Преемник антарктического флагмана

Русский бизнес
Москва, 11.04.2011
«Эксперт Северо-Запад» №14 (510)
Новое научно-экспедиционное судно ледового класса «Академик Трешников» для Российской антарктической экспедиции спущено на воду. На протяжении последних 20 лет таких судов Россия не строила. Закладка следующего возможна в 2013-2014 годах

Фото: Виктор Степанян

Россия продолжает усиливать свое присутствие в полярных широтах. В 2011 году в состав отечественного научного флота должно войти спущенное в марте на воду со стапеля «Адмиралтейских верфей» научно-экспедиционное судно (НЭС) «Академик Трешников», которое заменит действующий флагман антарктических операций – НЭС «Академик Федоров».

Судно «Академик Трешников» построено в рамках Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года, утвержденной в 2010-м. Как ранее рассказывал министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, стратегия предусматривает создание пяти судов, проектирование и ввод в эксплуатацию самолета «ИЛ-114-100Т» на колесно-лыжном шасси, реконструкцию восьми полярных станций и сезонных баз.

Контракт на строительство между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и «Адмиралтейскими верфями» стоимостью 5,3 млрд рублей подписан в 2008 году, судно заложено в июле 2009-го. В задачи «Академика Трешникова» входят доставка груза и замена персонала антарктических станций, проведение научно-исследовательских работ (на борту разместятся восемь лабораторий) в области океанологии, геофизики, метеорологии и морского льда, вывоз отходов и мусора из Антарктики.

Для решения этих задач КБ «Балтсудопроект» (входит в состав ЦНИИ им. Крылова) спроектировало судно как многоцелевое – сочетающее качества сухогруза, танкера, носителя бортовых вертолетов, пассажирского и исследовательского судна, способного обеспечить комфортную работу в условиях и антарктических, и тропических морей. Высокая категория ледовых усилений Arc7 по классификации Российского морского регистра судоходства обеспечивает ему возможность самостоятельно ходить во льдах толщиной более 1 м.

Как отмечают в Росгидромете, первый рейс в Антарктику «Академик Трешников» совершит осенью 2012 года, что позволит России вернуться к исследованию тихоокеанского сектора Антарктики – самого малоизученного уголка планеты. Будет восстановлено ежегодное обеспечение деятельности российской антарктической станции «Беллинсгаузен», расконсервирована закрытая в 1989 году станция «Русская» – единственный пункт мониторинга различных природных процессов в радиусе нескольких тысяч километров, а также место для выполнения важных прикладных задач, таких как обеспечение спутниковой навигационной системы «ГЛОНАСС».

Триколор возвращается

Подобные «Академику Трешникову» НЭС считаются очень сложными в техническом отношении, и Россия впервые создает такую технику своими силами. Отечественный судпром во времена СССР делал упор на военное кораблестроение и формированием научного флота практически не занимался. Исключение – строительство плавучих измерительных пунктов для обеспечения космических полетов, а также переоборудование под научные цели торговых судов. Основной научный флот для Советского Союза создали другие социалистические страны, в первую очередь – Германская Демократическая Республика.

После развала СССР строительство и модернизацию НЭС заморозили из-за нехватки бюджетных средств. Так что сегодня научно-экспедиционную работу во льдах ведут лишь два судна постройки 1980-х годов – «Академик Александр Карпинский» и «Академик Федоров».

Замена устаревшего «Академика Федорова» более современным и надежным судном расширяет возможности России по обеспечению научной, экономической, военной деятельности в полярных широтах, но не меняет ситуацию в корне: необходимо строительство серии таких НЭС. Однако, как сообщили в Росгидромете, в бюджете 2011 года денег на строительство следующего судна нет, оно будет заложено предположительно в 2013-2014 годах.

Западные страны также активизировали исследования на полюсах. Во многом это обусловлено значительными изменениями климатических условий, происходящими в последние два десятилетия, интересом к освоению минеральных ресурсов, а также потенциальной привлекательностью трансарктических перевозок.  

Санкт-Петербург

Человек и пароход

Новое судно носит имя полярного исследователя академика Алексея Трешникова, который участвовал в открытии подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане, а в декабре 1957 года основал внутриконтинентальную станцию «Восток».

Технические характеристики

Длина – 133,6 м, ширина – 23 м, высота борта – 13,5 м, осадка – 8,5 м, дедвейт – 5580 т. Скорость хода в открытой воде – 16 узлов, во льдах толщиной 1,1 м – 2 узла. Автономность плавания – 45 суток, дальность – 15 тыс. миль. Экипаж – 60 человек, количество пассажиров (экспедиция) – 80 человек. На борту размещаются два вертолета «Ка-32».

У партнеров

    Реклама