Рожденный иконой

Общество
Москва, 02.02.2009
«Эксперт Северо-Запад» №4 (402)
С возвращением в Тихвин чудотворной иконы, которой город обязан своим рождением, появилась надежда на превращение его в туристический центр. Но воспользоваться таким потенциалом пока смог только монастырь

Своей славой Тихвин, небольшой городок в 200 км к востоку от Петербурга, обязан чудотворной иконе Божьей Матери, хранящейся ныне в местном соборе. В качестве бонуса прилагается старый город, который сохранил элементы средневековой планировки и ценную в архитектурном плане деревянную застройку.

Дальняя часть старого города напоминает деревню: с деревянными избами, яблоневыми садами, курами во дворах. Многие ее жители практически не выбираются в новый город и даже говорят по-особенному – тянут последний слог. А еще обсуждают батюшек, словно кавалеров, выбирая, кто кому больше нравится: у одного борода длиннее, у другого – голос выше.

На распутье времен

История города тесно связана с монастырем и хранившейся в нем святыней. «В XVI веке, в период Ливонской войны, Тихвин стал центром обороны Юго-Восточного Приладожья. И по указу Ивана Грозного в нем стали строить укрепленный монастырь (знаменитый Богородицкий Успенский мужской монастырь). Одновременно на другом берегу реки Тихвинки начали возводить Введенский женский монастырь, также снабженный укреплениями», – рассказывает тихвинский краевед и учитель истории Елена Иванова.

В начале XVII века защитники Успенского монастыря выдержали осаду шведских войск. По преданию, благополучный исход этой осады был предопределен именно заступничеством Богородицы. Тихвинское восстание положило начало освобождению всей Новгородской земли, и церемония подписания Столбовского мира со шведами была благословлена списком с чудотворной иконы.

Интерес для туристов может представлять не только знаменитый монастырь, но и весь старый город. Здесь расположены родовой дом композитора Римского-Корсакова, Гостиный двор с торговыми рядами – символ купеческого начала, наряду с православным сыгравшего большую роль в развитии города. За торговой площадью сохранилось старинное здание бывшей гостиницы «Санкт-Петербург». По легенде, здесь у Екатерины Второй украли шубу, на что царица якобы саркастически заметила: «Там хорошо, где тихвинца нет».

От торговой площади вниз тянется Орловский спуск, вдоль которого сохранились деревянные дома постройки рубежа XIX-XX веков. Это красивейшее место – и своеобразная визитная карточка Тихвина: именно с него фотографируют Успенский монастырь.

Новый город – несколько бетонных микрорайонов брежневской застройки – архитектурной ценности не представляет. Впрочем, для привлечения путешественников довольно и памятников исторического центра.

Помимо исторических памятников город обладает реальным потенциалом для развития этнографического, природного и событийного туризма. В Тихвинском районе на берегу Дымского озера, вода которого, по преданию, обладает исцеляющими свойствами, расположен знаменитый Антониево-Дымский монастырь, основанный в XIII веке cвятым Антонием. В природном парке «Вепсский лес» на территории Вепсской возвышенности можно отдохнуть в гостевых домах и познакомиться с укладом жизни коренных жителей.

«Тихвин можно назвать городом фестивалей, прежде всего – музыкальных, – подчеркивает заведующая отделом культуры администрации Тихвина Елена Котова. – Будучи родиной композитора Римского-Корсакова, мы позиционируем город соответствующим образом. Среди ключевых мероприятий – российский фестиваль детского художественного творчества „Тихвинский Лель“, фестиваль православной культуры „Праздничные звоны“, международный джазовый фестиваль „Сентябрь в Тихвине“».

Голова мухи

Предпринимательский дух, можно сказать, у тихвинцев в генах. В советские годы город был ориентирован на развитие промышленности, и прежде всего – машиностроения. Первоначально градообразующим был завод «Трансмаш». Впоследствии завод несколько раз реформировался и менял собственников, в результате чего большая часть его цехов была закрыта. «Сотрудники, уволенные при сокращении, ушли в другие отрасли. Следствием этого процесса стало активное развитие малого бизнеса», – предполагает глава администрации Тихвина Константин Полнов.

Местные предприниматели активно развиваются, открывая рестораны и магазины и создавая новые рабочие места. Причем это не ординарные провинциальные забегаловки, а концептуальные заведения вроде пивного ресторана Lowenbrau или бара «Блюз», где по вечерам играет живая музыка. Кстати, городской уровень безработицы до кризиса составлял менее 1,5%.

Площадка бывшего главного тихвинского завода тоже не пустует – она развивается заново под управлением группы компаний «Ист», которая специализируется на промышленном девелопменте. Сегодня здесь действует сборочный завод «Титран-Экспресс», а также новое ферросплавное предприятие. Реализуется проект по возведению вагоностроительного завода с годовым объемом производства порядка 10 тыс. вагонов. Однако в связи с кризисом ферросплавный завод уже приостановил свою деятельность, да и реализация других проектов может оказаться под вопросом.

Второе по важности направление местной экономики – леспром. На территории одного из самых лесных районов Ленинградской области в последние полтора десятка лет появились три иностранных предприятия – финские UPM и Stora Enso и шведская мебельная фабрика Swedwood-Tikhvin.

Торговыми рядами в Гостином дворе управляет известный тихвинский предприниматель Игорь Фомин, генеральный директор местной швейной фабрики «Комацо», выпускающей продукцию по лицензии одного из старейших германских производителей Comazo. Отремонтировав историческое здание, Фомин организовал в нем фирменный магазин фабрики, а остальные площади сдал в аренду.

Сегодня фабрика «Комацо» – самостоятельное предприятие полного цикла с низкой зависимостью от кредитных ресурсов и постоянно расширяющейся сбытовой сетью. Приоритетным Игорь Фомин считает сегмент термобелья, в отношении которого у предпринимателя большие планы. «Мы развиваем совместный с Министерством обороны проект – уже осуществили первую поставку термобелья в объеме 20 тыс. комплектов», – говорит Фомин.

Закономерный вопрос: что держит инициативных людей в Тихвине? «Во-первых, многим не нравится ритм большого города. Во-вторых, как ни странно, именно в большом городе возможностей для полноценной реализации нет. Лучше быть головой мухи, чем хвостом слона. Здесь множество незаполненных ниш и совершенно отсутствует конкуренция», – рассуждает об истоках патриотизма тихвинских бизнесменов ведущий местной радиостанции Александр Дудин.

Недостаточные условия

Несмотря на наличие двух основополагающих факторов – туристического потенциала и инициативных людей, туризм в городе, входящем в Серебряное кольцо России, развивается медленно. После наплыва приезжих в 2004 году, когда сообщение о возвращении иконы в Тихвин прошло по всем центральным телеканалам, наступила стагнация. «Теперь группы приезжают стабильно. По выходным, бывает, принимаем по 15 групп, а группа может состоять из 50 человек», – свидетельствует Елена Иванова. Но сделать туризм по-настоящему важным для наполнения бюджета города направлением пока не удается.

«Вопрос упирается в деньги. Средства из областного и федерального бюджетов выделяются на реставрацию объектов областного и федерального значения, а наших средств не хватает. Например, на восстановление шлюзовой системы требуется порядка 120 млн рублей, а у нас бюджет по собственным доходам – всего 140 млн рублей, – сетует Константин Полнов. – Кроме того, есть масса организационных препятствий. В рамках действующего законодательства наше видение ситуации может быть одним, совета депутатов – другим, видение администрации района – третьим».

Нельзя сказать, что ничего в этом направлении не делается. С прошлого года администрация вплотную занялась продвижением одной из тихвинских фишек – музыкальных фестивалей. Елена Котова надеется, что следующий, десятый джазовый фестиваль (юбилейный) станет событием не только для его участников.

В 2007 году в рамках российско-финского проекта в Тихвине создали свой туристский центр. «В первую очередь он предназначен для неорганизованных туристических групп, которых, согласно статистике, сегодня приезжает больше, чем туристов организованных», – поясняет методист турцентра Вера Бондарева.

Но для того, чтобы Тихвин стал туристской меккой, этого явно недостаточно: ни единой концепции развития туризма, ни соответствующей городской программы пока нет. А самостоятельно, не заручившись поддержкой властей, вкладывать средства в этот бизнес предприниматели не решаются, считая проекты в сфере туризма нерентабельными.

«В здании Гостиного двора периодически появляются сувенирные магазины, но они даже не могут соответствовать требованиям по арендной плате. Открывать новые гостиницы при сезонном потоке туристов также не имеет смысла. При этом никакой целенаправленной работы городом в этой сфере не ведется, – отмечает Игорь Фомин. – Сегодня необходима единая концепция, в рамках которой могли бы действовать предприниматели, и составлена она должна быть на административном уровне».

«Пока предприниматели могут заработать в других отраслях, где деньги обернутся за гораздо более короткий период времени. Как только основные отрасли полностью закроются и каждый займет свое место, появятся люди, которые охватят практически не занятую ныне сферу туризма», – считает Елена Котова.

Успешный небизнес

Что-то позитивное получается только у монастыря, а именно – у специально организованной при нем паломнической службы. «В 2004 году, когда поток паломников значительно возрос, мы столкнулись с необходимостью создания особой структуры, которая занималась бы приемом заявок от паломников, их учетом, организацией экскурсионного обслуживания и питания, – рассказывает руководитель паломнической службы Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря иеромонах Венедикт (Шустов). – Для удобства и дабы соблюсти законодательство, с благословения и при непосредственном участии настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия мы оформили паломническую службу как общество с ограниченной ответственностью и даже получили лицензию на туроператорскую деятельность».

Поначалу паломническая служба самостоятельно формировала группы приезжающих. Но, как и любое предприятие, начинающее позиционировать себя на рынке, служба столкнулась с необходимостью существенных вложений в рекламу. «Мы не смогли конкурировать с крупными туристическими агентствами и с теми паломническими службами, которые работали при храмах на протяжении нескольких лет. Поэтому решили остановиться на обслуживании уже приехавших паломников и сотрудничестве с туркомпаниями и другими паломническими службами», – продолжает отец Венедикт.

На сегодня сложился круг туристических компаний, сотрудничающих с монастырем. А тот, в свою очередь, сосредоточил усилия на развитии инфраструктуры для приема паломников. Приехавшим предлагаются посещение монастырского приписного женского скита в деревне Сенно, что в 20 км от Тихвина, Антониево-Дымского мужского монастыря, молебен у Тихвинской иконы, экскурсия по монастырю с посещением звонницы и кельи монаха.

В монастырской трапезной можно отведать постный обед, в чайной – блины с икрой или рыбные пельмени. Есть и своеобразная гостиница, где могут остановиться люди, не имеющие средств для размещения в городских отелях. «Благодаря помощи компании „Российские железные дороги“ мы ввели в эксплуатацию купейные вагончики. В одном из них мы сделали душевую кабину, провели канализацию, свет. Это не ново, но тем не менее интересно. А главное – работает», – считает отец Венедикт.

Параллельные миры

Создается впечатление, что жизнь города и жизнь монастыря идут параллельно даже в плане обслуживания приезжающих людей. И это вполне объяснимо. «Изначально мы пытались работать совместно с городом над вопросами привлечения паломников, участвовали в различных выставках туристической направленности. Но потом переосмыслили свою позицию. Участие в выставках не отвечает нашим потребностям. Мы ничего не можем предложить для продажи: у нас нет иконописных или швейных мастерских, а стоять на выставке только с листовкой или газетой, которую мы, к сожалению, издаем с непостоянной периодичностью, не имеет смысла. При этом расходы на участие в выставках составляли значительную часть и без того небольшого бюджета паломнической службы», – объясняет отец Венедикт.

«Работа с паломниками – один из источников существования монастыря. И если для города развитие туризма на сегодняшний день не является важным источником дохода (мы не получим от него столько налогов, как от промышленного предприятия), то для монастыря он ключевой», – соглашается Константин Полнов.

Между тем паломничество – все-таки не бизнес. «Мы должны исходить из понятий духовности. И мы не должны зазывать людей рекламными щитами – мы должны их принимать. А зазовет их Божья Матерь, – уверен отец Венедикт. – Наша же деятельность должна заключаться в том, чтобы формировать новые объекты для осмотра в Тихвинском монастыре, обновлять меню монастырской паломнической трапезы и, самое главное, совершать богослужения, молебны, чтобы люди, приезжающие в монастырь, имели возможность помолиться перед тихвинской святыней – Чудотворно Явленной Тихвинской иконой Божьей Матери. В этом и состоит первоочередная задача монастыря».

Специфика ситуации в том, что монастырь привлекает паломников, а город должен привлекать туристов. А потому и заинтересованности в совместной деятельности у них немного. При этом в силу обозначенных выше причин большинство проектов, заявленных в администрации, остается на бумаге. Самобытность Тихвина как исторического и религиозного центра сегодня только начинает продвигаться. И неизвестно, удастся ли ему догнать в этом смысле другие исторические города, гораздо раньше озаботившиеся поддержанием своей туристической инфраструктуры и привлекательности.

Санкт-Петербург – Тихвин

У партнеров

    Реклама