Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Ее овал и его угол

2011
Иллюстрация: Стефен Уайт

Угол на то и угол, чтобы смотреть на него не в упор, а сбоку

К этому вернисажу надо довольно долго идти через египетский зал, потом через залы античных скульптур по первому этажу Эрмитажа. В коридорчике между Древним Египтом и античным миром – небольшая выставка детских рисунков: «Дни классики». Дети изображают свою встречу с античностью. Там есть рисунок, который мог бы стать эпиграфом выставки.

Львиная морда античности

Современный английский скульптор Энтони Гормли выставил в Античном дворике Эрмитажа семнадцать угловатых ржаво-чугунных скульптур. В соседнем Зале Диониса – девять античных статуй, снятых с пьедестала, поставленных, как и скульптуры Гормли, вровень со зрителем. Почувствуйте разницу, или лицом к лицу с античностью и современным искусством.

Но прежде чем войти в эти залы, стоит задержаться у небольшого рисунка 14-летней Пати Черчиевой, ученицы Охтинского центра эстетического воспитания. Не знаю, что за девочка, но «на стекла вечности уже легло ее дыханье и ее тепло». Ей было дано задание: «Античность: лицом к лицу». Она справилась с этим по-взрослому. Из темно-синего мрака выпирает огромная оскаленная львиная морда с невероятно печальными, страдающими глазами.

Какая умная девочка. Конечно, античность – это не просто красота и гармония. Это жестокий, безжалостный мир господ и рабов, власти рока, власти совсем не человечных богов и богинь. Львиная морда с печальными глазами – лучшего образа для античности и не придумаешь. Почему этот рисунок 14-летней девочки мог бы стать своеобразным эпиграфом к выставке Энтони Гормли? Потому что английский скульптор, отважно выставивший свои творения рядом с античными, кажется, хотел сказать то же самое, что и Патя Черчиева: как бы ни были уродливы и провокативны современные произведения искусства по сравнению с безукоризненными, гармоничными античными формами, наш мир человечнее того, прежнего, канувшего в вечность мира господ, рабов и безжалостных богов.

Чугунные «квинтипузики»

Отвага Энтони Гормли стала ясна мне в тот момент, когда я услышал восклицание девочки, вошедшей в зал с его антропоморфными фигурами: «Ой, какие квинтипузики!» В самом деле, в его корявых скульптурах, составленных из тронутых ржавчиной чугунных кубиков, есть что-то мультипликационное, детское, что-то из игры в lego. А в соседнем зале – шедевры, выдержавшие тысячелетия. Рискнуть на такое противопоставление – значит рискнуть получить презрительное зрительское замечание: «Ну, если это Аполлон, то что же Афродита?» Гормли рискнул. В названии его выставки по-английски этот риск заявлен. «Still standing. A contemporary intervention in the classical collection» («Все еще стоят. Современное вторжение в классическую коллекцию»). В этом названии – вызов и вопрос. Античные статуи все еще стоят, а вот будет ли стоять то, что вторгается в классическую коллекцию? По-русски перевели скромнее: «Во весь рост. Античная и современная скульптура».

Любопытнее всего реакция зрителей. Стоило бы ожидать негодующего фырка с обоснованным объяснением: вот здесь Афродита, Омфала, Аполлон, юноша – сама красота, а тут – уроды какие-то чугунные скорчились, смотреть неприятно. Но ничего подобного не происходит. Тот, кому не по душе скульптуры Гормли, просто проходит сквозь них к античной красоте. Но даже он не фыркает возмущенно, а улыбается или добродушно хмыкает. Его не раздражают эти фигуры, в худшем случае – смешат.

Он понимает противопоставление античной красоты и современного уродства. Античная красота – грозна. Современное уродство – юмористично. Есть еще один эпиграф к «интервенции современности в античность». Слова поэта Павла Когана, в 23 года в 1942-м погибшего у сопки Сахарная Голова: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Античность – овальна, округла, замкнута. Гормли – угловат, накренен, разомкнут.

В каком смысле античная скульптура замкнута? Пляшущий сатир – пляшущий сатир и ничего больше. Он завершен, совершенен. При всей угловатости фигур Гормли они куда более туманны, облачны. В них надо больше вглядываться. Порой они производят впечатление детской картинки-загадки: «Где спрятался охотник?» Зритель сам открывает в них жест, движение, характер.

Гормли назвал их по-своему. Но зрителю ничего не стоит переименовать их. Вытянутая, лежащая на полу фигура названа «Уровень». По-моему, это – «Нокаут». Скорчившаяся, задравшая вверх ножки бедняжка поименована «Абстракция». Ничего абстрактного. Совершенно конкретная ситуация: «Вверх тормашками». Или «Крен». Накрененный испуганный истукан, сложивший руки под задом, коленки чуть вперед. Это не крен, это – «На ковер» или «Перед начальством».

В «квинтипузиках» замечаешь то, что появилось в современной скульптуре по сравнению с прежней: изображение слабости, кренящейся неуверенности, боли. Не эстетизированной боли и страдания, как в жутком эллинистическом «Лаокооне», но человечной. Для совершенного античного искусства исключена любая резкость, любая эксцентричность, тогда как Гормли с умелым удовольствием изображает согнувшегося, обхватившего колени руками человечка или чуть сгорбившегося, высматривающего что-то соглядатая.

Резкость, эксцентричность фигур Гормли и спокойная округлость статуй античности, его угол и ее овал означают, что разглядывать их лучше по-разному. Вообще, любую скульптуру надо рассматривать с разных сторон – сбоку, сзади, прямо перед собой, но античная статуя предполагает прежде всего фронтальное разглядывание. Вот именно что – лицом к лицу. Тогда как на скульптуры Гормли стоит смотреть в профиль. Оно и понятно: угол на то и угол, чтобы смотреть на него не в упор, а сбоку.   

Энтони Гормли, «Во весь рост. Античная и современная скульптура». Государственный Эрмитаж. Зал Диониса, Античный дворик

«Эксперт Северо-Запад» №39 (535)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама