Остаться на связи

Русский бизнес
Москва, 02.02.2009
«Эксперт Северо-Запад» №4 (402)
Телекоммуникационные операторы Северо-Запада учатся лояльному отношению к клиентам, испытывающим финансовые сложности

Рынок корпоративной связи Северо-Запада в последнее время рос на 30-40% в год. Успешному продвижению альтернативной телефонии способствовало главным образом бурное развитие коммерческой недвижимости, ритейла, сектора B2B.

Погоду на рынке коммерческой связи сегодня определяют несколько компаний: «ПетерСтар» (ГК «Синтерра»), СЦС «Совинтел» (торговая марка «Голден-Телеком», сейчас – «Билайн-бизнес»), «Метроком», «Северен-Телеком», «ВестКолл», «Смарт Телеком», «Эквант» и «Ланк-Телеком». Приостановка девелоперских проектов может привести к заметному замедлению темпов развития, а также укрупнению телекоммуникационного формата региона: федеральные компании будут присматриваться к лидерам Северо-Запада, а локальные фирмы, обслуживающие один-два торговых или бизнес-центра, придут за поддержкой к операторам среднего уровня.

Генеральный директор компании «Северен-Телеком» Сергей Лагир считает, что в нынешних условиях лучше придерживаться тактики умеренного развития. По его мнению, пока вышедшие на рынок Северо-Запада федеральные игроки заняты внутренней структурной оптимизацией региональных «дочек», у местных компаний есть время разобраться, как лучше работать в новых условиях.

Дожить до весны

– Многие клиенты попросили снизить цены из-за кризиса?

– Желающих оказалось немало. Учимся разбираться, действительно ли все так плохо. Мы готовы временно снижать тарифы, но с оговоркой, что потом вернемся к прежним условиям. В любом случае, пока клиент сам не отключается, мы будем прикладывать максимум усилий, чтобы этого не произошло.

– Уже можете оценить свои потери?

– Реально они будут видны не раньше конца февраля – марта. По предварительным итогам прошлого года из-за общего экономического спада в пик кризиса мы не достигли желаемого роста по выручке. В этом году ряд компаний продолжают сокращать штат, арендуемые площади. Само собой, расходы на связь они также уменьшают – в среднем на 15-20%. По итогам декабря-января количество клиентов у нас сократилось примерно на 10%. Это те компании, которые свернули бизнес.

– Сильно отразятся на вашем бизнесе отсрочки ввода в эксплуатацию новых торговых и бизнес-центров, запуск которых был намечен на этот год?

– Телекоммуникационная компания заводит кабель в здание на этапе строительства, то есть фактически выступает как инвестиционная – «закапывает» деньги с расчетом, что отобьет их. В Петербурге пока нет проектов, в которые мы вложили средства, а отдачи бы не просматривали. На Северо-Западе дальнейшее развитие пришлось скорректировать. В расчете на крупных клиентов в 2009 году у нас были запланированы проекты в Вологде, Череповце, Петрозаводске, но мы их приостановили по крайней мере до марта.

– А с девелоперами стало проще договариваться?

– Сегодня главная задача девелоперов – удержать арендаторов, сохранить клиентов, поэтому в их интересах, чтобы и с ланчами, и с телефонией в бизнес-центре все было в порядке. Однако многие арендаторы вынуждены переезжать из офисов класса «А» в «B», из «B» – в «С», а из «С» – на первые этажи жилых зданий. Мы работаем в бизнес-центрах категорий «B» и «C», наполняемость там пока нормальная.

Цены преткновения

– Новых объектов коммерческой недвижимости в этом году будет вводиться меньше, значит, и на рынке корпоративной связи должна усилиться конкуренция. В чем это выразится?

– Телефония дешеветь не будет. Борьба идет на рынке широкополосного доступа в интернет. Ценовые войны здесь ведут и лидеры рынка, предлагая бесплатный корпоративный интернет, и мелкие домовые сети, которые поделили дома, перекупили друг друга и присматриваются к компаниям, пытаясь продавать им услуги по ценам для «физиков». Но они не учитывают, что это совершенно разные рынки: другой канал загрузки, другие требования к качеству связи.

– По итогам 2008 года телеком стал одной из отраслей, лидирующих по числу сделок слияния и поглощения. Процесс консолидации рынка Северо-Запада будет продолжаться и в этом году?

– В регионе большие уже купили больших: «ВымпелКом» приобрел «Совинтел», «Синтерра» – «ПетерСтар», СЗТ – ПТТ. Для нас это хорошо. Чем больше компания, тем она менее гибкая. Это то самое время, когда средний бизнес должен на этом заработать и что-то сделать лучше. Мы сами не исключаем вариант покупки локальных компаний стоимостью до 1 млн долларов. Но сейчас смотреть некого: в ближайшее время цены все еще будут завышены. Однако скоро небольшие компании всплывут сами.

– Как новая экономическая ситуация повлияет на внутреннюю политику компании, корпоративные расходы?

– Бизнес тянут люди. Начнешь их зажимать – сэкономишь копейку, но во что это выльется через полгода-год? Безусловно, будем «причесывать» компанию, учить людей работать более эффективно. Пока вынуждены были приостановить до июня плановую ежегодную индексацию заработных плат, которая обычно происходила в январе.

– На чем будете экономить больше всего?

– Сокращаем расходы на рекламу примерно на 25%.

– Собираетесь выводить какие-то антикризисные продукты или услуги в этом году?

– Все спецпредложения со словом «кризис» только на мозг давят – лучше дать скидки.

– Помогает ли вам статус официального поставщика связи для ФК «Зенит» и как вы планируете использовать бренд петербургской команды?

– Глупо не воспользоваться этим правом. Сейчас разрабатываем имиджевую рекламную кампанию B2B. Но постерами город завешивать не будем точно.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама