Ниже среднего

Тема недели
Москва, 16.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №47 (108)
На общероссийском фоне петербургский средний класс выглядит отстающим

Журнал "Эксперт" дважды в год проводит исследование "Стиль жизни среднего класса". Очередной этап этого проекта был реализован прошедшей осенью. 3050 респондентам из 16 крупнейших городов России были заданы вопросы, касающиеся их потребительского поведения, материального положения, социально-психологических установок, политических и медиа-предпочтений. В выборку были включены только лица старше 18 лет, чей доход за последний месяц составил в Москве не менее 200 долларов на одного члена семьи, а в других городах - не менее 150 долларов.

Этот рубеж, необходимый для того, чтобы отнести респондента к среднему классу, был выбран не случайно. 150 долларов - это три прожиточных минимума, рассчитанных Министерством труда и социальной защиты на основе корзины из 35-40 товаров и услуг. Одновременно сумму, примерно равную 150 долларам, составляет стоимость полутора-двух фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, составленных Госкомстатом для межрегиональных сопоставлений. Кроме того, наши собственные эмпирические данные, полученные в ходе реализации проекта, подсказывают, что 150 долларов в месяц - это именно тот рубеж, с которого начинается изменение характера потребительского поведения респондентов. На такую же сумму (150 долларов) указывают и экспертные оценки заинтересованных участников рынка.

Характерно, что в уходящем 2002 году количество людей, которых, следуя нашей методике, можно отнести к среднему классу, практически достигло докризисного уровня. В 1997 году оно составляло 25-30% населения России, в 2002 году - 24-26%. Прогноз на 2003 год оптимистичен: удельный вес среднего класса увеличится до 28-32%. В абсолютных цифрах средний класс составляет 36 млн человек, при этом его доля на российском потребительском рынке равна 55%.

Группа "$150+" внутренне неоднородна. 55% в ней - это люди, имеющие ежемесячный доход 150-250 долларов на члена семьи. 22% зарабатывают 250-400 долларов на члена семьи, 15% - 400-600 долларов, 8% - 600-1000 долларов. В зависимости от дохода меняется и структура расходов. Если в нижнем среднем классе (150-250 долларов) расходы на питание равны расходам на услуги и составляют 30% семейного бюджета, то в группе "$600+" эти показатели соотносятся, соответственно, как 23% к 40%.

Петербургская специфика

Проведенное исследование позволяет не только нарисовать общероссийский портрет среднего класса, но и выявить его региональные особенности. Подчеркнем, что исследование коснулось исключительно крупнейших городов, и поэтому его результаты применимы только для анализа свойственного для мегаполисов стиля жизни среднего класса.

Количество респондентов в выборке из разных городов было подобрано пропорционально численности населения. Анализ проводился всего по четырем региональным группам: Москва, Петербург, Волга - Юг, Урал - Сибирь. В Петербурге был опрошен 451 человек, из них 44,8% мужчин, 55,2% женщин.

Традиционно считается, что уровень жизни в Петербурге ниже, чем в Москве, однако выше, чем в других российских городах. Полученные нами результаты показывают, что это общераспространенное мнение является заблуждением. Петербургский средний класс уступает московскому и российскому в целом не только по таким показателям, как наличие статусных предметов потребления или размер сбережений, но и, например, по образовательному уровню.

В петербургской доле выборки больше людей со средним образованием (17,1% против 12,7% в Москве, 11,4% в группе "Волга - Юг", 11,6% в группе "Урал - Сибирь") и меньше - с высшим образованием (31,3% против 35,4% в среднем по России имеют высшее техническое образование, 18,0% против 19,8% в среднем - высшее гуманитарное) и тем более с двумя высшими образованиями или дипломом MBA (3,1% против 4,7% в среднем).

Петербургский средний класс менее динамичен: здесь больше людей, работающих на постоянной основе по найму (71,2% против 65,7% в среднем по России) или учащихся в вузе (11,1% и 9,8%, соответственно), и существенно меньше - работающих независимо, индивидуальных предпринимателей (12% против 16,7% в среднем). Отметим при этом, что доля людей, работающих независимо, растет прямо пропорционально ежемесячному доходу.

В Петербурге больше, чем в среднем по России, людей занято в отраслевых группах "Промышленность, строительство, транспорт, связь" и "Образование, здравоохранение, наука, культура, искусство" и меньше - в сфере услуг, на военной или государственной службе, и особенно в сфере "Финансы, банковское дело, страхование, недвижимость". Опять-таки доля людей, работающих в финансовой сфере и сфере услуг, растет в группах с высоким доходом.

В петербургском среднем классе меньше руководителей, в особенности - руководителей небольших частных фирм или частных предпринимателей: 4,9% против 9,7% в среднем (в Москве этот показатель равен 7,4%, в группе "Волга - Юг" 12,3%, "Урал - Сибирь" - 12,2%). Соответственно, в Петербурге относительно больше людей, которые работают на крупных предприятиях и у которых нет подчиненных.

Портрет в интерьере

39,5% петербуржцев не имеют другой недвижимости, кроме квартиры, в которой они живут (в среднем этот показатель равен 33,7%), лишь 33,7% имеют дачу или садовый домик (в среднем 40,3%), коттеджем за городом владеют всего 0,9% (3,9% в среднем).

Четверть респондентов в Петербурге затруднились ответить, как скоро они собираются улучшить свои жилищные условия, 19,5% собираются это сделать в течение ближайших 3 лет, 12,4% - через 3-9 лет (два последних показателя меньше, чем в среднем по России). Зато число людей, собирающихся улучшить свои жилищные условия не ранее чем через 10 лет, составляет 10% - и это, напротив, больше, чем общероссийский показатель.

У меньшего количества представителей петербургского среднего класса есть предметы быта, являющиеся статусными для этой социальной категории. Особенно заметно отставание по автомобилям (всего 35,5% против 53,2% в среднем, 60,5% в Москве), видеокамерам (16,6% против 30,2% в среднем, 40,4% в Москве), регулярно используемым дисконтным картам (13,1% против 20,7% в среднем, 25,1% в Москве). По этим показателям Петербург сильно, почти в два раза, отстает не только от Москвы, но и от двух других региональных групп. Зато такой показатель, как наличие регулярно используемой пластиковой карты, в Петербурге выше (28,8% против 23,2% в среднем и 27% в Москве).

Большая часть петербуржцев описывает свое материальное положение так: "Мы могли бы купить все, кроме мебели и крупной бытовой техники", во всех других регионах наиболее популярное высказывание: "Мы могли бы приобрести все, кроме нового жилья или автомобиля".

У 68,7% петербуржцев месячный доход в расчете на одного члена семьи составляет до 250 долларов, у 10,6% - от 251 до 400 долларов, у 3,3% - от 401 до 600 долларов, у 2% - от 601 до 1000 долларов, у 0,2% - свыше 1000 долларов. Петербург беднее, чем Москва, однако по этому показателю опережает группы "Волга - Юг" и "Урал - Сибирь". Тем более удивительно, что по потребительским характеристикам, образовательному уровню и некоторым характерным для среднего класса социально-психологическим характеристикам Петербург, напротив, отстает от этих региональных групп. Большая часть петербуржцев (41,7%) надеется, что в следующем году их материальное положение "немного улучшится".

Бедные, но интеллигентные?

Блок вопросов, посвященных социально-психологическим характеристикам среднего класса, свидетельствует, что петербургский обыватель более пассивен, менее склонен к риску и в меньшей степени стремится к лидерству.

52,5% петербуржцев согласилось с высказыванием: "Я люблю вести людей за собой" (в среднем по России - 56,8%). 39,5% любят рисковать (в среднем - 42,8%, в Москве - 44,5%). 54,3% уверены, что всегда смогут заработать достаточно денег, чтобы обеспечить семью (в среднем - 58,3%).

Можно отметить и больший потребительский консерватизм петербуржцев: они менее склонны, чем в других регионах, пробовать новые товары, чаще стараются покупать товары известных марок, в большей степени согласны с высказыванием: "Я ищу в жизни стабильность".

Итак, результаты исследования показывают стойкое отличие потребительского поведения и социально-психологических установок петербургского среднего класса по сравнению со средним классом в Москве и других регионах. И это отличие не в пользу петербуржцев: они беднее, более консервативны, менее склонны к риску. Причины этого до конца не ясны. Экономика Петербурга развивается, по российским меркам, довольно успешно: вряд ли речь может идти об экономическом отставании региона. Возможно, причина петербургской "недоразвитости" заключается в сильном миграционном потоке петербуржцев в Москву, которая оттягивает наиболее экономически активную часть населения.

Показательны ответы на вопрос о круге интересов респондентов. Здесь Петербург, несмотря на менее высокий образовательный уровень, подтверждает свою репутацию культурной столицы. Литература входит в круг интересов 41% петербуржцев (в среднем - 35,6%, в Москве - 33,4%), развлечения - 40,4% (в среднем - 33,1%, в Москве - 32,4%), искусство - 32,2% (в среднем - 21,3%, в Москве - 21,1%). Характерно, что в Москве 13,5% респондентов отметили, что в их круг интересов не входит ничего - в Петербурге таких только 7,1%. В Петербурге сравнительно больше людей, увлекающихся музыкой и кино. Петербуржцы реже, чем москвичи и горожане из других регионов, посещают рестораны, бары или кафе, но зато чаще - театры, концерты и ночные клубы.

Из ежедневных газет петербуржцы, как и жители других регионов, чаще всего читают "Комсомольскую правду", москвичи - "Московский комсомолец". Доля читающих "КоммерсантЪ" одинакова во всех регионах и равна 10-11%, однако в Петербурге чаще читают "Ведомости" (9,1% по сравнению с 5,8% в среднем). При этом 31,5% петербуржцев отметили, что вообще не читают ежедневных газет, что существенно больше, чем во всех других регионах (23% в среднем). Лидер среди еженедельников во всех регионах один - это "Аргументы и факты", а в сегменте развлекательных изданий лидерство в Петербурге удерживают "Лиза" и "Калейдоскоп".

Политические затруднения

Один из наиболее интересных блоков вопросов в исследовании касается политических предпочтений респондентов. Можно сделать следующий общий вывод: российский средний класс в целом поддерживает официальную, "путинскую" фразеологию, однако одновременно в равной степени поддерживает и высказывания, противоречащие ей.

Так, 54,6% представителей российского среднего класса безусловно согласны или скорее согласны с тем, что идея патриотизма - единственная, которая может сплотить население России, еще 22,9% в равной степени и согласны, и не согласны с этим высказыванием. Интересно, что в Петербурге убежденных "патриотов" значительно меньше: 10,6% петербуржцев безусловно не согласны с этим высказыванием (по сравнению с 7% в среднем). В Петербурге больше, чем в других регионах, безусловно несогласных с тем, что "будущее России - это обновленный социализм", значительно больше людей, чем в среднем по стране, не согласны с тем, что "историческая миссия России - это объединение народов СНГ и восстановление союзного государства".

Традиционно считается, что Петербург - оплот демократических настроений в России. Однако при этом в Петербурге меньше, чем в среднем по стране, сторонников развития местного самоуправления. Меньше людей, чем в среднем по России, считают, что граждане должны контролировать действия властей и активно участвовать в управлении общественными делами. В целом по России респонденты чаще поддерживают идею о том, что только либеральная рыночная экономика способна обеспечить справедливое распределение общественного богатства, однако в Петербурге эта поддержка менее выражена. Характерно, что доля индифферентных к политическому самоопределению граждан в Петербурге выше: многие респонденты затруднились ответить на поставленные вопросы.

Несмотря на относительную поддержку россиянами либеральной рыночной экономики, больше половины из них считают, что "государство должно позаботиться о том, чтобы у всех все было" (в Петербурге уровень поддержки этой идеи выше, чем в целом по стране). Одновременно с этим подавляющее большинство представителей российского среднего класса считает, что рыночные реформы в стране нужно продолжать и поддерживать.

Россияне в целом поддерживают идею, что богатства, нажитые нечестным путем, надо конфисковать (уровень поддержки близок во всех регионах), но при этом не выказывают особой поддержки мнению о необходимости пересмотра результатов приватизации.

57,5% представителей среднего класса безусловно согласны или скорее согласны с тем, что в России должны править русские. Особенно высок уровень поддержки этой идеи в Москве, несколько ниже - в Петербурге и других регионах. Однако и здесь можно наблюдать пример параноидального сочетания несочетаемого: 65,9% россиян согласны с тем, что государство должно обеспечить равные права гражданам любой национальности на территории России. В Москве, впрочем, с этой идеей согласен относительно меньший процент опрошенных, чем в целом по стране, однако разница не столь значительна.

В целом политические предпочтения петербургского, как и российского, среднего класса не складываются в цельную картину, а скорее зависят от эмоционального восприятия отдельных высказываний, но не рационального анализа их сути. Мнением российского обывателя, следовательно, успешно можно управлять, оно в сильной степени зависит от пропагандистской и пиар-обработки. Социально-психологические и потребительские характеристики среднего класса более устойчивы и в меньшей степени поддаются быстрым изменениям. Исследование "Стиль жизни среднего класса" включало помимо перечисленных блоки вопросов, посвященные отношению респондентов к покупке недвижимости и автомобилей, страховым и финансовым услугам, отдыху и туризму. Подробный анализ этих потребительских характеристик петербургского среднего класса мы планируем публиковать в следующих выпусках журнала.

Санкт-Петербург

При написании статьи использованы результаты исследования "Стиль жизни среднего класса", проведенного журналом "Эксперт" и маркетинговым агентством "Эксперт МА"

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №47 (108) 16 декабря 2002
    Классовый подход
    Содержание:
    Реклама