановления интереса к внутреннему туризму, по словам генерального директора петербургской туристической компании " Ривьера" Вадима Лежнина, сыграл сложившийся в России класс людей, переживших этап разочарования в нашей стране, у которого снова появился интерес к русской культуре, историческим и природным достопримечательностям. Лепту в увеличение потока внутренних туристов внесли ностальгические настроения по хорошо знакомым с детства местам. Этот факт в сочетании с многочисленными стихийными бедствиями на Черноморском побережье, неоправданным ростом цен и низким уровнем сервиса привел к тому, что поток внутренних туристов перераспределился между средней полосой России и ее Северо-Западом. По словам Михаила Романова, среди всех клиентов компании в этом году на долю почитателей пляжного отдыха пришлось всего 15-20%. Как утверждает Вадим Лежнин, серьезное снижение интереса к этому виду отдыха связано с неправильной политикой принимающей стороны (то есть черноморских отелей и пансионатов), которая, заработав в 1998-1999 годах серьезные средства, неправильно ими распорядилась. Вместо того чтобы инвестировать их в реконструкцию и расширение, местный менеджмент просто "проел" прибыль. При этом цены на побережье Черного моря стабильно росли. Стоимость качественного отдыха на отечественных курортах в этом сезоне, по оценке заместителя директора по международному туризму компании " Совет по туризму" Юрия Щеглова, была сопоставима с расценками в зарубежных отелях. Такая политика незамедлительно сказалась, и поток туристов, направляющихся на Черноморское побережье, заметно поредел. Это отразилось положительно на росте спроса на туры в других регионах.

По данным московской компании " Орфей", летом на туры по Северо-Западу приходилось примерно 40% заявок (особенно в такие города, как Великий Новгород, Псков, Волхов, Старая Ладога), спросом пользовались также города средней полосы России. Центральные районы страны стали притягательными и для жителей Северо-Запада. По оценке генерального директора турфирмы "Нева" Сергея Тимралиева, объем туров в этом направлении нынешним летом увеличился примерно на 50%. География спроса обусловлена еще и тем, что именно на этих направлениях сосредоточены программы образовательного, или, как его еще называют, культурологического и экологического, туризма. По мнению Сергея Корнеева, наибольшей популярностью среди клиентов туристических компаний пользовались туры по Золотому кольцу, экскурсионные поездки в Санкт-Петербург, на Юг, в Карелию, Кижи и на остров Валаам. По оценке заместителя директора по экскурсионному обслуживанию государственного историко-археологического музея "Кижи" Надежды Медведевой, поток туристов заметно вырос и в этом году на острове побывало более 144 тыс. человек, в то время как летом прошлого года музей посетили 122 тыс. туристов. В результате, как отмечает Юрий Щеглов, заметно выросла популярность различных речных круизов. Например, купить путевку на маршрут Валаам - Кижи - Соловки можно было только в начале сезона, а в июле практически все туры были распроданы. Что же касается Карелии, то ее гостиничный комплекс был полностью забронирован на этот сезон еще ранней весной. Пользовались популярностью пансионаты, санатории и курорты Ленинградской области. По словам Сергея Корнеева, все имеющиеся базы размещения летом были заполнены практически на 100%.

Впрочем, не обошлось и без сюрпризов. На фоне общего роста количества туристов по всем направлениям Северо-Запада Санкт-Петербург оказался не на высоте. Как считает Михаил Романов, интерес ко второй столице этим летом снизился на 30-40%. Объясняется это как минимум двумя причинами. Во-первых, город весь в лесах и число доступных достопримечательностей значительно сократилось. При этом, как считает Сергей Корнеев, недостаточно развитая инфраструктура и отсутствие конкуренции между гостиницами, музеями и местами отдыха приводит к необоснованному повышению цен, что незамедлительно сказывается на количестве туристов.

Впрочем, объективно оценить объемы внутреннего рынка и их динамику очень сложно. По мнению начальника отдела реализации путевок "Центрального бюро путешествий и экскурсий Петербурга" Галины Евстигнеевой, проблема учета потоков внутреннего туризма связана со стремлением россиян самостоятельно организовать свой отдых, не прибегая к услугам туристических фирм.

Места есть?

Стабилизирующим фактором для внутреннего туристического рынка стало значительное количественно-качественное увеличение гостиничного фонда. Причем шло оно сразу в нескольких направлениях. По словам Сергея Корнеева, во всех потенциально привлекательных для туристов местах идет строительство новых баз отдыха, гостиниц и реконструкция старых площадок. Только в Ленинградской области за последний год появилось больше десятка загородных клубов, горнолыжных и гостиничных комплексов. После ухода с рынка курортов и пансионатов Фонда социального страхования (по постановлению правительства, курортная деятельность была передана в Минздрав) в гостиницах появились дополнительные номера. Однако, как говорит Михаил Романов, ни высвободившиеся места, ни вновь построенные гостиницы и базы отдыха не смогли принять всех желающих, и потому турфирмам приходилось в разгар сезона прекращать продажи путевок.

Дефицит площадок размещения в следующем сезоне может стать основной причиной если не стагнации, то замедленного развития внутреннего туризма. Низкий уровень сервиса, предлагаемый большинством пансионатов, гостиниц и баз отдыха, и отсутствие маркетинговой стратегии способны очень быстро свести на нет все положительные тенденции. Тот продукт, который предлагает большинство пансионатов и домов отдыха, находит потребителей только из-за отсутствия альтернативы. По мнению Вадима Лежнина, если в ближайшее время в этой отрасли не сменятся менеджмент и собственники, региональную туристическую отрасль ждет печальное будущее.

По проторенной дорожке

Бурный рост спроса на отдых внутри России стал далеко не единственным сюрпризом туристического сезона 2002 года. Для столичных операторов прошедшее лето стало серьезным испытанием - практически по всем направлениям компании несли колоссальные убытки. Петербургским участникам этого рынка удалось удержаться от прямых потерь и даже получить прибыль. Однако это не мешает руководителям туристических фирм, оценивая завершающийся сезон, определять его как тяжелый. По оценке Вадима Лежнина, 15-20%-ный переизбыток предложений на рынке привел к падению цен на путевки и снижению маржи туркомпаний в среднем на 20%. Особенно яркая иллюстрация этого процесса - ситуация в традиционно популярной у россиян Испании. Причиной тому стал переизбыток мест (160 кресел - один чартерный самолет ТУ-154) в этом направлении. В результате, по словам Галины Евстигнеевой, двухнедельный тур с размещением в трехзвездочной гостинице с питанием в Испании в сентябре продавался за 400 с небольшим долларов. Несмотря на то что уровень местных цен здесь вырос из-за роста курса евро к доллару. В итоге компании в лучшем случае работали в ноль, как это было в компаниях "Ривьера" или "Совет по туризму".

Пока туры на испанские курорты дешевели, стоимость отдыха в Болгарии, на Кипре и Крите росли. В результате объемы продаж путевок по этим направлениям существенно упали. По данным "Совета по туризму", в этом году спрос на отдых в Болгарии снизился на 30% по сравнению с летом прошлого года из-за введения виз и общего роста уровня цен. По словам Вадима Лежнина, нынешний уровень сопоставим с Турцией, а сервис отличается весьма существенно. Теперь, по мнению Сергея Тимралиева, болгарское направление постепенно перестает ассоциироваться с дешевым отдыхом, и, как считает Юрий Щеглов, многие клиенты переключались с Болгарии на Турцию на стадии покупки путевки.

Таким образом, курорты Турции стали бесспорными лидерами спроса среди петербуржцев. Поток туристов был стабильно высоким не только в традиционные месяцы отдыха, но и в течение сентября. Все чартеры в этом направлении были заполнены практически на 100%, что объясняется не столько увеличением потока туристов, сколько согласованной политикой туроператоров. В начале этого года наученные горьким опытом прошлого сезона (тогда количество чартеров значительно превысило спрос) ведущие компании согласовали число рейсов в этом направлении, что позволило избежать демпинга.

По словам Юрия Щеглова, впервые за десятилетнюю практику на первые месяцы осени в Турции не было свободных мест, а некоторые отели до сих пор держат свои цены на максимальном уровне. В целом стоимость размещения поднялась на 5-10 долларов сутки. Как это ни парадоксально, такая ситуация сложилась из-за многочисленных стихийных бедствий в Европе, например немцы получили страховые возмещения и забронировали на остаток летнего и весь зимний сезон номера в турецких отелях и виллы. Неожиданным результатом этого сезона стало и изменение спроса на европейские туры с акцентом на образовательные программы.

В целом, как уверяют непосредственные участники туристического рынка, прогнозы на этот сезон оказались несостоятельными. Ожиданиям резкого роста объемов и возвращения к предкризисным показателям не суждено было сбыться. Благосостояние клиентов турфирм растет, но у наших соотечественников изменилось отношение к отдыху. Теперь переплачивать никто не будет, и компаниям придется привыкнуть к изменению структуры собственных доходов, когда прибыль зарабатывается не за счет большой маржи на одном клиенте, а благодаря средней наценке на большем количестве проданных туров.

Впрочем, положительный урок из этого сезона компании все-таки сумели извлечь. Участники туристического рынка надеются, что прогнозы на предстоящий зимний сезон и лето 2003 года будут более реалистичны и это положительно скажется на доходности бизнеса.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №37 (98)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама