Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Сильный выход

2004

По мере консолидации рынка крупные операторы начинают активизироваться в сегменте интернет-услуг

Если посмотреть на структуру рынка услуг связи Петербурга, то около 70% приходится на сектор сотовой телефонии. Все остальное - услуги фиксированной связи, телефонные карты и карты IP-телефонии, таксофонная связь, а также услуги интернет-доступа и передачи данных. По разным экспертным оценкам, объем "несотового" сектора составил около 300 млн долларов. При этом последние три года сегмент стабильно растет - в пределах 20%. В средне-

срочной перспективе эти темпы не снизятся, но и не увеличатся. При этом внутри "несотового" сегмента будут происходить серьезные изменения: рынок укрупняется, значительно возрастает доля интернет-услуг.

Путь больших

Главная тенденция последних трех лет развития телекоммуникационного рынка - это укрупнение бизнеса. Прошлый год стал решающим для этого процесса. А нынешний может стать завершающим.

В конце прошлого года компания " Голден Телеком" приобрела 100% акций оператора " Коминком", а также его дочернего предприятия " Комбеллга". По словам президента "Голден Телеком" Александра Виноградова, компания использует возможности объединения для того, чтобы увеличить свою долю на рынке услуг голосовой связи и передачи данных, а также предоставления доступа в Интернет. Кроме того, как ожидают в "Голден Телеком", покупка "Коминком-Комбеллги" позволит сократить операционные расходы, обеспечить более оперативное подключение клиентов за счет расширения территории покрытия и усилить позиции в экономически развитых регионах за пределами Москвы. Последняя задача уже неплохо выполнена в Петербурге. Хотя и "Коминком", и "Комбеллга" являются московскими операторами, на петербургском рынке они были представлены солидно. В результате "Голден Телеком" вышел на второе место в Петербурге среди альтернативных операторов связи и уступает теперь только бессменному лидеру - "ПетерСтару".

Сам же "ПетерСтар" участвует в консолидации рынка на региональном уровне. В прошлом году компания приобрела оператора BCL. К серьезным изменениям на рынке сделка не привела ("ПетерСтар" примерно в 10 раз крупнее BCL), но улучшила показатели оператора и устранила лишнюю конкуренцию. А уже в этом году "ПетерСтар" приобрел крупного петербургского интернет-провайдера "Комсет" (см. "Эксперт С-З" 9 от 8 марта 2004 года). Напомним, что примерно два года оператор пытался приобрести другого интернет-провайдера - "Петерлинк". "ПетерСтар" тогда только планировал выйти на массовый интернет-рынок и покупка "Петерлинка" рассматривалась как приобретение работающего проекта. Сделка не состоялась, а "ПетерСтар" вышел на рынок массового интернет-доступа самостоятельно. На данный момент руководство "ПетерСтара" не исключает возможности покупки в этом году и других петербургских компаний, главным образом - специализирующихся на рынке интернет-карт.

Один из главных конкурентов "ПетерСтара" - компания "Метроком" пока в укрупнении рынка поучаствовать не успела. Но, как говорит генеральный директор "Метрокома" Равиль Халиков, "мы еще подождем не-много и, в зависимости от обстоятельств, может, кого и прикупим".

На петербургском рынке фиксированной связи работает более 20 компаний. Самые крупные из них - "ПетерСтар", "Голден Телеком" и "Метроком". В совокупности они занимают более 70% "несотового" сегмента петербургского телекоммуникационного рынка. По мнению аналитиков, через три-четыре года эти три оператора будут контролировать весь рынок. Возможно, четвертым крупным самостоятельным игроком останется " Вэб Плас". В свое время он также был на грани продажи. По данным агентства Comnews, в 2002 году "Вэб Плас" собиралась приобрести московская "Система Телеком". В итоге "Система" так и не договорилась о цене с владельцем петербургского провайдера - холдингом "Телекоминвест".

"Маленьким операторам трудно жить в одиночку, рано или поздно им придется объединиться с большими игроками либо между собой", - считает Александр Шатиков, аналитик исследовательской компании ACM-Consulting. По его мнению, рынок фиксированной связи пойдет по стопам сотового рынка, который сегодня уже поделен между несколькими крупными операторами.

Виртуальные голоса

Вторая важная тенденция - значительный рост рынка IP-телефонии. В 2003 году он увеличился более чем в полтора раза, а в нынешнем может вырасти еще на 50-70%. Если еще несколько лет назад IP-телефония была уделом специализированных компаний, то сейчас ею занимаются все без исключения. Это и универсальные операторы связи (в первую очередь "Голден Телеком", "ПетерСтар", "Метроком"), и специализированные карточные компании ("Зебра телеком", "Корпорация ОСС", "Элвис телеком", "Коминтел"). При этом новые игроки будут появляться и дальше. В прошлом году услуги IP-телефонии стал предоставлять "Петерлинк". Кроме того, освоить этот сегмент собираются такие компании, как "Астелит", "Роскомсвязь", "ВНТ-Петербург" и "Комлинк".

Фактически IP-телефония начинает наступление на традиционную дальнюю связь. По оценкам J'son&Partners, на долю карточной телефонии приходится уже около 20% рынка дальней связи Петербурга. В дальнейшем этот показатель будет только расти. В первую очередь - за счет экспансии IP-телефонии на корпоративный рынок. Сейчас IP-телефония ориентирована в большей степени на частного потребителя - ему в широкой рознице телекоммуникационные компании предлагают карточки для международной и междугородной связи. Однако операторы начали активно продвигать свои услуги корпоративным пользователям, такие как доступ к узлу IP-телефонии, услуга виртуальной частной сети предприятия с интегрированной IP-телефонией и ряд других. Кроме того, на российском рынке появились интернет-телефоны, что позволяет говорить о принципиально новом этапе развития услуги. В Петербурге подобные технологии продвигает компания Telphin (см. стр. 45).

Очевидно, что полностью заменить традиционную связь в корпоративном секторе IP-телефония не сможет. Она требует достаточно надежных интернет-каналов (а они имеют особенность "падать"). Кроме того, и крупный и средний бизнес уже хорошо телефонизированы, имеют стабильные внутрикорпоративные телекоммуникационные сети и вряд ли полностью перейдут на интернет-связь. Скорее всего, IP-телефония будет использоваться как "параллельное", дополнительное средство связи для снижения корпоративных затрат на телекоммуникации. Главное конкурентное преимущество IP-телефонии - низкие цены. Затраты на звонки по некоторым направлениям с использованием традиционной и IP-телефонии различаются в три-четыре раза. При этом цены на IP-телефонию продолжают снижаться. Так, "ПетерСтар" на некоторых направлениях снизил цены в два раза.

Доступ без провода

Неожиданную активность в прошлом году петербургские операторы проявили на рынке беспроводного интернет-доступа Wi-Fi (802.11). Напомним, что технология позволяет организовать скоростной (теоретически до 11 Мбит/c) беспроводной доступ в Интернет с ноутбуков или карманных компьютеров в определенной зоне (50-200 м). Такие зоны (хот-споты) создаются в аэропортах, на вокзалах, в бизнес-центрах, гостиницах, ресторанах, кафе и жилых домах. Предполагается, что хот-споты со временем покроют всю территорию города. Стоимость работы в зоне составляет в среднем 6 долларов в час.

В этом году в Петербурге будет уже более 100 точек публичного доступа - достаточно приличный результат для города-миллионника (даже по европейским меркам). Сейчас сети Wi-Fi в Петербурге развивают два оператора: Quantum Communications и "ПетерСтар" (напомним, что изначально их было три, но "Комсет", который также активно создавал точки беспроводного доступа, "ушел" к "ПетерСтару"). Впрочем, в скором времени к петербургским операторам присоединится одна столичная компания. Московский оператор ArtCommunications объявил о строительстве в Петербурге сети беспроводного широкополосного доступа. Не исключено, что это будет первым шагом оператора по освоению рынка Северо-Запада. ArtCommunications вынашивает планы запустить сети сразу в нескольких крупных городах региона. Радиосеть компании в Петербурге будет работать в стандарте 802.11k - в том же, что и у конкурентов. Передача данных основывается на технологии RadioEthernet c максимальной скоростью 54 Мбит/с. Планируемая емкость сети включает 800-1000 радиоканалов со скоростью 128-256 кбит/с. Для покрытия территории города и пригорода оператор намерен установить семь базовых станций.

Активные действия на этом рынке крупнейшего петербургского альтернативного оператора "ПетерСтар" и появление новых игроков говорят о немалом потенциале Wi-Fi рынка. Сейчас число пользователей Wi-Fi в городе - несколько тысяч. Пока петербургские сети Wi-Fi создаются с прицелом на приезжих бизнесменов и туристов - динамика их роста очень небольшая. Но нельзя забывать, что в городе около 100 тыс. пользователей мобильного Интернета, предоставляемого сотовыми операторами. Очевидно, что какая-то часть из них в ближайшие годы обязательно переориентируется на Wi-Fi. Кроме того, стремительно растет число владельцев ноутбуков, которые являются потенциальными пользователями беспроводных интернет-технологий.

Вообще-то, положение дел с Wi-Fi в России напоминает историю мобильной связи: в 1992 году сотовый телефон считался роскошью, но всего через несколько лет первые сотовые компании, не побоявшиеся предложить в России новую услугу, смогли заработать на сотовом буме сотни миллионов долларов. С Wi-Fi может произойти то же самое. Наиболее активный оператор развернет совместимые коммерческие хот-споты во всех стратегически важных точках города, сможет обеспечить максимальную совместимость своей "паутины" с частными корпоративными сетями, организует роуминг (в этом направлении подвижки уже есть: в феврале первое в России роуминговое соглашение заключили "ПетерСтар" и Quantum). Это станет основой для создания через несколько лет крупного Wi-Fi-оператора национального масштаба.

Интернет-усиление

Подвижки в двух сферах (путь и далеко не равнозначных по объему) - IP-телефонии и Wi-Fi-доступа - демонстрируют явное усиление внимания крупных операторов к интернет-технологиям. Это в целом заметно и на примере того, как в прошлом году развивались услуги доступа в Интернет. По итогам года интернет-трафик предприятий "Связьинвеста" (его каналы так или иначе используют все операторы) увеличился на 80%. Особенно активно рос объем услуг доступа в Интернет по выделенным каналам. По данным бывшего Министерства связи и информатизации, за первые 9 месяцев 2003 года объем информации, переданной по сети Интернет российскими традиционными операторами связи, составил 752 терабайта, что на 80% больше объемов, переданных за первые

9 месяцев 2002-го. Из них 329 терабайт передано по выделенным линиям (135% прироста). Абоненты предприятий "Связьинвеста", подключающиеся к сети по телефонной линии (пользователи dialup, т.е. через модем), провели в Интернете 5 млрд 419 млн минут, что на 70,5% больше, чем за 9 месяцев прошлого года.

По словам директора департамента по информационному обеспечению "Связьинвеcта" Олега Михайлова, столь впечатляющий результат объясняется тем, что все межрегиональные компании связи существенно снизили стоимость подключения к сети Интернет, начали проводить активную рекламу данного вида услуг. В Петербурге, например, филиал "Северо-Западного Телекома" компания "Петербургская телефонная сеть" продвигает услугу "Интернет в кредит" - она появилась уже давно, но активно стала рекламироваться только в прошлом году.

На рынок конечных пользователей интернет-услуг вышла даже компания "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ), которая специализируется на предоставлении услуг операторам связи. Компания объявила о проекте телефонизации новостроек "Линия 1". При этом, по словам пресс-секретаря "Телеком-инвеста" (акционера ПТТ) Алексея Ионова, прибыль от проекта планируется получать, оказывая дополнительные услуги главным образом с помощью Интернета, доступ к которому будет предоставляться всем желающим на скоростях до 100 Мбит/с.

По прогнозам, со стороны корпоративного рынка спрос на интернет-доступ будет расти быстрее, чем на какие-либо другие услуги. Интернет-технологии развиваются очень динамично, повышается их качество, надежность и скоростные возможности (в отличие, например, от телефонии, где изменения качественных показателей малозаметны). Бизнес на это реагирует гибко и готов регулярно вкладывать в усовершенствованные технологии.

Не случайно сейчас крупные операторы вкладываются в новую инфраструктуру, которая будет использоваться в дальнейшем в первую очередь для доступа в Интернет. Так, "Голден Телеком" приступил к созданию в Петербурге высокоскоростной волоконно-оптической сети - Metropolitan Ethernet Network (MEN). А "ПетерСтар" приступил к внедрению технологии "пассивных оптических сетей" (passive optical networking - PON). По словам генерального директора компании Виктора Кореша, в этом году развертывание узлов PON является стратегическим направлением для "ПетерСтара". Фирмы и компании, как правило, используют выделенный доступ при скорости до 2 Мбит/с (хотя декларируются и более высокие скорости, вплоть до 100 Мбит/с, которые можно достичь "в теории"). PON позволяет организовать "последнюю милю" (т.е. участок сети от узла связи до абонента) пропускной способностью либо 155 Мбит/с в обоих направлениях, либо 622 Мбит/с по направлению к пользователю. Таким образом, "ПетерСтар" с помощью PON сможет предоставлять пользователям по-настоящему высокоскоростной доступ в Интернет.

Санкт-Петербург

"Это start-up в чистом виде"
«Эксперт Северо-Запад» №11 (168)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама