Новые времена

Тема недели
Москва, 14.07.2008
«Эксперт Северо-Запад» №28 (376)

Развитие исторических российских городов помимо необходимости сохранения культурного наследия сталкивается еще и с чисто технической, точнее технологической проблемой. Все знают, что реконструировать старые дома и сооружать новые в центральных районах сложнее, чем на окраинах. В принципе, понятно также, что чем сложнее подземная среда, тем более изощренные технологии необходимо применять, иначе соседние здания начнут проседать, в них появятся трещины. Да и само сооружаемое или реконструируемое здание может пострадать. В этом смысле среди исторических городов Северо-Запада наибольшие сложности вызывает строительство в Петербурге.

Сложности петербургских грунтов строителям, вообще говоря, известны. И потому они всегда придерживались простого принципа – не заглублять здание более чем на один этаж, иначе начнутся большие проблемы. До недавнего времени особых сложностей в этом смысле не было. В советские времена и в первое десятилетие после них в центре Петербурга и вблизи него особенно ничего не строили и не реконструировали, не было необходимости и в серьезном подземном строительстве. И потому проектно-изыскательская стадия проектов (перед началом строительных работ) проводилась довольно поверхностно (в обоих смыслах слова), а технология необходимых подземных работ не подлежала согласованию в госорганах. На нее не обращали особого внимания ни чиновники, ни строители, выполнявшие элементарные требования. На первых порах казусы случались редко и воспринимались как невезение. Ну рухнул дом по соседству с творением Марка Рейнберга на Мичуринской улице. Инвестор его выкупил и реконструировал. В «Пизанскую башню» превратился новый высотный дом в Шипкинском переулке, рухнули типовые общежития на Двинской улице. Жильцов переселили, а убытки списали на непредвиденные обстоятельства.

С началом XXI века строительство в центре и вблизи него оживилось и издержки применения простых подземных технологий стали нарастать как снежный ком. Все чаще начали страдать соседние дома. Дошло до ущерба зарегистрированным памятникам вроде дома Мурузи на Литейном. Начал крениться Исаакиевский собор – как утверждают специалисты, этому способствовали ремонтные работы на соседних улицах.

В последние два года ситуация стала критической, невнимание к подземным технологиям затормозило все знаменитые архитектурные проекты в исторической части Петербурга – строительство второй сцены Мариинского театра по проекту Доминика Перро, реконструкцию Новой Голландии по проекту Нормана Фостера, строительство нового стадиона на Крестовском острове по проекту Кишо Курокавы. Применявшиеся прежде простые технологии оказались непригодными, а опыта применения современных, адекватных сложным петербургским грунтам с обилием подземных вод у наших проектировщиков и строителей нет.

Между тем проблема затрагивает не только упомянутые случаи. Ухудшающаяся транспортная ситуация в Петербурге требует по примеру западных мегаполисов массового строительства подземных автостоянок и паркингов. Если этим срочно не заняться, то при нынешних темпах автомобилизации населения центральные районы города скоро превратятся в одну сплошную пробку просто потому, что на улицах припаркованы машины жителей близлежащих домов, посетителей магазинов, офисов и общественных учреждений. Для этого тоже нужны адекватные подземные технологии. Подобная проблема, хотя и не в такой острой форме, имеет место и в высотном строительстве – в Петербурге даже соответствующей спецтехники нет. У нас вообще нет опыта применения сложных современных строительных технологий – инвесторы жалуются, что очень трудно найти проектировщиков даже для конструктивно более или менее сложных торгово-развлекательных комплексов.

Время простых решений стремительно уходит в прошлое, и дальнейшее градостроительное развитие требует освоения современных технологий. Без этого мы обречены в лучшем случае на стагнацию, в худшем – нам грозит деградация, если продолжим работать по старинке.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №28 (376) 14 июля 2008
    Градостроительство
    Содержание:
    Скорректировать мечту

    Амбициозные планы наводнить Петербург небоскребами и подземными автостоянками разбиваются о технические возможности и неблагоприятную геологию города

    Реклама