Славянская Италия

Пятый угол
Москва, 21.08.2006
«Эксперт Северо-Запад» №29-30 (282)
Политическое и гражданское оживление на Украине неожиданно стало там стимулом для расцвета городской культуры

Это был выбор между Скандинавией и Украиной. Казалось бы, аккуратная, ухоженная Северная Европа с ее безупречными трассами для недолгого летнего автомобильного путешествия – вне конкуренции. Постсоветская альтернатива же непредсказуема. Кто знает, что встретишь по дороге и где эта дорога из асфальтовой неожиданно превратится в грунтовую или вообще закончится? Некоторые знакомые вообще утверждали, что это выбор между комфортным отдыхом и приключением. Но это, говорили они, будет не то славное приключение, что ищут обычно в надежде на приятные неожиданные впечатления, а скорее приключение с преодолением, с привкусом русского дорожного авантюризма. «То жесть родного бездорожья, и снова ветер в спину бьет», – пел какой-то представитель школы русского шансона из радиоприемника в шалмане где-то на Псковщине.

Но выбрали в результате Украину. Руководствовались мотивом, который все чаще становится определяющим для нашего горожанина: странно и обидно стремиться в европы, когда буквально под боком огромное неизведанное пространство с близкой нам историей и богатейшим культурным слоем. Знаю петербуржцев, которые с закрытыми глазами проведут экскурсию по Стокгольму, а на родине не бывали дальше Всеволожска. Пскова не видели, Новгорода не видели, а про Вышний Волочек и речи не идет. А мы видели. Теперь захотелось посмотреть на Киев, Львов, Одессу…

Путешествие удалось. «Жесть родного бездорожья» оказалась не тотальной, а приключения с преодолениями – не критическими (например, в Могилеве – промежуточной остановке на пути в Украину – нас ночью вместе с другими постояльцами эвакуировали из центральной гостиницы в связи с «пожароопасной ситуацией»; эвакуация, как оказалось потом, проводилась в рамках учений, но разве можно обижаться на это трогательное проявление строгого белорусского «режима»?).

Преодолевать пришлось в первую очередь стереотипы. Мы все знаем, что Украина живет в последние годы насыщенной жизнью. Майдан, «оранжевая революция», партийные коалиции, Тимошенко – скучающее отечественное информационное пространство давно живет всеми этими яркими проявлениями украинского политического ренессанса. Мы видим медийные образы и бренды, знаем, что Украина разделена, что там есть «оранжевый» запад и «антиоранжевый» восток, что там воруют газ и хотят в НАТО, но плохо представляем, какова повседневная жизнь нашего славянского соседа, чем он живет за пределами парламента и центральных улиц Киева.

Большинство из нас знает об этой стране по прекрасному, но депрессивному с хозяйственной точки зрения Крыму. Похожего масштаба депрессии в «большой» Украине мы не ждали, но не ожидали и того, что в результате увидели, – деятельной, стремящейся у цветению жизни. На фоне среднего русского города, даже областного центра, почти любой небольшой украинский городок – пример развитости и ухоженности. Это касается и инфраструктуры, и каких-то милых сердцу путешественника мелочей вроде покрашенных скамеечек или аккуратных ресторанов на главной улице. Очень развиты финансовые услуги: на пешеходной улице где-нибудь в захолустном Житомире банков больше, чем кафе и магазинов. Найти банкомат не составляет труда даже в совсем уж небольших поселках городского типа – они на каждом углу. И все это не похоже на искусственно раздутый пузырь: видно, что банки активно работают с физическими лицами, буквально все увешано рекламой с кредитными предложениями.

Неожиданно позитивен гостиничный рынок. Украину нельзя назвать туристической страной, по крайней мере для развития внутреннего туризма здесь, за пределами Крымского полуострова, административные усилия явно никогда не предпринимались. Но трехзвездочные «готели» достойного качества встречают уже на въезде куда-нибудь в Каменец-Подольский, Николаев или Ровно – и выбор достаточно велик (опять же, к сожалению, невиданное явление для среднерусского городка). Проявления жизни порой совсем неожиданны. В городе Луцке где-то совсем не на главной улице наталкиваешься на прекрасный итальянский ресторан, какой не часто встретишь и в богатых столицах. Улица Карла Маркса в Днепропетровске, куда мы въезжали ближе к полуночи, сияет огнями Лас-Вегаса. Бывший Екатеринослав сегодня – мощный буржуазный город с многочисленными брендовыми магазинами, жилыми башнями, дорогими автомобилями и пятизвездочными гостиницами. Да, это промышленный областной центр, но в этом, казалось бы, городе заводов и труб нет жестокой антиобывательской индустриализации, здесь легко представляется нескучная жизнь европейского горожанина.

Все это вроде бы небольшие, частные примеры, но, судя по тому, что удалось увидеть (а мы объехали всю страну, были на западе и на востоке), общие и во многом показательные. Во многом правы те, кто называет Украину славянской Италией. И дело не только в особом южном темпераменте атмосферы (стоит ли говорить, что все дружелюбны и открыты; а на западе страны мы почти не встречали легендарных проявлений местного национализма – случайный обед в бистро на улице Дудаева во Львове был нейтрализован изрядной порцией «Русского стандарта» на соседней улице Чайковского). Средний украинский город еще и по-европейски окультурен. Здесь, может быть, не всегда блеск, но нет леденящего запустения. Этот город не богат, но у него чаще всего хватает денег на фасады. Здесь не будет роскоши, но всегда найдется опрятный и качественный сервис. Кажется, политическое и гражданское оживление на Украине неожиданно стало стимулом для расцвета городской культуры. Никто не утверждает, что страна переживает экономический расцвет. Да, у нее множество проблем, а будущее далеко не очевидно. Но маленький шаг уже сделан – когда в стране цветут не одни столицы, есть некоторый повод для оптимизма. 

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №29-30 (282) 21 августа 2006
    Индустрия туризма
    Содержание:
    Ищем себя на карте

    В России уже существует шесть особых экономических зон, скоро к ним прибавятся еще несколько туристско-рекреационных ОЭЗ. Претендуют на создание туристских зон и регионы Северо-Запада

    Реклама