В одиночку не выжить

Спецвыпуск
Москва, 14.07.2008
«Эксперт Северо-Запад» №28 (376)
Банкиры неустанно совершенствуют условия автокредитования. Но даже самые низкие ставки и либеральные требования к заемщику могут остаться незамеченными, если банк не договорится с автосалоном о сотрудничестве

Рынок автокредитов Северо-Запада в первом квартале текущего года вырос в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. И если в Петербурге спрос на автомобильные займы начал уменьшаться, то в большинстве соседних регионов, напротив, он только начинает расти – увеличиваются и количество займов, и их размеры. Например, средняя сумма кредита в Республике Карелия приблизилась к 450 тыс. рублей, что на 13% выше, чем в Петербурге, хотя доходы населения за пределами Северной столицы ниже. При этом в регионах кредит обходится заемщикам дороже, чем в городе на Неве. Так, крупнейший игрок в округе – Северо-Западный банк Сбербанка России – выдает кредиты в Петербурге под 11,5% годовых, а в субъектах РФ ставка на два процентных пункта выше.

Такое возможно из-за низкого уровня конкуренции в регионах. Но ситуация стремительно меняется: кредитные организации вслед за автодилерами открывают офисы в Калининградской, Мурманской, Новгородской областях и других субъектах РФ Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Вероятно, уже через год-два условия кредитования в соседних областях станут более однородными и не будут сильно отличаться от питерских.

Быстрее и проще

Сейчас на Петербург приходится более 80% всех выдаваемых в федеральном округе автокредитов. Здесь самая высокая конкуренция среди банков, что, собственно, благоприятно сказывается на условиях кредитования: процедура выдачи ускоряется и упрощается, а ставки по кредитам снижаются. Причем программы кредитования разных банков становятся все больше похожи друг на друга. Большинство кредитов в городе на Неве выдается под 12% годовых в рублях или 10% в валюте при первоначальном взносе в 10% и на срок до пяти лет. До недавнего времени это был максимальный срок, но есть кредитные организации, которые уже увеличили его до семи лет. Вместе с этим некоторые банки увеличили до пяти лет срок кредитования при нулевом первоначальном взносе как на новые, так и на подержанные автомобили.

«Можно охарактеризовать новые тенденции тремя словами: ускорение, снижение и упрощение. В конце прошлого года мы сократили количество документов, необходимых для рассмотрения заявки, уже в начале этого года понизили и закрепили на едином уровне комиссию банка за выдачу кредита. Также упростили и процесс приема-передачи паспорта транспортного средства (ПТС), который ранее необходимо было сдавать на хранение в банк. Теперь этот документ остается у заемщика. Мы увеличили максимальную сумму кредитования собственников бизнеса без предоставления расширенного пакета документов», – рассказывает заместитель начальника управления по обслуживанию физических лиц филиала «Северная столица» Райффайзенбанка Дмитрий Владимиров.

Событием начала текущего года стало открытие офиса Тойота Банка в Петербурге. Местные игроки давно ожидали выхода на рынок дочерних банков производителей авто и в принципе смирились с тем, что часть рынка им придется отдать. Никаких особо привлекательных предложений кэптивный банк заемщикам не сделал. Он установил примерно такие же условия, что и отечественные универсальные банки: процентная ставка на уровне 11% годовых в рублях и 9% в долларах или евро (при первоначальном взносе 20%). Правда, комиссионные за выдачу кредита минимальные – 1,5 тыс. рублей. Требования к заемщикам тоже достаточно либеральные, например трудовой стаж на последнем месте работы – не менее трех месяцев, тогда как большинство отечественных банков требует, чтобы стаж составлял не менее шести месяцев.

В долгосрочных планах Тойота Банка, по словам его президента Олафа Найтцша, кредитовать 40% продаж автомобилей Toyota и Lexus. И вряд ли у банка возникнут сложности с достижением поставленных целей, пока люди выстраиваются в очередь за японскими автомобилями.

Переманить клиента

Еще одно явление на рынке автокредитов, которое ярко проявилось в этом году, – популяризация банками программ по рефинансированию (перекредитованию) займов. Некоторые финансисты запустили эти продукты лишь с одной целью – переманить заемщиков у конкурентов.

«Клиент, взявший кредит два-три года назад под 15-16% в рублях и исправно по нему плативший, замечает, что сейчас ставка по аналогичному кредиту составляет 12-13% без комиссий. Естественно, такой клиент заинтересован в уменьшении своих расходов, особенно если у него нет возможности досрочно выплачивать кредит. Единственная сложность при продвижении данного вида кредитования – пока многие не считают свои деньги и не всегда видят свою выгоду при перекредитовании под более низкий процент, а если и видят, то не готовы вновь проходить всю процедуру оформления», – отмечает управляющий петербургским филиалом Абсолют Банка Виталий Демидов.

Не только заемщики, но и большинство банкиров все-таки пока сомневаются в экономической целесообразности программ перекредитования. «На практике заемщику приходится заново проходить процедуру проверки с предоставлением всех соответствующих документов, оплачивать комиссионные сборы за выдачу кредита, повторно страховать автомобиль. От заемщика также может потребоваться ряд документов из банка, где автокредит был изначально оформлен (кредитный договор, копия ПТС, справка или выписка по счетам обслуживания клиента, полный расчет задолженности на предполагаемую дату сделки, согласие банка на полное досрочное погашение)», – рассуждает экономист отдела продуктов потребительского и автокредитования АК Барс Банка Альфия Абрарова.

Вторичные кредиты

Большинство опрошенных АЦ «Эксперт Северо-Запад» банкиров прогнозирует в ближайшее время увеличение спроса на услугу, позволяющую оформить кредит на новый автомобиль с передачей используемого кредитного автомобиля в зачет стоимости нового. Это так называемая программа trade-in. В этом случае банк предоставляет средства на погашение текущей задолженности по кредиту и для оплаты части стоимости приобретаемого автомобиля. При этом салон забирает старый автомобиль в качестве первоначального взноса за новую машину. Однако пока по такой схеме готовы работать не все банки и не все дилеры.

Вероятно, это связано с тем, что вторичный рынок автомобилей в большинстве регионов Северо-Запада развит слабо. Точнее, автомобили с пробегом в основном продаются с рук через объявления в газете, они настолько старые, что при перепродаже дилер ничего не заработает. Автосалоны относительно недавно начали заниматься торговлей подержанными автомобилями, как правило, в возрасте двух-трех лет. Впрочем, и граждане больше склонны покупать в салонах новые машины. На их долю в большинстве регионов приходится более 50% продаж в кредит.

«Спрос на автотранспорт в регионах СЗФО прежде всего зависит от платежеспособности населения. Так, например, в небольших городах СЗФО более востребованы подержанные иномарки и отечественные автомобили, покупка которых выгоднее за счет потребительского кредита. В областных центрах клиенты приобретают новые дорогие иномарки, и зачастую не одну, а несколько, для всех членов семьи», – рассказывает вице-президент Балтийского банка Лариса Сергеева.

Особняком стоит Калининградская область. Автомобильный рынок этого региона – один из самых развитых на Северо-Западе, но на нем как раз представлены в основном автомобили с пробегом. Еще несколько лет назад, когда о кредитах на авто помышляли только избранные, большинство ездило за машинами именно в Калининград. Туда их в обилии завозили из Германии. За прошедшие годы в сознании жителей эксклава мало что изменилось – они не понимают, как можно купить новый автомобиль, и даже в кредит приобретают в большинстве случаев машины в возрасте от трех лет и старше. Разумеется, банкиры очень осторожно дают взаймы на старые машины, а страховщики и вовсе не хотят брать ответственность за авто старше пяти лет.

«При страховании транспортных средств старше четырех-пяти лет приходится учитывать ряд особенностей. Как правило, полное каско для таких машин – достаточно дорогая услуга. За годы эксплуатации они существенно теряют в цене. Но затраты на ремонт остаются примерно на том же уровне, поскольку поврежденные детали обычно заменяются на новые. Поэтому для подержанных транспортных средств в процентах от их стоимости страховые тарифы выше», – объясняет заместитель генерального директора по автострахованию СК «Русский мир» Андрей Знаменский. Например, страховка на Volkswagen Passat 2008 года выпуска будет стоить 5,6%, а 2004 года выпуска – 15,5%. Чтобы сделать тарифы по страхованию подержанных автомобилей более приемлемыми для клиентов, страховщикам приходится применять дополнительные ограничения – устанавливать франшизы, осуществлять страхование с учетом износа или страховать машину только от ущерба с ограниченным лимитом покрытия.

Управляющий калининградским филиалом НБ «Траст» Владимир Харюшин уверен, что на местном рынке будет востребован экспресс-кредит на покупку бывшего в эксплуатации транспортного средства иностранного производства без страховки. «С появлением такого кредитного продукта наш филиал мог бы увеличить объем автокредитования не на 25-30, а на 40-50%», – прогнозирует Харюшин.

Роль первой скрипки

Сегодня в конкурентной борьбе за заемщика побеждает тот банк, который не только совершенствует условия кредитования, но и активно налаживает связи с автодилерами. Последнее, пожалуй, самое главное: неважно, сколько у банка отделений, допофисов и различных программ кредитования, в которых можно запутаться непросвещенному заемщику, а важнее, в каких автосалонах он представлен. Яркий пример тому – ЮниКредит Банк, который активно заключает с дилерами соглашения и уже выдает в Петербурге кредиты наряду со Сбербанком. В то же время финансистам, которым не удалось наладить отношения с дилерами, приходится сворачивать деятельность и робко наблюдать за происходящим со стороны.

В некоторых банках уже 99% заявок на получение кредита приходит от автодилеров, но в большинстве случаев этот показатель пока составляет 70-80%. «Выбор автомобиля, как правило, предшествует решению клиента воспользоваться кредитным продуктом того или иного банка. Для улучшения эффективности процесса информирования клиента о существующих кредитно-страховых продуктах автосалоны привлекают кредитных брокеров или самостоятельно создают структурные подразделения, занимающиеся сотрудничеством с банками и страховыми компаниями», – объясняет заместитель директора дирекции розничного бизнеса Банка «Санкт-Петербург» Андрей Рублев.

При этом, отмечает Лариса Сергеева, менеджер автосалона подбирает клиенту продукт из числа банков, сотрудничество с которыми интересно данному автосалону. Иными словами, иногда банкирам приходится делиться с автосалонами комиссией, которую они взимают с клиента за оформление кредита. Ее размер, как правило, колеблется в диапазоне от 3 до 6 тыс. рублей.

«Автодилеры не всегда берут деньги с банков. Салон заинтересован в сильных партнерах, которые могут оперативно реагировать на запросы наших клиентов. Как правило, у каждого автосалона в списке партнеров пять-семь банков. Одни выдают кредиты быстро и под невысокие проценты, но предъявляют жесткие требования к потенциальным заемщикам, другие кредитные организации рассматривают заявки дольше, но гибко подходят к заемщикам и готовы рискнуть, выдав кредит под более высокие проценты», – говорит директор ДЦ «Рольф Лахта Mazda» Дмитрий Паршиков.

По словам Альфии Абраровой, в 2008 году основным методом стимулирования автосалонов – партнеров банка стало поощрение за счет комиссии за первый год страхования, а также ускоренное рассмотрение заявок от основных партнеров банка. «Для автосалонов все большее значение имеет время рассмотрения заявки. Они стремятся максимизировать объемы продаж в месяц», – добавляет Альфия Абрарова.

Санкт-Петербург

Наиболее активные банки на рынке автокредитов СЗФО
Динамика среднего размера кредита в регионах СЗФО

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №28 (376) 14 июля 2008
    Градостроительство
    Содержание:
    Скорректировать мечту

    Амбициозные планы наводнить Петербург небоскребами и подземными автостоянками разбиваются о технические возможности и неблагоприятную геологию города

    Реклама