Общество

Москва, 30 июл, среда

Без остановки

«Эксперт Северо-Запад» №15 (511) 18 апр 2011, 00:00

Рост цен и спроса на глобальных газовых рынках открывает Штокмановскому проекту зеленый свет

Компания-оператор Shtokman Development (51% акций принадлежат «Газпрому», 25% – французскому концерну Total и 24% – норвежскому Statoil) не смогла выполнить свое обещание и принять в первом квартале 2011 года окончательное инвестиционное решение о сроках разработки Штокмановского месторождения. Более того, накануне заседания совета директоров Shtokman Development на минувшей неделе вокруг проекта образовалась путаница. Выдвигались версии, что проект будет снова сдвинут или даже заморожен до лучших дней. Были также предположения, что в лучшем случае партнеры ограничатся созданием трубопроводной части проекта, а строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) положат под сукно.

Виной тому – все та же «сланцевая революция» в США, избыток ближневосточного СПГ на европейском рынке и слишком низкие спотовые цены. Кроме того, часть экспертов посчитали, что «Газпрому» выгоднее развивать проекты добычи на Ямале (например, Бованенковское месторождение), так что его заинтересованность в Штокмане пропала. Однако хотя риски реализации столь сложного и дорогостоящего проекта по-прежнему велики, нет оснований для панических настроений.

Важность преференций

Накануне заседания совета директоров Shtokman Development глава Statoil Хельге Лунд еще раз обозначил приоритеты концерна на российском рынке. Он подчеркнул, что Statoil по-прежнему рассматривает Штокман как главный проект в России, поэтому здесь особенно «важно продемонстрировать успешность сотрудничества». «Наша деятельность в России в первую очередь связана со Штокманом: это большой и сложный проект, поэтому необходимо показать, что мы можем его успешно реализовать и при этом чему-то научиться. Важно заявить, что наш главный приоритет – чтобы проект состоялся», – пояснил Лунд агентству Bloomberg. Он сформулировал задачу заседания совета директоров Shtokman Development следующим образом: «Мы готовы к полномасштабному развитию технической концепции, а затем будут определены необходимые условия инвестиций, то есть все данные для коммерческих и налоговых расчетов».

Вероятно, Хельге Лунд не зря остановился на налоговом аспекте, поскольку Statoil и прежде говорил о необходимости снижения фискальной нагрузки на проект. Директор концерна по развитию и работе на международных рынках Петер Мелбю отмечал, что Shtokman Development будет ходатайствовать о таких же налоговых льготах, которые предоставлены проектам на Ямале. Он имел в виду проект «Ямал СПГ», который реализуют на Южно-Тамбейском месторождении «НОВАТЭК» и Total. Для проекта предусмотрена нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С Мелбю соглашался глава российского представительства Statoil Ян Хельге Скуген: «Штокману необходимы огромные инвестиции. Сегодняшний уровень издержек требует значительных налоговых послаблений с российской стороны, чтобы проект стал окупаемым. Такие шаги были предприняты норвежскими властями в отношении месторождения Снёвит, что пошло на пользу всему обществу».

Возможно, снижение налоговой нагрузки на Штокман и пойдет на пользу российскому обществу, но в этом необходимо убедить власти РФ. Заместитель директора Института им. Фритьофа Нансена Ариль Му полагает, что Штокмановский проект представляет собой национальный интерес, поэтому в его продвижении заинтересован не только «Газпром»: «Вопрос освобождения от налогов решится быстро, если этого захотят власти». Отметим, однако, два важных обстоятельства. Во-первых, руководство «НОВАТЭКа» представило российскому правительству инвестиционное решение, где показало низкую рентабельность проекта при стандартной налоговой нагрузке. А во-вторых, отмена НДПИ возможна только при создании мощностей, производящих СПГ, а не трубопроводный газ. Поэтому «Газпрому» так и не удалось добиться отмены НДПИ на Бованенковском месторождении – крупнейшем на Ямале.

Страшный сон Медведева

Проект постройки завода по производству СПГ – один из самых спорных в Штокмановском проекте и многими экспертами ставится под сомнение. Если производство трубопроводного газа решает проблему наполнения трубопровода Nord Stream, то СПГ предполагалось поставлять на рынок США, где случилась «сланцевая революция». Так считает, например, председатель совета директоров компании PetroArctic Арвид Йенсен: «Партнеры настойчиво работают над тем, чтобы получить налоговые послабления на Штокмане, как это в свое время было сделано на Снёвите. По моему мнению, приоритет будет отдан трубопроводному газу, тогда как о строительстве завода по производству СПГ можно говорить со значительно меньшей определенностью».

Сомнения Йенсена (да и не только его) решительно развеял заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев. На конференции в Лондоне он заявил, что окончательное инвестиционное решение по Штокмановскому проекту будет утверждено одновременно и для трубопроводной его части, и для СПГ. Точную дату Медведев не назвал, но подчеркнул, что точка в этом вопросе будет поставлена в нынешнем году. Возможность отказа от мощностей по производству СПГ в Териберке он категорически отверг. «Даже в страшном сне не могу представить, что Штокман будет построен без СПГ», – цитирует его агентство Bloomberg.

Строительство завода СПГ для «Газпрома» важно не только с точки зрения вероятных налоговых преференций. Дело в том, что на другом месторождении полуострова Ямал, Харасавэйском, пришлось отказаться от сжижения газа из-за сложнейших погодных условий в Карском море. Поэтому у «Газпрома» просто не остается реальных проектов по сжижению газа, за исключением «Сахалина-2». А тут еще конкурент – «НОВАТЭК», который собирается реализовать «Ямал СПГ» в 2016 году, то есть на два года раньше Штокмана. Как сообщал Bloomberg, глава Total Кристоф де Маржери в июне прошлого года жаловался премьер-министру Владимиру Путину на задержки в реализации Штокмановского проекта. Де Маржери ставил в пример «НОВАТЭК», который оперативно принял инвестиционное решение по проекту «Ямал СПГ».

Statoil, со своей стороны, намерен развить на Штокмане опыт, полученный на Снёвите. «Мы в первую очередь нацелены на получение взвешенного и законченного Штокмановского проекта. Shtokman Development разработал стратегию, в соответствии с которой он делится на две части. Первая и более ранняя – поставка трубопроводного газа, а затем – строительство предприятия по производству СПГ. Инвестиционное решение по первому направлению последует в первом полугодии 2011-го», – поведал Хельге Лунд норвежскому изданию Teknisk Ukeblad.

Отказ от производства СПГ на Штокмане – не самая плохая новость, сопровождающая очевидный информационный вакуум вокруг проекта. Ряд экспертов предположили, что в обстановке снижения спроса на газ «Газпрому» выгоднее развивать проекты на Ямале. Ведь только одно Бованенковское месторождение должно обеспечивать 115 млрд кубометров газа в год, а на всем Ямале планируется добывать к 2030 году целых 360 млрд. «Необходимость увеличивать производство газа уже не давит на Россию так, как несколько лет назад. Спрос снизился как на европейском, так и на российском рынке. Поэтому вопрос в том, не предпочтет ли „Газпром“ добывать природный газ на полуострове Ямал вместо Штокмана», – объясняет Ариль Му.

Вместе, а не вместо

Слухи о переориентации со Штокмана на Ямал косвенно подтверждались информацией о том, что в проект «Ямал СПГ» пригласят и Statoil. Хельге Лунд, однако, эту информацию не подтверждает: «Что касается Ямала, там пригодятся наши знания в области добычи на шельфе, но в первую очередь мы нацелены на Штокман. Глупо думать, что нефтяная промышленность откажется от хороших предложений. Но мы подчеркиваем, что наше внимание сосредоточено на Штокмане».

Ариль Му, со своей стороны, затрудняется определить, насколько достоверна информация о проектах на Ямале. «Объявление о такого рода сотрудничестве должно смягчить отрицательный эффект для Statoil, если Штокмановский проект окажется заморожен. В настоящее время вокруг регламента разработки Ямальских месторождений полная неопределенность. Летом этого года будут произведены бурения по периметру гигантского Харасавэйского месторождения, которое находится в прибрежной зоне к северо-западу от полуострова», – поясняет он. И отмечает при этом, что месторождения на Ямале легче осваивать с технической точки зрения, но они расположены дальше от европейских рынков сбыта.

Генеральный секретарь норвежского Баренц-секретариата Руне Рафаэльсен отвергает опасения относительно предпочтения Ямала Штокману. Он рассказал о масштабных работах, которые осуществляют подрядчики «Газпрома» в Териберке – месте строительства завода по производству СПГ. «На днях заключен контракт на создание вертолетной площадки на Штокмановском месторождении. В Териберке ведутся большие дорожные работы для обеспечения проекта, в которые „Газпром“ уже вложил сотни миллионов рублей. Все это показывает, что российский концерн верит в проект», – убежден Рафаэльсен. Он считает, что «Газпрому» важны и Штокман, и Ямал, а откладывать баренцевоморский проект дальше некуда: «Уже было несколько задержек, главным образом из-за неопределенности, связанной со сланцевым газом. Но газовые цены поднимаются, а мировой спрос на энергию не уменьшается».

При этом он уверен, что «Газпрому» необходима иностранная помощь: «Русским требуются знания в сферах логистики, подводной добычи и тому подобных ноу-хау. Вся инфраструктура, связанная с проектом, демонстрирует, что они полностью зависят от иностранной компетенции. Поэтому старые недруги, такие как ВР, снова превращаются в друзей».

Ариль Му согласен с тем, что партнеры больше не станут тянуть с принятием решения. «„Газпром“, Statoil и Total вскоре разрубят гордиев узел. Очень дорого держать такой проект в подготовительном режиме. Думаю, окончательное решение появится в течение года, но не могу сказать, в каком месяце», – заявил он агентству новостей NTB. Когда принятие инвестиционного решения было отложено на год, это объясняли неопределенностью на газовом рынке. Но, полагает Му, за последний год фундаментальных изменений здесь не произошло. «Самые большие трудности все время заключались в технической стороне проекта, и было необходимо постоянно заниматься снижением издержек, чтобы он стал рентабельным. Для таких больших проектов, как Штокман, это главный вызов», – утверждает Ариль Му.

Обратный отсчет

Как сообщает заместитель главы «Газпрома» Валерий Голубев, Total и российский концерн действительно разработали разные схемы транспортировки и разделения добытого на месторождении сырья. Total предлагает отделять газ от конденсата на берегу, а «Газпром» – на добычном судне. Однако столь важное с технической точки зрения решение не принципиально для принятия главного решения – быть или не быть проекту. Его рентабельность зависит в первую очередь от прогноза развития глобальных рынков. А прогноз, если верить специалистам Statoil, однозначно благоприятный. В настоящее время спрос на газ в Европе постепенно возвращается на докризисный уровень, а в Азии растет рекордными темпами.

«Это верно, что спрос на газ в Европе почти вернулся на уровень, предшествовавший финансовому кризису. Но 2010-й был очень холодным годом, как в первом, так и в четвертом кварталах, и это было одной из причин роста спроса», – уточняет глава информационного департамента Statoil Naturgass (подразделения, занимающегося природным газом) Раннвейг Стангеланн. Она напоминает, что промышленное потребление газа существенно снизилось в 2008-2009 годах и до сих пор не достигло уровня 2007-го. Стангеланн приводит данные о том, как изменялась цена на норвежский газ до и после финансового кризиса: «В 2007 году средняя стоимость продаваемого Statoil газа составляла 300 долларов за 1 тыс. кубометров, тогда как в 2010-м она поднялась до 313 долларов. А в 2008 году из-за скачка нефтяных цен средняя стоимость газа достигла рекордного значения – около 400 долларов за кубометр».

В Statoil рассчитывают, что дальнейший рост спроса будет связан как с восстановлением европейской экономики, так и со строительством и модернизацией электростанций. «В целом мы ожидаем 20-процентного увеличения спроса на газ в Европе к 2030 году. Но неопределенность, связанная с темпами экономического роста, по-прежнему сохраняется, особенно для Западной Европы. Кроме того, неясно, как много газа потребуется европейскому энергетическому сектору», – рассуждает Стангеланн. Она обращает внимание на то, что многие электростанции в Европе устарели и требуют замены или модернизации. По оценкам Statoil, не менее 30% электростанций в странах Евросоюза построены 30 и более лет назад. Кроме того, в Европе реализуется масштабная программа сокращения выбросов углекислого газа, которая потребует перехода с угля на газ. «Газ – это зеленое топливо, которое может стать основой программы сокращения выбросов. Мы позиционируем газ как часть рынка зеленых решений», – говорит Стангеланн.

Несмотря на то что доходы Statoil пока не сильно зависят от колебаний спотовых цен на газ, Раннвейг Стангеланн считает их важными с точки зрения оценки инвестиционных проектов, включая Штокман. «Спотовые цены в Европе выросли с 2009-го по 2010 год более чем на 20%. Причем в прошлом году они были выше, чем в 2007-м. Но газ, продаваемый по спотовым ценам, составляет лишь малую долю газа на европейском рынке. Это касается и Statoil. Большая часть, а именно 80-90%, реализуется по долгосрочным контрактам, где формула цены привязана к биржевым ценам на нефть», – разъясняет она.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что спотовые цены в Европе приблизились к контрактным. «Если в январе-марте 2010 года средняя цена газа по экспортным контрактам „Газпрома“ составляла около 293 долларов и превышала спотовую на 50%, то разница между средними контрактной и спотовой ценами в первые три месяца 2011-го сократилась до 8% (соответственно 346 и 320 долларов за 1 тыс. кубометров)», – констатировал он на брифинге, посвященном итогам работы концерна в первом квартале 2011 года. Оценки Statoil перспектив развития глобальных рынков показывают, что штокмановский газ (как трубопроводный, так и сжиженный) будет востребован не только в Европе и Азии, но и в США. 

Санкт-Петербург

В прошлом году цены на норвежский газ вышли на докризисный уровень
Спрос на газ на глобальных рынках обещает расти

СМИ2


РИА Новости

Новости, тренды

Прайм


Фото: Марина Ахмедова

Фото: «За эту войну потом будет стыдно»

Почему граница в Ростовской области похожа на линию фронта



Реклама

ИноСМИ



TOP

  1. Почему война на Украине может скоро закончиться
    Украинские войска продолжают наступление на позиции ополченцев, но времени в их распоряжении остается все меньше. В свою очередь перед киевскими властями встала новая задача - что делать с нелояльным населением Донбасса и остальной Украины
  2. «Предоставьте факты»
    Россия оказалась в сложной ситуации после крушения «Боинга». США и другие западные страны поспешили выдвинуть обвинения в адрес Москвы. Но доказательств так никто и не предъявил. О том какую линию избрать России и как изменить складывающийся для нас негативно внешнеполитический сценарий, рассказал в интервью «Эксперт Online» гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев
  3. Что скрывается за «любовью» Путина и Меркель
    Как оказалось – чисто экономические соображения: Германия опасается утратить связи с давним и верным торговым партнером. Кроме того, санкции в отношении России заметно ударят и по германской экономике
  4. Кто останется в выигрыше от политического кризиса на Украине
    Украинские власти не отпускают Арсения Яценюка с поста премьер-министра. В Киеве опасаются, что отставка главы кабинета не только вызовет серьезные пертурбации внутри правящей коалиции, но и не позволит в нужный момент свалить вину на Яценюка за коллапс страны
  5. Региональный лайнер ИЛ-114: возвращение на родину
    Вслед за производством тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 в Россию из Ташкента будет переведено производство регионального лайнера Ил-114. Происходит это из-за событий на Украине. Правда, пока непонятно, сможет ли Россия принять вылетающий из Узбекистана Ил-114

Infox






ОБЩЕСТВО

Поборник Троицы

Преподобный Сергий Радонежский стал духовным отцом русской нации, потому что показал ей самый верный путь к объединению