Раскручивающийся по спирали - от студентов до опытных специалистов - маховик зарплат делает наши предприятия все менее конкурентоспособными. Издержки увеличиваются, в то время как качество работы персонала - отнюдь нет
В начале 1990-х годов возникшая на руинах СССР новая экономика открыла перед поколением, родившимся в 60-х - 70-х, мир безграничных возможностей. Многие сумели тогда вовремя войти в открытую дверь и преуспели. Нельзя сказать, что им всего лишь повезло: они много работали, теряли все во время кризисов, не падали духом и снова поднимались, готовы были взяться практически за любое дело, отдаваясь ему полностью. Кто-то взлетел сразу, кто-то настойчиво карабкался по карьерной лестнице. Они были воспитаны на схожих ценностях, готовы были, стиснув зубы, изменять настоящее ради эфемерного будущего.
Так появилось российское поколение яппи - образованных успешных горожан, белых воротничков. Именно эти люди своим трудом, упорством и предприимчивостью создали предпосылки для экономического роста последних пяти лет. Тургеневские барышни с филфака шли работать логистами в морском порту, интеллектуалы-математики становились главными бухгалтерами холдингов, торгующих холодильниками или бананами, безвестные провинциалы раскручивали бренды, силе которых позавидует сегодня любой гуру маркетинга, а оборонщики, закрытые до поры "в почтовых ящиках", создавали передовые банки.
Борис Федоров
Перед поколением, родившимся в середине 80-х и начинающим свою трудовую деятельность сегодня, лежит как на ладони мир не менее заманчивых возможностей. Эти люди не испорчены пионерской и комсомольской фальшью, не знакомы с дефицитом и затыканием ртов (во всяком случае, пока), зато "на ты" с компьютерами и Интернетом. Но, наверное, главное их конкурентное преимущество перед представителями предыдущих поколений - они еще несколько лет назад могли выбирать будущую профессию по душе, могли - пока еще бесплатно - получить необходимое образование и практически любые профессиональные навыки, выучить иностранные языки. Они повидали мир. Они пропитаны духом конкуренции. И вот они выходят на рынок.
Менеджеры, которые в силу своих обязанностей занимаются подбором персонала, замечают, что многие кандидаты, приходящие на собеседования, не имея ни одной записи в трудовой книжке, вчерашние (или даже нынешние) студенты, без рекомендаций и реализованных проектов зачастую рассчитывают на большее, чем люди, проработавшие по специальности несколько лет.
Ожидания молодых людей выглядят тем более парадоксально, что большинство из них не имеют ни малейшего представления о корпоративной культуре и профессиональной этике. Они прямолинейны и циничны. Плохо отдают себе отчет об объеме предполагаемой ответственности, часто не готовы работать сверхурочно. Мысль, что они больше не смогут, как в студенческие годы, в любой момент встретиться с друзьями или уехать отдыхать, не приходит им в голову. Многие убеждены, что диплом сам по себе представляет неслыханную ценность, и поэтому их представления о развитии собственной карьеры потрясающе наивны.
Мне рассказывали, как один из кандидатов - студент, претендующий на зарплату более тысячи долларов в месяц, на вопрос менеджера по персоналу о том, каким он видит свое будущее в фирме, ни секунды не смущаясь, ответил что-то вроде: "Ну, я планирую поработать у вас месяца три". Консультант крупного рекрутингового агентства с международным именем утверждает, что складывает в отдельную стопочку резюме выпускников вузов, запрашивающих оклад на уровне 2 тыс. долларов. В этой папочке встречаются и особые требования - вроде того, что мы, мол, друзья не разлей вода и готовы браться за работу только в тандеме, иное не предлагать. А генеральный директор небольшой компании открыл для себя, что требование извещать работодателя об увольнении за две недели для многих молодых людей вообще является чем-то неслыханным. Зато они детально осведомлены о своих правах и требуют беспрекословного их исполнения, цитируя Трудовой кодекс. Конечно, речь идет об определенном проценте из общей массы нынешних 20-летних. Но это тенденция.
Конечно, можно признать, что такой подход к общению с работодателями в некотором роде оправдан. Компании учатся строить отношения с работниками по новым правилам. Человек, имеющий высокую самооценку, никогда не станет мальчиком на побегушках, сможет постоять за себя, если почувствует, что с ним обходятся несправедливо. В конце концов, не будет цепляться за плохое место, уволится и пойдет искать себе новую работу, не испытывая ни малейшего страха.
С другой стороны, все, что им нужно, - это деньги. Здесь и сейчас. Они хотят брать и ничего не давать взамен. Они не готовы жертвовать временем и сиюминутной выгодой ради достижения более высоких целей. Не понимают, как можно отдаваться работе за будущие дивиденды. Где они получили свои представления о нынешнем состоянии рынка труда? Может, читали отчеты рекрутеров об уровне зарплат в крупнейших компаниях, готовых оплачивать услуги этих самых рекрутеров? Может, видели менеджеров по персоналу вновь открывающихся производств, бегающих с горящими глазами, готовых оторвать с руками любого более-менее адекватного персонажа? Вполне возможно.
Так или иначе, раскручивающийся по спирали - от студентов до опытных специалистов - маховик зарплат делает наши предприятия все менее конкурентоспособными. Издержки увеличиваются, в то время как качество работы персонала - отнюдь нет. Спрос на квалифицированную рабочую силу рано или поздно схлопнется, не справившись с новым уровнем цен, даже несмотря на дефицит предложения. В конце концов, если стоимость рабочей силы будет увеличиваться при сохранении нынешнего уровня производительности труда, открывать заводы и оффшорные офисы будет выгоднее не здесь, а где-то в другом месте.
Стопочка из "двухтысячных" резюме пухнет. Но они не востребованы. Действительность уже сегодня опускает не в меру зарвавшихся на землю.