Достичь светлого будущего

Тема недели
Москва, 26.01.2004
«Эксперт Северо-Запад» №3 (160)
Планирование деятельности власти по развитию Санкт-Петербурга будет эффективным только при корректном учете внешних условий, особенностей города и оптимальном экономическом сценарии

Как писал "Эксперт С-З", по инициативе администрации (еще предыдущей) в Петербурге ведется серьезная работа по составлению прогнозов развития города и определению наиболее рациональной политики власти. Конечной целью этой деятельности будут (помимо прогнозов, имеющих самостоятельную ценность) разного рода планы - Генеральный план, новая редакция Стратегического плана развития Петербурга, различные программы деятельности городской администрации (долгосрочная, среднесрочные, краткосрочные, а также целевые) и другие нормативные документы (например, зонирование территории, градостроительные регламенты и т.п.), необходимые для эффективного развития города.

На первом этапе МЦСЭИ "Леонтьевский центр" под руководством Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) подготовил документ под названием "Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года" (см. "Эксперт С-З" 27-28 от 21 июля 2003 года). Потом на основании этого прогноза та же группа специалистов разработала "Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года". По существу, концепция представляет собой документ объемом около 130 страниц, в котором показано, как достичь наилучшего из реально возможного набора показателей (как количественных, так и качественных) развития Петербурга к 2025 году. Эта цель была определена правительством города и соответствует так называемому "оптимистическому варианту", рассчитанному при составлении прогноза, - варианту достижения Петербургом к 2025 году качества жизни, соответствующего нынешнему уровню в странах Западной Европы.

Концепция - это не программа действий администрации Петербурга, а лишь рекомендации ученых по совершенствованию разных сторон жизни города, сформулированные в довольно общем виде (в ходе пяти семинаров с участием около 120 представителей экспертного сообщества). Составление самой программы - задача КЭРППиТ.

По словам Владимира Бланка, председателя комитета, соответствующая работа практически завершена и на днях будет обнародована. Логика построения этой программы отличается от той, что придерживались специалисты Леонтьевского центра. Комитет исходил из поставленной перед ним конкретной задачи: разработать программу, реализация которой могла бы обеспечить удвоение ВРП Петербурга к 2010 году. Под эту цель была разработана система мер, направленная главным образом на обеспечение бизнеса необходимым объемом ресурсов (кадровых, энергетических, земельных, инвестиционных и др.). Обо всем этом мы подробно расскажем в специальной статье в одном из ближайших номеров журнала. Однако совершенно очевидно, что все эти ресурсы уйдут в песок и не приведут к желаемой цели, если власти не учтут рекомендации экспертов.

Использовать возможности

Любые планы власти по развитию города должны быть основаны на его реальных возможностях - как объективных преимуществах, так и недостатках. Авторы концепции провели SWOT-анализ сочетаний благоприятных возможностей и потенциальных опасностей внешней среды с выявленными преимуществами и недостатками Санкт-Петербурга. Такой анализ выявил сферы экономики, где ситуация наиболее благоприятна, поскольку внешние возможности удачно сочетаются с внутренними преимуществами города. Например, развитию Петербурга как важнейшего транспортного узла Россия - Евросоюз крайне благоприятствует приграничное и приморское положение города, его близость к ЕС и Москве, принимая во внимание рост международной торговли. А наличие дворцовых и парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения, учитывая рост мирового туризма, может быть использовано для резкого увеличения посещаемости Петербурга туристами и развития в нем туристического бизнеса. Многоотраслевая структура экономики и наличие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции на фоне высоких темпов институциональных и структурных реформ в России создают предпосылки для успешного развития конкурентоспособных отраслей, выдвигают город на одну из ведущих по конкурентоспособности позиций в стране и регионе Балтийского моря.

Конкурентные преимущества Петербурга позволяют не только смягчить некоторые внешние угрозы, но даже обернуть некоторые из них себе на пользу. Так, низкие мировые цены на российское углеводородное сырье и широкое внедрение в странах-потребителях альтернативных источников энергии лишат государственный бюджет России доходов от сырьевого экспорта. Однако это обстоятельство мотивирует власть к ускорению институциональных и структурных реформ. Учитывая высокий уровень развития промышленности и наличие квалифицированных кадров, это будет стимулировать развитие инновационной экономики в Петербурге и в конечном итоге положительно скажется на росте конкурентоспособности городской экономики и улучшении качества жизни.

В качестве реальной угрозы разработчики концепции рассматривали возможность сокращения внешней открытости России и введение ограничений на импорт. Однако для Петербурга такой внешний вызов может быть отчасти скомпенсирован на внутрироссийском рынке.

Существуют, конечно, внешние угрозы, на которые трудно ответить. Так, рост международной напряженности не позволит использовать возможности развития иностранного туризма; правда, дефицита туристов можно избежать за счет гостей из других регионов страны (именно такая ситуация имела место в 2003 году).

Некоторые серьезные недостатки Петербурга могут быть преодолены за счет внешних возможностей. Так, совершенствование миграционного законодательства и увеличение мобильности населения способны сгладить проблемы петербургского рынка труда, обусловленные старением населения и низкой продолжительностью жизни в городе. А высокий темп и разносторонняя направленность институциональных и структурных реформ в России могут дать импульс к реорганизации слабой системы органов местного самоуправления, улучшению инвестиционного, строительного, жилищного законодательства. Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволят произвести модернизацию основных фондов.

Наибольшую опасность представляют те проблемы Петербурга, которые могут усугубиться неблагоприятными внешними обстоятельствами. Так, неблагоприятные климатические и гидрогеологические условия, не компенсируемые ростом эффективности в ходе общероссийского реформирования, приведут к неконкурентоспособности большинства петербургских отраслей. Значительный физический износ большинства зданий, инфраструктуры ЖКХ и основных производственных фондов предприятий города, в сочетании с продолжающимся оттоком капитала из России и отсутствием долгосрочных инвестиций, ведут к кризису экономики и резкому обострению социальной ситуации в Санкт-Петербурге.

SWOT-анализ позволил определить три самых главных для Петербурга макрофактора внешней среды. Первый авторы концепции назвали "Внешняя открытость". К нему относятся: режим, масштаб и структура международной торговли России (в том числе со странами СНГ); миграционная политика России (в первую очередь по Азии и СНГ); доля России на мировом рынке капитала и структура инвестиций в российскую экономику; рост мировой экономики и международной торговли (общие объемы, глобальные сдвиги и их география). Второй фактор - "Темп и направленность реформ в России". Из всех реформ для Петербурга важнее всего реформа налогообложения, административная реформа, защита прав собственности, дерегулирование экономики, а также реформы ЖКХ, социальной защиты, армии. Третий фактор обусловлен сохраняющейся зависимостью России от экспорта сырья: "Цены на нефть и газ". Здесь важны мировые цены на добываемые Россией сорта нефти и газ; перспективы исчерпания месторождений и увеличения стоимости добычи; вероятность сдвигов в структуре энергопотребления в мире; вероятность появления новых альтернативных источников энергии - заменителей нефти и газа. Реальные значения этих макрофакторов (минимальное, среднее или максимальное) определяют три базовых набора сценарных условий для Петербурга: "Застой", "Открытость и реформы" и "Изоляционизм".

Жить по сценарию

В зависимости от приоритетов, которые может избрать власть, а также складывающихся макрофакторов (с учетом SWOT-анализа) разработчики концепции определили три наиболее перспективных сценария экономического развития Петербурга.

Первый назван "Торгово-транспортным". Петербург будет развиваться в первую очередь как крупнейший торгово-транспортный канал между Россией и ЕС. Через Петербург при благоприятном раскладе будет осуществляться более 50% объемов всего экспорта России в страны ЕС и более 50% всего импорта России из стран ЕС.

Если власть сделает ставку на промышленность, то реализуется "Индустриальный" сценарий. Петербург станет крупным промышленным центром. Важнейшими отраслями города будут судостроение, энергетика и энергетическое машиностроение, а также пищевая промышленность. Параллельно начнет развиваться сфера услуг, таких как связь, торговля потребительскими товарами.

Третий из возможных сценариев - "Инновационно-управленческий". Он предполагает реализацию масштабной программы содействия инновациям, нацеленной на превращение Петербурга в российский и - потенциально - мировой центр разработки и внедрения инноваций. Расположенные в городе управляющие центры фирм и корпораций будут руководить созданием производственных технологий и продукции под российскими торговыми марками в таких отраслях, как высокоточная механика, оптика, электроника, биотехнологии, медицинские препараты и вакцины, программное обеспечение, разработка и дизайн бытовой техники, транспортных средств, мебели, одежды, кино, музыкальной продукции, книг. Из Петербурга наравне с Москвой будет осуществляться управление деятельностью российских и зарубежных компаний, что позволит сосредоточить в городе значительные финансовые потоки и вывести на качественно новый уровень такие отрасли, как связь и банковское дело.

Главное внимание - инновациям и управлению

Из этих возможных экономических сценариев оптимальным разработчики концепции считают инновационно-управленческий. По их мнению, только развитие, близкое к этому сценарию, способно обеспечить достижение желаемого будущего Петербурга (которое определяется "оптимистическим вариантом" прогноза). Основу городской экономики должен составлять инновационный бизнес, представленный прежде всего предприятиями, выполняющими функции управления и разработки технологий. Это, кстати, соответствует новейшей мировой тенденции (для несырьевых регионов): базу успешного развития лидеров в современном мире составляет производство именно нематериальной продукции - технологий, торговых марок (брэндов), предметов искусственного спроса, продукции высшей степени обработки, а также управление инвестициями за пределами конкретного региона.

Для реализации такого сценария власти должны обеспечить целый ряд необходимых условий. От федеральной власти требуются действия, приводящие к максимальному увеличению значения макрофакторов "Внешняя открытость" и "Темп и направленность реформ в России". Причем требования к властям довольно жесткие. Например, миграционная политика должна полностью компенсировать недостаток численности активного населения в Петербурге, иначе требуемой цели мы не достигнем. Такая жесткость, между прочим, приводит к тому, что третий макрофактор, связанный с мировой нефтегазовой конъюнктурой, по мнению экспертов, должен быть не максимальным, а средним. Высокая мировая конъюнктура в целом Петербургу невыгодна, потому что она будет дестимулировать власти в проведении реформ, без которых невозможно реализовать инновационно-управленческий сценарий.

Столь же жесткие требования предъявляются и к политике администрации Петербурга. Общий смысл их прост - они должны обеспечить цивилизованные правила игры для бизнеса и привести городскую среду к европейским стандартам. Эксперты уверены, что всего этого можно достичь лишь при условии, что и сама власть будет отвечать таким стандартам. Подробно рассказывать обо всем этом мы считаем нецелесообразным. С одной стороны, в концепции описанию этих правил и стандартов уделено довольно много места. С другой стороны, читатели нашего журнала ничего нового там не найдут - об этом мы пишем регулярно.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама