Научно-атомное стремление

Москва, 14.09.2009
«Эксперт Северо-Запад» №35 (432)
Северодвинск не оставляет надежд стать наукоградом

Градообразующие предприятия Северодвинска – «Севмаш» и центр судоремонта «Звездочка» – совместно с администрацией города подали заявку в правительство России на присвоение Северодвинску статуса наукограда. Встать в один ряд с признанными российскими наукоградами Северодвинск пытается уже несколько лет. И сейчас как никогда близок к официальному научному признанию. Как полагают авторы заявки, это позволит возродить когда-то крупнейший в мире научно-исследовательский центр атомного судостроения. По приглашению руководства заводов летом этого года в городе побывала правительственная комиссия по научно-инновационной политике, которая и решит, быть Северодвинску наукоградом или нет. Однако некоторые специалисты считают затею с получением статуса уловкой для увеличения финансирования судостроительных компаний со стороны государства.

Все условия соблюдены

Как отметили в пресс-службе «Севмаша», Северодвинск соответствует всем требованиям, которые предъявляются законом РФ №122 «О статусе наукограда РФ». Население составляет 190 тыс. человек, из них более 40 тыс., или 21%, связаны с наукоемким производством (по условиям закона – не менее 15%), непосредственно около 6 тыс. участвуют в разработке новых технических решений. Объем научно-технической продукции в стоимостном выражении составляет более 76% (по закону – не менее 50%). Основные градообразующие предприятия – это крупнейший в России судостроительный комплекс «Севмаш», центр судоремонта «Звездочка», электромонтажные и приборостроительные предприятия «Арктика» и «Северный рейд», научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега».

Изначально Северодвинск проектировался как крупнейший в мире центр атомного подводного судостроения, включающий весь производственный цикл – от фундаментальных научных разработок до ходовых испытаний субмарин. Специалистами «Севмаша» созданы, испытаны и сданы в эксплуатацию более 200 ядерных энергетических установок четырех поколений. При комплектации активных зон, их испытаниях в составе ядерной энергетической установки применяется аппаратура для нейтронно-физических измерений, спроектированная специалистами службы ядерной безопасности «Севмаша».

Учеными «Севмаша» спроектирован единственный в судостроении стенд «Измеритель» для акустической доводки механизмов и систем подводных лодок на плаву. Также здесь создали уникальное стендовое оборудование для разработки и внедрения средств акустической защиты атомных подводных лодок (АПЛ), на котором проводятся исследования по определению виброшумовых характеристик корабельной арматуры и судового оборудования. На предприятии изобретены подшипники жидкостного трения для валопроводов, успешно применяемые при строительстве кораблей и судов практически всех классов и назначений. Именно на «Севмаше» разработаны известные во всем мире способы ручной сварки неплавящихся электродов в среде защитных газов, создана уникальная обитаемая установка «Атмосфера-2», которая позволяет выполнять сварку трубных узлов, а также изделий сложной конфигурации в среде аргона.

Лишь производственная функция?

После распада Советского Союза «Севмаш» стал одним из редких оборонных предприятий, сохранивших научный и инженерный потенциал. Он смог диверсифицировать производство и эффективно конкурировать в различных сегментах мирового рынка морской техники. Предприятие располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 тыс. кв. м. Возможности стапелей позволяют строить суда с шириной корпуса до 38 м и дедвейтом до 100 тыс. тонн, а различные плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы – шириной до 126 м и высотой до 100 м. Вес конструкций достигает 85 тыс. тонн. По многим параметрам «Севмаш» – уникальная верфь, не имеющая аналогов в мире.

С развитием военной промышленности в стране появились десятки НИИ и КБ, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области подводного судостроения. Головным предприятием ВМФ России стало ЦКБ морской техники «Рубин», которое отвечает за создание корпусов АПЛ, а разработчиком основных бортовых систем – Морское бюро машиностроения «Малахит». За северодвинскими верфями же оставили лишь производственную функцию.

Некоторые специалисты усматривают в стремлении «Севмаша» и «Звездочки» получить для Северодвинска статус наукограда спланированный PR-ход для дополнительного финансирования из федерального центра. «Идея непонятная. В России существует четко отлаженная конфигурация военного судостроения, включающая в себя головного разработчика, институты, занятые конкретными исследованиями в рамках своих зон ответственности, а также производственные базы, где все это воплощается в жизнь. По строительству подводных лодок крупнейшей такой базой в стране является „Севмаш“. Это предприятие действительно уникально и нуждается в поддержке государства, но при чем тут статус научного центра?» – недоумевает один из сотрудников «Малахита».   

Санкт-Петербург

Подводный флот в приоритете

ПО «Севмаш» – крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой – строительство атомных подводных лодок (АПЛ) для ВМФ. Завод объединяет в своей структуре более 100 подразделений, его территория – более 300 га. На этом градообразующем предприятии работает более 25 тыс. человек. За 70 лет корабелами Северодвинска сдано 128 новых АПЛ, модернизировано – более 100. На «Севмаше» построили первую подлодку с атомной энергетической установкой «Ленинский комсомол»; самую быструю в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов «К-162», достигшую скорости 83,4 км в час в подводном положении; самый большой в мире тяжелый подводный крейсер класса «Тайфун», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса; самую глубоководную АПЛ «Комсомолец», установившую мировой рекорд погружения – 1 тыс. м, не превзойденный до сих пор. 

У партнеров

    Реклама