Пять в кубе

Спецвыпуск
Москва, 08.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №9 (455)
Чтобы развивать туризм, Петербургу недостаточно собственных усилий. Требуется внятная федеральная политика в этой отрасли

Петербургские власти разрабатывают новую программу развития туризма на 2011-2016 годы. В ней должны быть учтены как достижения, так и упущения аналогичной программы, рассчитанной на 2005-2010 годы и получившей условное название «5х5х5», что означает, что через пять лет (в 2010 году) город на Неве ежегодно будет принимать 5 млн туристов и займет пятое место среди ведущих европейских туристических центров.

Почти на пятерку

По информации председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Алексея Чичканова, Северную столицу в прошлом году посетили 5 млн туристов. По его словам, снижение этого показателя не отмечено, в то время как в европейских городах падение туристического потока составило около 7%. Таким образом, одна из задач, решаемых городскими властями в рамках программы развития туризма, была выполнена.

А вот что касается цели – занять пятое место среди туристических центров Европы, – она так и остается актуальной. По данным статистики Всемирной туристской организации (UNWTO) за 2009 год, по количеству иностранных туристов Петербург не попал даже в первую десятку: на первом месте – Лондон (15,64 млн), далее – Париж, Рим, Барселона и Дублин, а на девятом месте – Москва (3,7 млн), затем, замыкая десятку, – Вена (3,34 млн), а Петербург – на 11-м месте (3,21 млн).

Гостиница

Самых существенных результатов удалось добиться в инфраструктурных проектах. В первую очередь это относится к расширению гостиничного фонда. Так, в частности, в 2008 году были введены в эксплуатацию 1295 номеров, а в 2009-м – 1404. Это лучшие показатели не только с момента начала реализации программы развития гостиничной инфраструктуры, но и за всю историю города, за исключением предолимпийского 1979 года («Прибалтийская» и «Пулковская» на 2040 номеров).

В конце 2009 года в городе функционировало уже 622 гостиницы на 26 тыс. 916 номеров, или 55 тыс. 774 места, в том числе 120 гостиниц, 467 мини-гостиниц (до 50 номеров) и 34 хостела. Распределение номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга по классам структурно близко к показателям европейского гостиничного рынка крупнейших туристических центров (Лондона, Парижа, Дублина, Рима и Амстердама).

На рынке гостиничных услуг имеется и другая положительная тенденция: не только растет номерной фонд, но и повышается качество предоставляемых услуг. Это происходит в значительной степени за счет появления за последние годы в городе крупных международных гостиничных операторов (Kempinski, Corinthia, ACCOR, Rezidor SAS, Sokos Hotel, Marriott, Reval Hotelligrupр). В ближайшее время планируют выйти на петербургский рынок также операторы Starwood (бренд W), Four Seasons Hotels & Resorts и целый ряд других.

Однако с учетом специфики Петербурга для дальнейшего развития потребуется увеличение числа трехзвездочных отелей для удовлетворения спроса российских туристов и гостиниц категории «люкс», которых пока тоже недостаточно.

В период кризиса из-за резкого сокращения туристских расходов произошло снижение показателей загрузки гостиниц и их доходности. По информации Алексея Чичканова, это привело к тому, что в большинстве отелей города произошло снижение загрузки в среднем на 20%, что отчасти объясняется запоздалой реакцией на кризис в части снижения цен. Еще осенью 2008 года Комитет по инвестициям и стратегическим проектам совместно с Российским союзом туриндустрии призывал гостиницы совместно провести рекламную кампанию, объявив о снижении цен на размещение, как сделали многие европейские города. Однако эта идея тогда не нашла поддержки и в результате часть потенциальных туристов была потеряна. При этом снижение отелями цен во втором полугодии 2009 года положительно сказалось на приросте числа гостей.

Недолет

Оценивая объективно развитие туристической индустрии города, следует отметить очевидную диспропорцию в темпах строительства гостиниц и основных объектов транспортной инфраструктуры Петербурга. Главным препятствием для увеличения турпотоков является низкая пропускная способность аэропорта «Пулково». Проект его развития до уровня международного хаба, принимающего до 22 млн человек в год, был утвержден лишь в 2009 году. Ввод первой очереди запланирован лишь на 2013-й, что не позволит до этого срока существенно нарастить пассажиропоток.

Кроме того, правительству города не удалось привлечь достаточное количество дешевых авиаперевозчиков и снизить стоимость полетов в город. За прошедшие годы в Петербург начали регулярно летать такие компании Low Cost, как Germanwings, AirBerlin, Norwegian, airBaltic и др. Правда, цены для пассажиров, бронирующих билеты на них из России, существенно выше, чем при бронировании из других стран Европы, так как это было условием российских авиационных властей для допуска дискаунтеров на отечественный рынок.

Таким образом, за время выполнения программы «5х5х5» городу пока не удалось выполнить один из ее ключевых пунктов, связанных с авиасообщением.

Помимо авиасообщения европейские центры туризма имеют хорошее железнодорожное и автомобильное сообщение с остальными населенными пунктами Европы. Петербург же не использует свою географическую близость к Европе, так как автомобильные пограничные пункты пропуска на границах с Финляндией и Эстонией давно работают на пределе возможностей и ожидание в очереди может продлиться от нескольких часов до суток, что усугубляется неудовлетворительной работой пограничной и таможенной служб.

Не по небу, так по воде

Важным инфраструктурным проектом стало введение первой очереди Морского пассажирского порта на Васильевском острове (первый круизный лайнер пришвартовался к новому терминалу в сентябре 2008 года), которое позволило увеличить количество заходов в город круизных судов. В прошлом году именно за счет увеличения на 30% числа туристов, прибывающих в Петербург на круизных лайнерах, удалось сохранить докризисный уровень турпотока. В результате в навигацию 2009 года, несмотря на кризис, город принял рекордные 428,5 тыс. туристов – пассажиров морских круизных судов (в 2008-м – 396 тыс., в 2007-м – 299 тыс.), 244 тыс. из которых прибыли в Морской пассажирский порт.

Туристов могло быть и больше, но из-за кризиса в прошлом году не удалось запустить паромный туризм. По словам городских чиновников, переговоры с зарубежными паромными операторами продолжаются. В январе в Хельсинки на пресс-конференции начальник Управления по туризму Марианна Орджоникидзе сообщила, что в апреле 2010 года впервые в истории открывается безвизовое паромное сообщение между Россией и Финляндией. Если учесть, что в декабре 2008 года по инициативе Санкт-Петербурга в федеральный закон были внесены изменения, предусматривающие распространение безвизового режима (в течение 72 часов) на пассажиров паромов, как и на туристов круизных судов, то теперь можно ожидать, что поток туристов, прибывающих по морю, хоть как-то компенсирует отсутствие роста потока авиапассажиров. Паромный оператор St. Peter Line, зарегистрированный в Евросоюзе, планирует совершать пять рейсов в неделю из Санкт-Петербурга и Хельсинки и перевозить до 500 тыс. пассажиров за 2010 год.

Правда, ожидаемый поток туристов, прибывающих по морю, может сегодня привести к транспортному коллапсу в центральной части города, так как из-за кризиса строительство переправ с Васильевского острова отложено на неопределенный срок, а темпы строительства Западного скоростного диаметра, который, по проекту, должен иметь связь с Морским пассажирским портом на Васильевском острове, отстают от запланированного графика. Это может стать серьезным препятствием для дальнейшего роста числа круизных и паромных пассажиров: имеющиеся переправы уже не справляются с транспортными потоками между Васильевским островом и центром Петербурга.

Таким образом, в цепочке вопросов, связанных с инфраструктурой туризма, которые сформулированы в программе (прибытие в город – проживание – питание – развлечения – прочие) и требуют оперативного решения, пока не решен главный – доставка туристов в город. На его решение потребуется еще какое-то время.

Работа над отдыхом

По мере реализации программы «5х5х5» стало очевидно, что все поставленные задачи выполнить не удастся. Алексей Чичканов выделил несколько основных направлений развития Санкт-Петербурга как туристического центра. «Пассажиры паромов и круизных лайнеров могут в течение 72 часов находиться на территории России без визы. Мы выступаем за то, чтобы данные правила распространялись и на туристов, путешествующих авиатранспортом», – пояснил он.

Также городские власти считают целесообразным введение нового сбора с туристов – «сити-такс» – в размере 1-2 евро в день. Этот сбор предполагается взимать с постояльцев гостиниц, в том числе с российских граждан. Поступления от него пойдут на развитие туристической сферы и реставрацию памятников. Проект поправок в налоговое законодательство по этому вопросу власти Петербурга планируют подготовить весной.

По мнению Чичканова, важно изменить миграционное законодательство в части регистрации иностранных туристов. Кроме того, необходимо повышение ценовой доступности Петербурга для туристов, в том числе снижение стоимости прибытия в город и размещения в гостиницах. В Европе уже 21 страна снизила НДС для своих отелей до уровня 5-7%. При этом в России в 2009 году увеличились тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги для гостиниц на 20-25%. Поэтому в готовящихся изменениях и дополнениях к Программе развития гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга запланирован ряд мер по снижению общих затрат гостиничных объектов, а также налогового бремени.

Кроме того, необходимо активно привлекать туристов в низкий сезон за счет проведения мероприятий международного уровня, включая как организацию новых событий, так и привлечение в Петербург значимых мероприятий, имеющих международное признание. Не менее важно продвижение этих мероприятий на международном туристическом рынке. В частности, Алексей Чичканов предложил создать календарь событий, чтобы турфирмы могли планировать потоки туристов, а конгрессные и выставочные мероприятия не пересекались. Работа по созданию такого календаря может быть начата во второй половине 2010 года.

Все эти меры и задачи, в большинстве долгосрочные, учитываются в новой программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2011-2016 годы, отметил Чичканов. Для обеспечения преемственности и последовательности в развитии туризма необходимо разработать и утвердить программу на период до 2016 года и предусмотреть ее финансирование. Важность продолжения активного развития туристской отрасли обусловлена ее существенным вкладом в экономику города. На сегодняшний день без учета мультипликативного влияния туристских расходов на другие отрасли экономики региона он оценивается в 115 млрд рублей.

Таким образом, для развития туризма необходимы не только усилия городских властей, но и внятная государственная политика в сфере туризма. Петербург сегодня априори является международным туристическим центром. Суть вопроса в том, насколько эффективно Северная столица сможет использовать это преимущество.  

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (455) 8 марта 2010
    Утилизация автомобилей
    Содержание:
    Не корысти ради

    Бизнесу есть смысл поддержать программу утилизации автомобилей «огнем и маневром» хотя бы для того, чтобы дать пример успешного опыта в управлении рынком путем стимулирования спроса

    Реклама