Между Сциллой и Харибдой

Тема недели
Москва, 02.06.2008
«Эксперт Северо-Запад» №22 (370)

Модный в последние годы термин «кластер» становится в Петербурге ключевым понятием формирующейся промышленной политики. И это хорошо, что до сих пор власти только употребляли это слово в своих речах, не предпринимая никаких реальных попыток создавать кластеры. Ничего хорошего из этого, скорее всего, не получилось бы. Хотя мировая практика знает примеры создания кластеров властями регионов, но успешны такие начинания лишь в высокоразвитых странах. В России же при ее нынешнем еще достаточно низком уровне развития экономики и, что еще важнее, административной культуры властям разумнее дожидаться появления соответствующих инициатив бизнеса. Судя по высказываниям руководителя финансово-экономического блока правительства Петербурга вице-губернатора Михаила Осеевского, городские власти с таким подходом согласны.

Правительство Петербурга намерено поддерживать протокластеры – инициативы бизнеса по применению кластерных технологий, реально воплощающиеся в создании неформальных объединений предприятий, имеющих отчетливые признаки кластеров. Помочь таким «недоделанным кластерам» стать полноценными как раз и призвана новая промышленная политика администрации Санкт-Петербурга.

При всей его разумности такой подход чреват рисками поддержать неадекватную инициативу и проморгать стоящую. Это обусловлено особенностями нынешнего этапа развития страны – глубоко укоренившейся коррупцией и своеобразным стилем госуправления, при котором для чиновников главное – не достичь зримого результата, а отчитаться перед начальством по формальным критериям и продемонстрировать стремление к решению поставленной перед ними задачи. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что в бизнесе еще не изжито «желание халявы» и потому в городе могут найтись компании, которые ради обещанных льгот и преференций помогут чиновникам сфальсифицировать отчеты о создании кластеров, хотя на самом деле это будут обычные кооперации заказчиков и подрядчиков. Такая опасность тем более велика, что отличить настоящий кластер от его имитации непросто ввиду сложности самого этого вида рыночной кооперации.

С другой стороны, кластеризации российской экономики объективно препятствуют факторы как экономического, так и институционального характера. Для возникновения кластера необходим достаточно высокий уровень развития базовой отрасли – кластерные технологии призваны повышать конкурентоспособность предприятий, но они не могут ее создать. В этом смысле в Петербурге очень мало отраслей, развитие которых хотя бы приблизилось к необходимому минимальному уровню. Судя по всему, на это могут претендовать пока лишь ИТ, отрасль лазерных технологий, оптоэлектроника, мебельная промышленность, транспортно-логистическая сфера. И даже эти отрасли, по мнению экспертов, не дотягивают до масштабов экспортноориентированных производств. К тому же лишь в очень немногих отечественных компаниях качество менеджмента позволяет эффективно пользоваться такими тонкими инструментами, как кластерные технологии.

Что касается институциональных факторов, то важнейшим из них является свобода конкуренции. Между тем в России конкуренция зачастую деформируется посредством лоббирования интересов отдельных отраслей, компаний или регионов, что приводит к появлению у них экономически необоснованных преимуществ. В такой ситуации кластерные механизмы не могут работать эффективно – их преимущества сводятся на нет внеэкономическим вмешательством в рыночные процессы.

К этим проблемам добавляется не изжитое еще недоверие компаний друг к другу и к власти. В основе такого недоверия – как остатки криминальных нравов в среде собственников и руководителей компаний, так и злоупотребления чиновников, выражающиеся в коррупции и рейдерстве. Причем первое не исчезнет, пока есть второе. Возможность злоупотребить доверием благодаря противоправному вмешательству чиновников не дает очистить бизнес-среду от криминальных привычек. Коррупция и рейдерство сейчас вообще являются, по-видимому, главными факторами нестабильности российской экономики, поэтому намерения президента Дмитрия Медведева всерьез взяться за искоренение этих пороков государственной машины весьма своевременно и с точки зрения реализации кластерной промышленной политики.

У партнеров

    Реклама