Человек-оркестр

Москва, 07.06.2004
«Эксперт Северо-Запад» №21 (178)
Новгородский менеджер Виктор Александров построил на основе полуразоренного таксопарка диверсифицированный бизнес

Современная теория управления и опыт многих западных компаний говорят о том, что широкая диверсификация бизнеса - по большому счету порочный путь развития. Распределяя средства на разные направления, компания ни одно из них не может сделать по-настоящему конкурентоспособным. Однако небольшие российские города живут по своим законам. Там, на полупустых рынках, фирмы могут развиваться как старые крестьянские дворы с их склонностью к натуральному хозяйству. Там и сеют, и разводят кур, строят избы, лодки, немного шьют... И все это неплохо получается, если делами управляет умный хозяин. В этом смысле предприятие "Новгородское ПАТП "Таксопарк"" похоже на крестьянский двор.

То, что сделал его руководитель Виктор Александров, с точки зрения теории управления можно назвать хаосом - он смешал в один "компот" таксопарк, сервисные службы для автовладельцев, салон по продаже иномарок, ресторан, баню и много чего еще. Другого столь же диверсифицированного таксопредприятия на Северо-Западе нет. Как ни странно, оно успешно развивается - не за счет выверенной стратегии, а благодаря умению Александрова адаптироваться к разным ситуациям, находя странные, но эффективные решения.

Народный автомобиль

Виктор Александров начал вести себя странно, еще работая заместителем директора автохозяйства - периодически он усаживался за руль "Волги", причем не черной директорской, а желтой с шашечками. "Наверное, если бы я не стал руководителем парка, работал бы водителем такси", - говорит он. Возможно, именно такие эксперименты позволили Александрову понять, что провинциальному такси трудно выжить только за счет пассажирских перевозок - во всяком случае, в начале 1990-х услугами таксомоторов в Великом Новгороде было практически некому пользоваться. "Ко всему, что сейчас у нас есть хорошего, мы пришли вынужденно", - говорит Александров.


Виктор Александров

Он занял пост директора Новгородского таксопарка в тот момент, когда казалось, что ближайшей ступенькой жизненного цикла предприятия станет банкротство. Было продано более 40% подвижного состава парка, причем лучшие машины ушли за бесценок. Работники ни на что не надеялись, поэтому митинговали по любому поводу и за руль садились редко. Александрову пришлось прежде всего преодолевать серьезные проблемы внутри предприятия - отсутствие у водителей плана и их желание купить у парка автомобиль подешевле. "Бои местного значения" продолжались почти два года, но в итоге люди смирились с тем, что придется работать нормально.

Помимо "человеческого фактора" важнейшей проблемой было восстановление подвижного парка. Отечественные компании - продавцы машин и слышать не хотели о том, чтобы поставлять новгородцам по четыре-пять автомобилей - слишком маленькие партии. Тогда Александров придумал оригинальный ход. "Обновить и нарастить автопарк нам помогли новгородцы, - рассказывает он. - Мы решили покупать бывшие в употреблении "Волги" у населения, и нам предложили столько машин, что очень скоро мы стали выбирать из них лучшие. К тому же владельцы автомобилей согласились на отсрочку платежа до трех месяцев, и мы экономили серьезные средства". По такой схеме было куплено около 100 машин, за счет этих сделок таксопарк не только обновил подвижной состав, но и выиграл порядка 100 тыс. долларов.

Параллельно со скупкой новгородских "Волг", Александров начал искать контакты в зарубежных фирмах. Нашел неплохой вариант приобретения машин в Германии - ему предложили 40 двухгодовалых автомобилей Opel по цене в два раза дешевле "Волги" и с рассрочкой платежа на три года. Однако таможенные пошлины оказались неподъемными для таксопарка. "Пытался решить эту проблему на высоком уровне - ведь не для себя машины покупаем. Но даже поддержка губернатора Михаила Прусака и его ходатайство перед Москвой не имели действия, - сетует Александров. - Пришлось ехать на АЗЛК и Горьковский автозавод, знакомиться с руководством, договариваться, и в парк стали поступать новые машины".

Разобравшись с автомобилями, директор начал менять систему организации услуг таксопарка. Постепенно он отказался от автобусных маршрутов и грузовых перевозок. Также было решено не брать плату за вызов такси по телефону, в результате чего число заказов увеличилось до трехсот в день, что стало весомым результатом для небольшого города. Когда парк вздохнул свободнее, Александров задумался над расширением бизнеса.

Новое знание

"Я защищал университетский диплом по организации ремонтных зон, и мне очень хотелось применить полученные знания на практике, - вспоминает директор. - Но в то время фундаментальные знания становились бесполезными, если не добавить к ним новое видение, понимание переменившейся экономики". Возможно, "новое видение" у Александрова уже было, однако он счел необходимым учиться в Российско-американской школе бизнеса, пройти стажировку в США и получить диплом магистра бизнеса. С этим багажом Александров стал "встраивать" свой таксопарк в глобальную экономику - возобновил поиск контактов за рубежом, вышел на компании Ford и Opel, и открыл в Новгороде станцию технического обслуживания "Форд".

На участок автосервиса направили самых опытных мастеров с высшим образованием, умеющих читать техническую документацию на иностранных языках. Это дало результат. "За короткий период уровень нашего автосервиса значительно вырос, - говорит Александров. - Мастеров СТО "Форд" уже нельзя назвать просто слесарями. Они ничего общего не имеют с поддатыми мужиками, которые, обещая "услугу люкс", ремонтируют машину с помощью кувалды, - то есть с тем образом автослесаря, который сложился в сознании русских людей. Нет, времена кувалд прошли, сейчас нужны высококлассный сервис и надежные гарантии".

Конечно, в современные диагностические стенды и ремонт помещений пришлось вложить немалые средства, но станция "Форд" быстро нашла своего клиента и стала приносить прибыль. Директор же укрепился в убеждении, что диверсификация поможет бизнесу.

Сервис в фокусе

Были закуплены некоторые технологии, получены лицензии на услуги, тогда еще казавшиеся экзотическими. Например, мастера таксопарка стали бронировать фары и стекла, а также устранять сколы и трещины. Потом открыли участок по ремонту пластмассовых деталей кузова и салона, чуть позже - научились защищать и восстанавливать полировку лакокрасочного покрытия. Используя новейшую швейцарскую технологию, таксопарк стал производить антикоррозийную обработку кузовов автомобилей. Каждый участок специализировался на своей узкой задаче, привлекая в мастерские предприятия новых клиентов.

Некоторые подразделения открывались с перспективой дальнейшего развития. Например, таксопарк создал участок по подбору автоэмалей любого цвета и типа, и директор решил, что к этому нужно добавить современный малярный цех. "Мы не спешили с открытием новых производств, - отмечает Александров. - Сначала старались приобрести самое лучшее оборудование - те же малярные камеры у нас лучшие в своем классе, сделанные по английской технологии". Такой подход оказался эффективным - число заказов значительно увеличилось, и на сегодня в таксопарке действуют три малярных и четыре кузовных цеха.

Однако, по словам Александрова, сервис не может успешно существовать в отрыве от реализации автомобилей. В последние месяцы все силы таксопарка были брошены на то, чтобы построить салон по продаже автомобилей Ford. Параллельно со строительством делались пробные попытки торговли моделями Ford Focus и Ford Mondeo. Как оказалось, всеволожский Focus по цене 12 тыс. евро пользуется устойчивым спросом у новгородцев среднего достатка и небольших фирм - уже существует очередь на приобретение этой модели, поэтому в таксопарке уверены, что работа автосалона будет рентабельной.

Картель "Зеленый огонек"

Помимо парка такси, сервисных служб, автосалона, предприятие располагает собственной торговой сетью "Лимузин", в которую входят четыре специализированных магазина. Успешно работают автошкола "Таксопарк плюс", готовящая водителей категории "В", и пункт технического контроля, выдающий заключения для государственного техосмотра. Открыт даже фирменный ресторан. Виктор Александров называет его клубным заведением, потому что там можно попробовать блюдо под названием "Зеленый огонек", рассматривая фотографии о развитии такси.

Вроде бы можно и остановиться, но новгородского менеджера, по его словам, не оставляет желание сделать что-то эксклюзивное, необычное. "Сейчас у нас работают две финские сауны и русская парная, но вскоре мы переоборудуем одну сауну в баню по проекту Маслова", - говорит директор таксопарка и поясняет, что проект Маслова - это ноу-хау в банном деле, когда нагревается вся парная сразу: стены, пол и потолок. "И будет такая баня только у нас", - резюмирует Александров.

К данному моменту КПД использования площадей предприятия подходит к 90%, и чтобы разместить новые подразделения, пришлось даже сократить ремонтную зону для такси. Вообще, когда Александров обходит свои владения, он становится похожим на садовода-любителя - здесь это посадил, там то прижилось. В ближайших планах - постройка своей газовой котельной и ремонта подсобных помещений. "Очень скоро таксопарк будет выглядеть, как любое европейское предприятие, - утверждает директор, - а еще через пять лет его реорганизацию можно будет считать законченной".

Билет на такси

Несмотря на многопрофильность бизнеса, предприятие не забывает развивать главное направление - таксомоторные перевозки. В эпоху развитого социализма парк насчитывал только 149 "легковушек" - сейчас же в город ежедневно выезжают 300 машин. При этом сократился до пяти лет средний возраст подвижного состава. "Мы достигли оптимального размера автопарка, - считает Александров, - и сейчас сосредоточимся на качестве автомобилей".

Александров рассматривает любые возможности пополнения оборотных средств - только на ежегодную ротацию таксомоторов необходимо около 300 тыс. долларов. Используются любые каналы - как банковские кредиты и лизинг, так и средства частных лиц. Чтобы улучшить обслуживание пассажиров, не затрачивая серьезных средств, специалисты таксопарка сами разработали и создали компьютерную программу, которая сократила время приема заказа по телефону до семи-восьми секунд. Новгородцы пытались купить такой информационный продукт в Москве, но их не устроила цена в пять тысяч долларов. Сегодня они продают свою собственную программу другим таксопаркам за пять тысяч, но только рублей. Последнее новшество Виктора Александрова - проездной билет на такси. Предприятие занимается благотворительностью, предоставляя такие билеты, например, обществу инвалидов.

Трудно сказать, что еще появится в таксопарке за пять лет, отведенных Александровым на завершение реорганизации. Надо только учесть, что предприятие может быть успешным до тех пор, пока его хозяин способен лично контролировать развитие всех направлений. Когда фирмы, чей успех основан на энергии и оригинальных идеях одного человека, чрезмерно разрастаются, в них нередко начинается кризис. Кстати, у Александрова появились последователи - по новгородскому пути пошел таксопарк во Пскове.

Великий Новгород

У партнеров

    Реклама