ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

В «тихом омуте» деньги водятся

2006

Управляющие компании практически не продвигают услуги по индивидуальному доверительному управлению, но умудряются зарабатывать на них больше, чем на хорошо раскрученных паевых фондах

Принято считать, что управляющие компании (УК) в России создавались в основном для управления активами паевых инвестиционных фондов (ПИФов) и что в условиях пробуксовки пенсионной реформы (малого числа граждан, доверивших пенсионные накопления частным УК, и отсутствия стимулов для развития негосударственных пенсионных фондов) основную часть средств зарабатывают именно на ПИФах.

Первое верно на сто процентов, второе – не совсем. По предварительным данным аналитиков, в 2005 году УК зарабатывали в первую очередь на предоставлении услуг индивидуального доверительного управления (ИДУ). По крайней мере в ведущих управляющих компаниях страны комиссионные, полученные от ИДУ, превысили суммарные поступления от управления активами ПИФов и пенсионными резервами.

Некоторые же компании, такие как созданная всего полтора года назад петербургская УК «Орион», изначально были нацелены не столько на управление ПИФами, сколько на привлечение средств в ИДУ. Результаты такой ориентации налицо – объем средств в ИДУ у «Ориона» приближается к 100 млн долларов, что составляет около 90% всех средств, находящихся под управлением компании, и выводит ее в лидеры по этому показателю среди всех петербургских УК. Более того, за счет ставки на эту услугу УК «Орион» вышла на окупаемость менее чем за год.

Десять стратегий или ни одной?

ИДУ – относительно новая для России услуга, она начала внедряться в 2002-2003 годах. В отличие от ПИФа, где средства инвесторов объединяются и вкладываются в достаточно стандартный набор финансовых инструментов, ИДУ предполагает, что управление портфелем происходит по стратегии, разработанной специально под клиента, с учетом его приоритетов, главным из которых является отношение «риск/доходность». Но и стать клиентом по ИДУ может далеко не каждый. «Входной порог» для получения этой услуги в разных УК варьируется, но редко составляет менее 3-5 млн рублей (причем как для юридических, так и для физических лиц): только при таких суммах предоставление услуги становится рентабельным.

Для удовлетворения ожиданий клиентов по отношению «риск/доходность» для ИДУ управляющие компании обычно разрабатывают три-четыре варианта инвестиционной стратегии, условно говоря – консервативная (в портфеле преобладают облигации), агрессивная (преобладают акции, причем не обязательно «голубые фишки») и сбалансированная (доли облигаций и акций примерно равны). Некоторые компании разрабатывают до десятка различных стратегий, однако остальные по большому счету являются производными от этих трех.

Но ИДУ – это не ПИФ, и тут любая стратегия, в отличие от паевого фонда, довольно условна. Два клиента, тяготеющие к одной и той же стратегии, могут иметь совершенно разные портфели, все зависит от их личных предпочтений и рекомендаций доверительного управляющего. Стратегии же нужны скорее управляющим компаниям, чем клиентам: в зависимости от них УК устанавливает минимальный срок инвестирования (обычно – от одного года) и формирует тарифную политику.

Но есть и исключения. Ряд компаний сознательно уходят от деления инвестиционных стратегий на виды, нарочито подчеркивая эксклюзивность любого клиентского портфеля и делая ставку на его глубокую совместную проработку с клиентом. «У нас отсутствует понятие стандартных стратегий управления индивидуальными портфелями, – говорит заместитель председателя правления УК „Арсагера“ Алексей Астапов. – Перед каждым инвестором стоят его собственные задачи, и ему необходим качественный инвестиционный консалтинг, который, к сожалению, оказывают не многие управляющие».

Гарантии опасны

Одним из тонких моментов во взаимоотношениях управляющей компании с клиентом является вопрос, обещать ли определенную доходность вложений. Предоставление таких гарантий не приветствуется надзорным для УК органом – Федеральной службой по финансовым рынкам, но запретить подобные договоренности, тем более устные, все равно невозможно. Управляющие подходят к этой проблеме щепетильно и, как правило, не готовы брать на себя риск обеспечить хоть какую-нибудь доходность, не говоря уже о доходности выше уровня инфляции.

«Гарантии минимальной доходности, конечно, могут быть предоставлены, но это сопряжено с формированием соответствующей низкорискованной структуры портфеля и соответствующим снижением потенциальной доходности инвестиций», – подчеркивает директор по развитию УК АВК «Дворцовая площадь» Алексей Лестовкин. Алексей Астапов высказывается на этот счет еще более определенно: «Мы не гарантируем своим клиентам доходность от управления портфелем. Более того, гарантирование какой-либо доходности считаем неэтичным и безответственным».

Другой тонкий вопрос – трансформация портфеля под влиянием неблагоприятной рыночной конъюнктуры. На стадии формирования портфеля проблем, как правило, не возникает: клиент формулирует свои предпочтения, а управляющий предлагает соответствующую этим предпочтениям структуру портфеля. Однако в процессе действия договора ИДУ те или иные ценные бумаги из портфеля (например, акции второго или третьего эшелона) могут значительно подешеветь. Если управляющий почувствовал опасность для портфеля в целом, он сам предложит клиенту переложиться в другой инструмент. Но если управляющий и не рассчитывал на рост данной бумаги за короткий промежуток времени, считая ее интересной лишь в перспективе, могут возникнуть трения. Последнее слово в таких ситуациях остается, конечно, за клиентом, но многое зависит и от коммуникативных способностей его персонального менеджера-консультанта.

К слову, персональный менеджер – непременный атрибут ИДУ, это своего рода мостик между клиентом и управляющей компанией. Определение «персональный» вовсе не означает, что компания на каждого клиента выделяет отдельного менеджера, но УК должна умудряться так регулировать число своих менеджеров, чтобы те оперативно откликались на любое обращение клиента.

И брокер, и консультант

Взаимодействие управляющей компании с клиентом в рамках ИДУ не ограничивается выделением персонального менеджера. В стандартный набор услуг входит предоставление клиенту отчетов о состоянии портфеля и аналитических материалов. Но потребности состоятельных граждан по управлению личными финансами простираются куда шире. И задача УК – с одной стороны, удовлетворить эти потребности, с другой – не выйти за рамки лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами.

«В определенной степени мы являемся финансовыми консультантами, поскольку оказанию услуг по ИДУ в нашей компании предшествует большая работа с клиентом, – отмечает Алексей Астапов. – Основной задачей этой работы является выяснение отношения клиента к риску. Таким образом, чтобы помочь составить инвестиционную декларацию, нашим консультантам зачастую приходится вместе с клиентом составлять средне- и долгосрочные финансовые планы, включающие в себя и крупные покупки, и привлечение банковских кредитов, и т.п.».

«Крупные клиенты нашей компании могут рассчитывать на весь спектр сопутствующих услуг, которые оказываются компанией в рамках концепции Wealth Management (управление богатством), – говорит президент УК „Орион“ Юрий Емелин. – Это налоговое консультирование, разработка индивидуальных инвестиционных фондов „под ключ“, содействие в привлечении инвестиций. УК „Орион“ входит в состав крупного финансово-промышленного холдинга («Оборонно-промышленный капитал». – «Эксперт С-З»), и наш клиент может, например, получать крупные займы под залог портфеля ИДУ».

Руководители большинства УК не скрывают, что персональные менеджеры могут оказывать крупным клиентам и услуги личного характера (скажем, встретить в аэропорту или купить билеты в театр). Главное, чтобы эти услуги вписывались в рамки элементарной этики и не затмевали в общении главную задачу – эффективное управление клиентским портфелем.

Размер имеет значение

Почему же управляющие компании умудряются на нескольких десятках клиентов по ИДУ (а даже у крупнейших московских УК число таких клиентов не превышает несколько сотен) зарабатывать больше, чем на тысячах и десятках тысяч пайщиков ПИФов? Дело, конечно, в огромной разнице между средним размером активов, передаваемых в ПИФ и по ИДУ. Но далеко не только.

При управлении ПИФами комиссионное вознаграждение управляющей компании формируется в виде определенного процента от среднегодовой стоимости чистых активов фондов. Таким образом, состояние фондового рынка на доходы УК от управления ПИФами прямо не влияет. То есть влияет только через приход/уход пайщиков, а их поведение, особенно в условиях низкой культуры инвестирования в России, непредсказуемо и с состоянием рынка ценных бумаг связано лишь опосредованно.

Комиссионные при ИДУ формируются иначе: обычно это небольшой процент (0,5-2%) от суммы активов, переданных в управление, плюс существенный процент (15-30%) от полученной для клиента прибыли. Некоторые УК сознательно отказываются от первой части вознаграждения, предпочитая ставить размер комиссионных в полную зависимость от итогов управления. Но когда фондовый рынок переживает бурный рост (а в прошлом году индекс РТС увеличился на рекордные 83%), это существенной роли не играет: управлять индивидуальными портфелями клиентов куда выгоднее, чем коллективными портфелями ПИФов, на деятельность которых к тому же существует масса ограничений.

Кроме того, для начала работы по ИДУ от управляющих компаний не требуется создания инфраструктуры. «В ИДУ можно сразу привлечь несколько миллионов долларов от одного клиента и начинать работать при условии наличия индивидуального менеджера, – рассуждает генеральный директор УК Банка Москвы Елена Касьянова. – В ПИФах же необходимо сначала сформировать фонды, зарегистрировать их, создать сеть по продаже паев, наладить массовые консультации и т.п. Чтобы управление ПИФами стало рентабельным, требуются длительное время и значительные инвестиции».

По признанию генерального директора УК Промышленно-строительного банка Алексея Поповича, рентабельность ИДУ по сравнению с управлением паевыми фондами в прошлом году оказалась выше на 75%. Похожей разницы в доходах руководители управляющих компаний ожидают и в нынешнем году. Это и неудивительно: с 1 января по 7 марта индекс РТС вырос еще на 24%.

Повторение пройденного?

Неудивительно, что многие УК не занимаются серьезной раскруткой ИДУ. Во-первых, массовой рекламой этой услуги клиента с временно свободными личными средствами от 200-300 тыс. долларов не привлечешь – тут требуются скорее личные и партнерские связи руководства УК. А во-вторых, число состоятельных людей в России (особенно в городах-миллионниках) и без того стремительно растет, равно как растет среди этой прослойки и доля тех, кто готов инвестировать значительные суммы на фондовом рынке. Благо что его конъюнктура второй год подряд располагает к инвестициям.

Управляющие компании, по сути, попали в тепличные условия: заработав в «тихом омуте» ИДУ серьезный стартовый капитал, они смогут получить новые стимулы для развития форм коллективного инвестирования, а также финансовую подушку на случай каких-либо потрясений на рынке. Подобную эволюцию прошла за последние 15 лет и российская банковская система, заработавшая стартовый капитал на работе с крупными компаниями и только затем ставшая активно продвигать розничные продукты.  

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №10 (263)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама