ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Куда ведут мечты

2003

Эйдология современного высшего класса уходит своими корнями в XIX век. Свой новый имидж деловая элита подсознательно ищет в прошлом.

Во всех нас по-прежнему жив стереотип февраля как времени мужчины. Его удачно подпитывает брутальная сущность последнего месяца зимы, аллюзия на мифический красноармейский праздник и справедливое желание уравновесить эйфорию первых дней весны, которые узурпировало феминистическое сообщество.

В свое время незабвенные Rolling Stones очень удачно пропели на весь мир: "Время на моей стороне". Отбрасывая ложную политкорректность, осмелимся перефразировать нестареющего Джагера и заявить: "Время на стороне мужчины". О женской эмансипации написаны уже тома, но говорить о социальном освобождении мужчины до сих пор считалось неуместным и излишним. Однако тезис, что мужчина свободен по определению, сегодня уже не выглядит аксиомой. Особенно если речь идет о высшем классе.

Когда самый богатый человек планеты приходит в свой офис в джемпере и джинсах, а главный редактор увесистого светского ревю приезжает на работу не в тихо шуршащем "кадиллаке", а на лязгающих по асфальту роликовых коньках, в пору задуматься - кто он, нынешний представитель высшего класса, как отличить его в толпе благополучных middle'ов, и хочет ли он выделяться из нее, а если хочет, то каким образом он это делает?

В отличие от аристократии современный hi-class сформировался из людей, крайне заинтересованных в свободе. Не в той свободе, которую дает обладание властью, и не в какой-то мифической прокламации равенства на баррикадах, а в защищенной законом свободе иметь свое мнение и делать свое дело. Ротшильд сколотил свой бизнес в том числе и для того, чтобы свободно выбирать - петь ему "Интернационал" или псалмы Давида. И эта крайняя заинтересованность в своей моральной и экономической свободе мгновенно проявилась во внешнем облике высшего класса. Буржуазная революция в моде свершилась именно в тот момент, когда Форды и Рокфеллеры сменили старорежимные камзолы и сюртуки на пиджаки.

Пиджак против камзола

Исторически эта наиважнейшая составляющая мужского костюма XX века восходит к облегающим жакетам времен готики. Однако в том виде, в каком мы знаем пиджак, он появляется в 70-80-х годах XIX века в Англии - это каждодневная (рабочая!) одежда, которая тогда утилитарно обшивалась по бортам черной тесьмой. Думается, банкирам и промышленникам того времени потребовалось изрядное мужество, чтобы облачиться в одежду своих клерков и рабочих. О положении человека стали судить не столько по фасону, сколько по качеству одежды. И, вне всяких сомнений, это была окончательная победа англосаксонского стиля в мужской моде. Пиджачный костюм как феномен есть изначально атрибут делового человека, то есть человека делающего, созидающего, а не военного и деструктивного по сути.

Таким образом, главным украшением представителя высшего класса с тех пор и поныне стало его дело, а не военные заслуги, не аристократическое происхождение и не власть. Сегодня даже члены королевских семей норовят подыскать себе какой-нибудь демократичный бизнес. Наследный принц Чарльз сооружает фабрику по производству экологически безупречного овсяного печенья, другой его родственник преподает в обыкновенной школе, датская принцесса - красавица и спортсменка - зарабатывает нелегким трудом фотомодели.

Спасибо Кардигану

И все же старорежимная мода так просто свои позиции не сдала. В одежде она завещала "новым" европейцам и американцам такие замечательные атрибуты элегантности, как фрак, кардиган и смокинг. Последний первоначально представлял собой не что иное, как шелковый халат, и обязан он своим происхождением повальному увлечению курением в Англии. В XVIII веке англичане курили даже в церкви - эмансипация очень часто потакает порочным наклонностям человека. Что же касается фрака, то он был не чем иным, как постмилитаристским сюртуком с длинными узкими фалдами. Этот пережиток былой моды долго сохранял за собой привилегию парадного костюма, но теперь его надевают разве что музыканты да нобелевские лауреаты. Сегодня фрачную функцию с успехом выполняет смокинг с бабочкой, чье "порочное" происхождение уже никого не смущает. Для более неформальных ситуаций высший класс до сих пор очень часто предпочитает кардиган. Им мы обязаны английскому графу Кардигану, по сумасбродной прихоти которого портные на Севил роу и поныне с удовольствием шьют эти изысканные жакеты без воротника с неформально глубоким вырезом.

Аксессуары от Кальвина

Еще одна примета XX века, определившая образ столетия: галстук - самое изящное наследие военных забав. О скроенном по косой генеральском платочке обычно рассуждают как о единственной оставшейся у мужчины возможности проявить свою индивидуальность. Не верьте - ни этому опасному тезису, ни своему вкусу! Благоразумные джентльмены доверяют выбор галстука консультантам серьезных бутиков. Разумеется, если вы покупаете знаменитый галстук от Lanvin, дизайн которого воспроизводит уникальные модернистские рисунки Армана Рато, то вероятность того, что он подойдет к любому из ваших костюмов, достаточно высока. Но покупать его все равно лучше в бутике Lanvin и под чутким руководством эксперта.

Отдельная статья - аксессуары! XX век обошелся с ними довольно жестко. Возобладал кальвинистский принцип - чем меньше аксессуаров, тем лучше. Остались лишь самые функциональные - часы, ручка и... что-нибудь еще. Высший класс (за вычетом Cosa Nostra) полностью отказался от броских браслетов, булавок, цепочек и серег. На заводах и в банках им не нашлось применения. Все эти нескромные вещицы выпали из былых традиций флирта и дендизма и были окончательно монополизированы в XX веке женской половиной.

Раскодированная мода

Последние годы немало пишется о некотором прорыве в мужской моде, которая становится более разнообразной, фантазийной и непредсказуемой. "Бесстыдно" удлинились полы пиджаков, они все больше напоминают прежние сюртуки, не за горами реставрация камзолов. Эти метаморфозы затрагивают, правда, лишь новые прослойки высшего общества - интеллектуальную элиту, кинозвезд и прочих выходцев из Силиконовой долины. Эти господа всегда отличались некоторым сумасбродством и потому воспринимают моду скорее как изощренное развлечение, а не как систему социальных кодов и ориентиров. Так ее воспринимают как раз деловые люди. Ведь какой бы популярной ни была сегодня sportswear, ее проникновение в офисный стиль не состоялось. И уже упомянутый в качестве примера редактор светского ревю (покойный Джон Фитцджеральд Кеннеди-младший - харизматичный образец нового высшего класса), приехав в офис, снимал роликовые коньки и jogging и облачался в какой-нибудь вполне строгий костюм от Kiton (без всяких накладных карманов!)...

Статус: несвобода

Облик высшего класса на протяжении столетий всегда был узнаваем в той же степени, что и внешний вид нищих и бродяг. Узнаваемость такого рода всегда была одинаково вызывающей. И одежда, и аксессуары, и прическа должны были недвусмысленно подчеркивать статус и достаток человека. И, несмотря на все демократические потуги человечества нивелировать свой имидж, кастовый характер моды остался неискоренимым и великолепным пережитком "несправедливых" времен, когда принадлежность к высшему сословию, правда, была строго обусловлена близостью к власти.

Тем занимательнее представляется то, чем отличается высший класс от прочих, а именно: не уровнем свобод, которые по его же настоянию должны быть одни для всех, а уровнем своей несвободы. Облик представителя средних и низших сословий всегда определялся размерами кошелька. Человек среднего достатка покупает то, что ему может позволить его кошелек. В то время как имидж высшего класса напрямую зависит от общественного представления об этом имидже.

Если вы с утра облачаетесь в Brioni, то вам не пристало жить в Бронксе. Если у вас на левом запястье сверкает всеми своими циферблатами Reverso от Jaeger Le Coultre, то в руке у вас должен скромно отливать перламутровой шестиконечной звездой Montblanc. Человек высшего общества связан колоссальным количеством условностей, выраженных в проверенных временем и усугубленных капризами моды ярлычках. Кошелек позволяет ему приобрести все что угодно, но общественное мнение обязывает покупать то, что принято. А точнее - то, чему он соответствует своим кошельком.

Все-таки Parker

Так или иначе, но заложенная в высшем классе потребность в свободе подвигает его все время от чего-нибудь освобождаться. В последнее время - от навязанных общественным мнением стереотипов. Да, конечно, политическое соглашение нужно по-прежнему подписывать как минимум пером Parker и в костюме от Dior (и слава Богу!), но какой-нибудь деловой контракт может быть уже легко заверен шариком BIC, если не электронной подписью... Миллионеров стало слишком много, чтобы общественное мнение могло контролировать их образ.

Новая формация миллионеров от IT с завидным упорством продолжает нарушать правила игры, и их можно понять: они хотят выглядеть, как их наемные работники, в этом смысле новая деловая элита уподобляется первым американским миллионерам, которые своим имиджем ассоциировали себя с рабочим сословием.

Кто знает, как далеко могут завести нынешний hi-class поиски утраченных иллюзий. Незыблемым остается лишь великолепный в своей честности принцип - ничто не украшает человека так, как его дело.

«Эксперт Северо-Запад» №6 (115)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама