Общество

Москва, 26 окт, воскресенье

В товарищах согласье есть

«Эксперт Северо-Запад» №15 (511) 18 апр 2011, 00:00
Фото: OFFSHORE.NO

От редакции

Акционеры компании Shtokman Development, оператора первой фазы разработки Штокмановского месторождения, преподнесли на минувшей неделе сразу несколько новостей. Как водится, среди них были плохие и хорошие. Начнем с плохой: окончательное инвестиционное решение по проекту в части добычи трубопроводного газа в очередной раз задержано. «Газпром», французский Total и норвежский Statoil не сдержали обещание закончить подготовку инвестиционного решения в первом квартале 2011 года. Однако остальные новости вселяют надежду, что долгожданный баренцевоморский проект удастся сдвинуть с мертвой точки. Партнеры подтвердили плановый срок начала добычи газа на месторождении в 2016 году и, что не менее важно, намерены подготовить единое инвестиционное решение как в части трубопроводного газа, так и в отношении производства сжиженного природного газа (СПГ).

«Акционеры считают, что освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения – комплексный проект, объединяющий добычу, транспортировку газа и производство СПГ. Исходя из технической, экономической и организационной целесообразности, акционеры подтвердили первоначальную концепцию единого инвестиционного решения по производству трубопроводного и сжиженного газа», – сообщается в пресс-релизе по итогам совещания совета директоров Shtokman Development. «Процесс подготовки интегрированного окончательного инвестиционного решения уже начался, оно должно быть утверждено до конца этого года», – заявила «Эксперту С-З» сотрудник информационного департамента Shtokman Development Елена Тонкова.

Производство СПГ начнется также в ранее запланированный срок, а именно – в 2017 году. Партнеры наконец договорились о решении важной технической проблемы – каким образом сепарировать добытое топливо. Принято предложение Total о двухфазном потоке, то есть газ от конденсата будут отделять на берегу, а не на добычном судне. Видимо, «Газпром», который был сторонником альтернативного предложения, учел уроки аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе.

«Самые большие трудности все время заключались в технической стороне проекта, и приходилось постоянно думать о снижении издержек, чтобы проект стал рентабельным», – говорит заместитель директора Института имени Фритьофа Нансена Ариль Му, считающийся одним из лучших экспертов по добыче углеводородов в Арктике. Но партнерам по проекту необходимо было ответить на множество других вызовов: рост добычи сланцевого газа в США, нестабильность газовых рынков, переизбыток СПГ. Высказывались также опасения, что «Газпрому» не по силам реализовать сразу несколько дорогостоящих проектов и он предпочтет добывать газ на Ямале. Время от времени партнеры делали эмоциональные заявления, например руководство Total выражало желание выйти из проекта из-за его низкой рентабельности. А Statoil еще до завершения подготовки инвестиционного решения настаивал на предоставлении налоговых преференций.

Теперь стороны, похоже, договорились и демонстрируют желание завершить проект. Учиться на Штокмане придется всем акционерам, поскольку проект во многом пионерский. Недаром в свое время глава Statoil Хельге Лунд назвал его «матерью всех проектов». В последний год казалось, что дети стали о матери забывать, теперь же наконец все готовы варить «штокмановский суп» вместе. И в этом состоит главный результат новостей, которые озвучил Shtokman Development.



РИА Новости

Новости, тренды

СМИ2


Фото: По ленинским местам

Шесть точек Европы, которые уместно посетить во время ноябрьских праздников



Прайм


Реклама


ИноСМИ


TOP

  1. В мире появляется «коллективная Англия»
    О причинах российско-западного антагонизма и о проблемах американского лидерства в интервью «Эксперту» рассказал обозреватель по международным делам журнала Chronicles и профессор Банялукского университета Срджа Трифкович
  2. Экстенсивный поиск преступника
    У правоохранительных органов скоро появится больше поводов для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
  3. Крайний за Иловайск
    На Украине новый скандал. Виновным в трагедии под Иловайском фактически был назначен Петр Порошенко
  4. Досадная оплошность немецкой разведки с рейсом МН17
    Немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью, в которой приводятся некоторые подробности доклада федерального разведывательного агентства Германии (BND) относительно трагедии с пассажирским самолетом, сбитым в июле около Донецка. Однако выводы разведчиков сделаны на основании крайне сомнительных фактах
  5. Пошли за «Лидером»
    В России создается новый эсминец класса «Лидер». Эти крупные боевые корабли будут прикрывать нашу страну от нападения из космоса и обеспечивать интересы Российской Федерации во всей акватории Мирового океана

Infox



Новости мира




ОБЩЕСТВО

Братья или чужаки?

Базовые ценности разных регионов России и Украины: социологическое исследование «РР»

Кризис на Украине

На войне ангелов нет

Международная правозащитная организация Amnesty International представила доклад из которого следует, что преступления на Донбассе совершают обе стороны конфликта. Российские эксперты не отрицают достоверность таких оценок, но считают, что большую ответственность следует возложить на украинских политиков

Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

Я вам денежки принес

Муниципалитеты получили стабильный источник пополнения бюджетов — новый налог на имущество физлиц. Насколько быстро они смогут его задействовать, зависит от управленческих качеств региональных и муниципальных властей

Фото: РИА Новости

Формула окупаемости

Впервые в истории в России прошел этап самых престижных автогонок — «Формулы-1». Окупаемость серьезных вложений в это мероприятие зависит от того, смогут ли «королевские гонки» стать у нас столь же популярными, как в других странах