Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Осадок от концепций

2010

Очередной пересмотр концепций таможенного оформления при одновременном создании Таможенного союза может переориентировать импортный грузопоток России на Белоруссию и Казахстан

Высшие таможенные чиновники неоднократно заявляли о том, что 2010-2011 годы будут ключевыми в реализации Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе. Однако начало ее внедрения совпало с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Все это привело к изменению системы таможенного администрирования.

Все перемены бизнес ощутил на себе по полной. Первые сложности у компаний Северо-Запада, ведущих активную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), возникли уже в начале года. Теперь, по мере реорганизации Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), у участников ВЭД возникли новые трудности. В частности, в связи с ликвидацией в соответствии с приказами Федеральной таможенной службы России двух таможенных постов – Выборгского и Пискаревского – изменились логистические схемы в Петербурге. На юге города образовались огромные пробки из грузовиков, время оформления значительно увеличилось, а расходы участников ВЭД существенно выросли. По мнению бизнесменов, участвовавших в круглом столе «Диалог государства и участников ВЭД. Власть должна знать позицию бизнеса», состоявшемся в Санкт-Петербурге, концепция, созданная в 2008 году и реализуемая без утверждения правительством РФ, не учитывает объединение России, Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз.

Пусть заработают соседи

При всех геополитических плюсах этого объединения многие импортеры могут предпочесть растаможивать грузы в Белоруссии и Казахстане. «С закрытием Пискаревского и Выборгского постов на 20% сократился грузопоток на Санкт-Петербургскую таможню. Это значит, что где-то он должен был увеличиться – на Выборгской, Кингисеппской или Балтийской таможне. Но этого не произошло. Значит, с 1 июля все оформление перейдет в Белоруссию. Потери соизмеримы с 30% импортной пошлины, а это убытки 5 млрд долларов, которые понесет наше государство», – предполагает председатель совета директоров компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс. По его словам, недавно чиновники озвучили новую причину закрытия таможенных постов в Северной столице – увеличение потоков грузов в адрес петербургского порта. Однако Кисс считает, что при этом не учитывается начавшаяся работа по созданию новых маршрутов контейнерных поездов «Викинг» (Клайпеда – Минск – Одесса) и «Меркурий» (Клайпеда /Калининград – Минск – Москва).

«Таким образом, доставка импорта будет осуществляться в обход России, через Белоруссию, и до 40% импортных грузов с финского направления уйдет в соседнюю страну, где на границе с Польшей уже началось сооружение терминалов. Китайские грузы уйдут с моря на колеса. Известно, что на казахско-китайской границе идет строительство четырех терминалов», – напоминает Кисс. Если учесть, что, например, стоимость двухнедельного ожидания растаможки рефгруза сопоставима с ценой самого груза, то бизнес будет вынужден искать более дешевые способы доставки товара. Однако от этого в плюсе будет уже не российский, а белорусский, китайский, казахский и прибалтийский бизнес.

Отучить от ГЧП

Таможенное оформление – это не только пошлины в бюджет, которые распределяются между странами – участницами союза, но и инфраструктура – склады временного хранения, а значит, рабочие места и налоги. Однако маловероятно, что бизнес вновь решится на крупные инвестпроекты по строительству терминально-складских мощностей, ведь нет гарантий, что при смене чиновника вновь не изменится и концепция.

Как рассказал директор по инвестициям корпорации «Стерх» Константин Крутцов, в рамках предыдущей таможенной концепции, предусматривавшей вывод таможенно-складксих терминалов к КАД (и закрытие небольших таможенных терминалов и создание крупных), компания с 2006 года начала строить терминал «Осиновая Роща». «Этот проект мы обсуждали и согласовывали и с городскими властями, и с таможенными службами, после чего и приобрели участок 60 га в Осиновой Роще. В настоящее время мы используем 17-20 га, а зона для таможенного контроля – 11 га», – говорит он. В период пиковых нагрузок (в сентябре 2008 года) терминал принимал по 900 машин в день, в результате ни одна фура не находилась в городе и не создавала проблем для дорожной сети. «Поскольку все работы постоянно согласовывались с городом и таможней в рамках существующей концепции, о закреплении гарантии со стороны госорганов мы не подумали. Мы были уверены в успешности проекта», – отмечает Крутцов.

В марте стало известно о закрытии Выборгского таможенного поста, работающего на территории терминала. При этом в рамках проекта в настоящее время компания возводит складские помещения для хранения охлажденных продуктов (25-28 тыс. тонн). К настоящему времени «Стерх» только в строительство холодильника инвестировал 400 млн рублей и планирует вложить еще столько же. Осенью объект должен быть завершен. Однако 18 мая 2010 года Выборгский таможенный пост прекращает существование, а грузопоток уже переориентирован на Шушары. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 250 млн долларов, но в этом денежном потоке учтена выручка от аренды помещений и нормальной работы терминала с учетом таможенного оформления, посетовал Крутцов.

Похожая ситуация сложилась и у компании «Транссфера». По словам ее генерального директора Сергея Скорика, о закрытии Пискаревского таможенного поста стало известно лишь за неделю до этого события. «На терминале работают 190 человек, я должен уведомить их об увольнении за два месяца», – негодует он. В городской бюджет было внесено 5 млн долларов только за присоединение к инфраструктуре, плюс компания вложила средства в дороги, подстанции, складские помещения. Одним приказом «перечеркнули 52 млн долларов инвестиций», – констатирует Скорик. Теперь же, после закрытия таможенного поста, непонятно, как будет окупаться этот проект. Такое «государственно-частное партнерство» явно не устраивает бизнес, и сложно представить, что он откликнется на новую концепцию таможенных структур – покупку земли у границ для строительства новых терминалов.

Так, «Стерх» уже приостановил работы по поиску земельного участка у границы. «Участки у границы предлагаются лоскутные, на переоформление земли и согласование потребуется около четырех лет, на строительство терминала – 14 месяцев, а инфраструктуры нет, поэтому мы прекратили изучать этот вопрос», – поясняет Крутцов.

А ведь в конце марта уже уволенный начальник Санкт-Петербургской таможни Владлен Иванов успокаивал, что с закрытием 18 мая Выборгского, а 3 июня – Пискаревского таможенных постов сложностей с оформлением грузов не возникнет. В регионе деятельности таможни будут работать 10 таможенных постов (Южный, Шушарский, Красносельский, Гатчинский, Юго-Западный, Волховский, Киришский, Приозерский, Василеостровский и Автомобильный). Однако, как оказалось, оставшиеся таможенные посты способны обслуживать лишь по нескольку десятков грузовиков, поэтому никак не удается ликвидировать очереди к Шушарскому и Красносельскому таможенным постам. Они просто не в состоянии обработать все поступающие грузы. На что СЗТУ уже в апреле распространило новое заявление, в котором вновь обращает внимание участников ВЭД и транспортно-логистических компаний на необходимость изменения маршрутов грузовых и товарных потоков в связи с переносом таможенного оформления к границе.

В СЗТУ признают: «Несмотря на своевременное предупреждение со стороны таможенных органов Северо-Запада, с начала марта текущего года участники ВЭД и транспортно-логистические компании продолжают направлять грузы в Петербург, где в настоящее время работают всего пять таможенных постов – Шушарский, Южный, Красносельский, Юго-Западный и Гатчинский. Таможенное оформление там осуществляется с 8 до 22 часов ежедневно. Выходные дни отменены, увеличена штатная численность. Однако даже при дополнительных мерах посты не в состоянии оформить ажиотажный поток желающих. Кроме того, скапливающийся транспорт затрудняет функционирование инфраструктуры мегаполиса и создает неудобства для петербуржцев». Почему вдруг таможенные структуры решили, что поток ажиотажный? Ведь он такой же, как и всегда.

По данным СЗТУ, созданы все условия для таможенного оформления на внутренних постах Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Себежской и Новгородской таможен, куда и следует направлять грузовой поток. Однако участники круглого стола утверждают, что переориентировать груз с одного поста на другой непросто, так как при заполнении инвойса (грузовой таможенной декларации) указывается адрес конкретного таможенного поста. Документы можно переделать только на таможне отправителя, которая находится в стране, из которой отправлен груз. Поэтому быстро, как по мановению волшебной палочки, переориентировать груз не получится, что и приводит к формированию очередей. Бизнес не верит, что ситуацию удастся решить в скором времени. Так как если импорт и будет перенаправлен на предложенные СЗТУ таможенные посты, то очереди останутся, но уже не в Петербурге, а на других постах Северо-Запада и на границе.

Участники ВЭД скептически относятся к обещаниям таможенников построить в рамках новой концепции терминалы близ границы. Напомним, что в январе текущего года начальник СЗТУ Назил Галикеев рассказывал, что в дополнение к открытым в 2009 году на Северо-Западе трем терминалам – на Выборгской таможне, в Бурачках (граница с Латвией) и в городе Багратионовске Калининградской области (граница с Польшей) – планируется создать 10 новых таможенных складов.

Между тем три названных терминала изначально были крупными коммерческими логистическими комплексами. Таможне не пришлось вкладывать средства в их строительство. Тогда глава СЗТУ уверял, что ведется работа по проектированию и отводу земель и привлечению частных инвесторов. Однако кто теперь вновь поверит в концепцию и решится в ней поучаствовать без гарантий со стороны государственных структур, пока непонятно.

Лучше хором

В любом случае, пока предприниматели пытаются оптимизировать бизнес, ведь простой одного грузовика приносит убытки в среднем 300 евро в сутки. Но до бесконечности грузовладельцы не могут вкладывать свои риски в стоимость импортного товара, так как и покупательная способность россиян отнюдь не увеличивается. Чтобы инициативы таможенных структур по реализации концепции или оптимизации работы Федеральной таможенной службы не отражались на ВЭД, ее участники на круглом столе решили обратиться с письмом к вице-премьеру России Игорю Шувалову.

Кроме того, предприниматели решили создать гильдию. Объединив усилия, участники ВЭД рассчитывают не только обмениваться опытом и оказывать друг другу действенную поддержку, но и влиять на принятие властями решений в области таможенного регулирования.   

Санкт-Петербург

Фото: Елена Пальм

«Эксперт Северо-Запад» №16-17 (462)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама