Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Системное молчание

2011
Иллюстрация: Владимир Басов

Противников приватизации «Ленфильма» пугает не возможный приход частного инвестора, а нежелание властей и АФК «Система» вести внятный диалог

Борьба за «Ленфильм», казалось бы, привела к редкой в нашей действительности цепной реакции, когда импульс «снизу» завершается конкретными действиями «наверху». Напомним: импульсом стало открытое письмо режиссеров Алексея Германа и Александра Сокурова к председателю правительства России Владимиру Путину, написанное в середине августа. В нем маститые режиссеры говорили об угрозе, нависшей над старейшей киностудией страны в связи с надвигающейся приватизацией. Ответ Путина также стал публичным – в начале сентября на конференции «Единой России» в Череповце он заявил: «Я знаю о письме и готов этот напор приостановить. Нужно посмотреть, что там происходит. Ведь „Ленфильм“ – это павильоны, оборудование. Мне самому жалко».

По меркам бюрократии, напор был остановлен почти мгновенно – через две недели после многообещающего выступления премьера. Министерство культуры РФ 22 сентября отозвало из правительства пакет готовых и согласованных на всех уровнях документов о создании на базе «Ленфильма» государственно-частного партнерства (ГЧП) с участием акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система». «Сегодня документы отозвали – завтра внесли обратно. По моим представлениям, без существенных поправок. Мы просили премьера Путина встретиться с представителями киностудии и обсудить ее судьбу. Реакции нет. Но пока власти нас не услышат, ситуация не разрешится», – сказал «Эксперту С-З» член общественного совета «Ленфильма» продюсер Андрей Сигле.

Упомянутая просьба о встрече содержалась уже во втором письме, направленном ленфильмовцами Путину в конце августа. «По нашему мнению, объединение с АФК „Система“ является не жизненной необходимостью для „Ленфильма“, а только одной из возможностей для дальнейшего развития. Вот только вопрос: развития в какую сторону?» – говорилось в послании, подписанном семью активистами студии. В конце сентября появилось третье открытое письмо тому же адресату – от Алексея Германа-младшего. Молодой режиссер просил «прекратить спектакль, который разыгрывается вокруг киностудии „Ленфильм“», и защитить «работников культуры от преследующего исключительно свои интересы крупного бизнеса».

Настойчивое желание мэтров кино общаться исключительно с главой правительства страны порождено отнюдь не идеалистической верой в «доброго царя» и не гипертрофированным представлением о собственной значимости. «Мы находимся в информационном вакууме. Нам не объясняют, что конкретно должно произойти с „Ленфильмом“, каковы план его перспективного развития и объем инвестиций по годам. Как будто невесту выдают замуж за жениха, которого она в глаза не видела, успокаивая тем, что он богат и потому все будет хорошо», – недоумевает Сигле.

Дорога в тумане

Борьба «Ленфильма» с приватизацией длится почти десятилетие. Началась она в апреле 2001 года, когда Владимир Путин, на тот момент – президент, подписал указ «О реорганизации федеральных государственных киностудий», позволивший приватизировать 39 сохранившихся с советских времен кинокомпаний. Дирекции трех крупнейших студий страны – «Мосфильма», «Ленфильма» и Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, опасаясь за само их существование, приняли указ в штыки.

Своего добился только генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров: вопрос о приватизации финансово самодостаточного предприятия был снят с повестки дня. Успех «Мосфильма», по мнению наших собеседников, обусловлен тремя факторами. Это прежде всего личность самого Шахназарова – жесткого харизматичного лидера с ясным видением стратегии развития киностудии. Далее – сконцентрированные в Москве финансовые и административные ресурсы. И наконец фильмофонд, оставшийся в распоряжении «Мосфильма» и приносящий ему около 250 млн рублей в год. Советские фильмотеки остальных отечественных киностудий были переданы в специально созданное ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция».

Мятежные руководители двух других студий, Виктор Сергеев и Владимир Грамматиков, один за другим были отправлены в отставку. Киностудия имени М. Горького с новым директором Станиславом Ершовым ближе всех подошла к приватизации: в течение 2005 года несколько раз назначались аукционы по продаже 75% ее акций. Но в конце концов Росимущество аукционы отменило из-за подозрительно низкой стартовой цены – 123 млн рублей. «Ленфильм» держался дольше – информация о его приватизации появилась только в январе 2008 года. Коллектив, обеспокоенный возможной перспективой закрытия студии, подписал обращение к тогдашнему вице-премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой отменить принятое решение. Приватизацию приостановили, но слухи не прекратились. СМИ называли даже конкретных интересантов: строительная компания «ЛЭК», Банк ВТБ и АФК «Система».

К концу 2008 года список сжался до одного претендента. «Система» – одна из крупнейших в России диверсифицированных корпораций. Основное направление ее деятельности – телекоммуникации, формирующие порядка 70% в структуре выручки. К этому направлению относится «дочка» – «Система масс-медиа», в которую, в свою очередь, входит компания RWS («Всемирные русские студии»). RWS владеет новой киностудией на севере Петербурга, площадь которой – 11 тыс. кв. м. В прошлом году «Система масс-медиа» объявила о создании вместе с ВГТРК на окраине города второй очереди студии общей площадью 58 тыс. кв. м. Проект превентивно получил говорящее имя – «Ленфильм XXI».

Игра втемную

В феврале 2011 года министр культуры России Александр Авдеев сообщил о концепции приватизации старейшей студии страны. Пакет акций «Ленфильма» решено не выставлять на аукцион, но пойти по пути создания ГЧП с выбранным инвестором. Согласно концепции, в ГЧП государству будет принадлежать блокирующий пакет акций (25% плюс одна), остальное – АФК «Система». Государство внесет в ГЧП 100% акций «Ленфильма», АФК в равной пропорции поучаствует инвестициями, которые пойдут на развитие студии.

Противники приватизации «Ленфильма» беспрестанно подчеркивают, что выступают не против привлечения частных инвестиций и не против «Системы» в качестве инвестора. Идиосинкразию у них вызывает исключительно желание сыграть в этой истории втемную. В одном из интервью Александр Сокуров рассказал о встрече с основным владельцем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым, имевшей место два года назад в кабинете губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. «Нам были даны устные гарантии, что студия сохранит автономность, ее директор будет назначаться худсоветом, никто из посторонних не станет вмешиваться в репертуарную политику... Все – с тех пор не было даже телефонного разговора, лишь общение с неведомыми посредниками да помощниками», – говорит режиссер. «С нами никто не встречается, не обсуждает планы развития, не рассказывает о намерениях», – вторит ему Андрей Сигле. По его словам, общение с генеральным директором студии Владимиром Шайдаковым не прибавляет ясности: тот либо не владеет информацией, либо не спешит ею делиться. Кстати, ответить на вопросы «Эксперта С-З» Шайдаков также отказался.

Упорное молчание «партнеров», а также случайные обрывки информации ведут к эскалации напряжения. В руки ленфильмовцев попали документы, согласно которым Росимущество утвердило по итогам годового собрания акционеров новый совет директоров «Ленфильма», в который входят по два представителя Росимущества и АФК «Система», один – Минкультуры РФ, но ни одного сотрудника самой киностудии. «Если называть вещи своими именами, проводится поглощение „Ленфильма“», – уверен Сокуров.

Вопросы без ответов

Информационный вакуум порождает вопросы. Например, такой: откуда взялась оценка стоимости «Ленфильма» в 105 млн рублей, фигурирующая в СМИ? Ведь Росимущество только собирается проводить оценку активов. Но уже сейчас понятно, что реальная сумма будет на порядок выше. «Ленфильму» помимо такой виртуальной ценности, как бренд, принадлежит серьезный имущественный комплекс – два земельных участка 4 га на Петроградской стороне и 9 га в Сосновой Поляне. На основной площадке в центре города располагаются десять корпусов, в том числе четыре действующих съемочных павильона общей площадью 3,6 тыс. кв. м. Причем это не развалины – киностудия вполне работоспособна. «На „Ленфильме“ не рушатся потолки и не разваливаются стены. Апокалипсическая картина, которую рисуют в прессе, не совсем верна», – утверждает Алексей Герман-младший.

Это подтверждают сторонние эксперты. По оценке компании «Нева-фильм», подготовившей в прошлом году обзор российской киноиндустрии, по такому параметру, как ассортимент предлагаемых услуг, петербургская киностудия уступает только «Мосфильму» и Студии имени М. Горького. «На наш взгляд, более правильным был бы такой алгоритм действий: сначала определить реальную стоимость „Ленфильма“, а уже затем, отталкиваясь от нее и размера инвестиций, решать, в каких пропорциях делить государственную и частную доли в создаваемом ГЧП», – рассуждает Андрей Сигле. Опасения понятны: в 2005 году один из корпусов, где располагался цех по изготовлению декораций, был продан частной компании за 2 млн долларов, что, по расчетам специалистов рынка недвижимости, на порядок ниже рыночной стоимости. Однако прокуратура не нашла в действиях тогдашнего руководства студии ничего противозаконного.

Другой неизбежно возникающий вопрос: что будет с таким имущественным активом «Ленфильма», как площадка в центре Санкт-Петербурга? По заверениям руководителя «Ленфильма XXI» Кирилла Лыско, основное кинопроизводство предполагается переместить из павильонов на Каменноостровском проспекте в более современные и технически оснащенные помещения, которые сейчас строятся на улице Генерала Хрулева. Исторические здания находятся под охраной городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и вроде бы пострадать не должны. Но что именно появится взамен съемочных павильонов на Петроградке – абсолютно непонятно. «Система» описывает перспективы довольно расплывчато, что порождает слухи о ее намерении создать развлекательный комплекс, прикрыв его, как фиговым листком, музеем кинематографии.

Наконец, вопрос главный: что же будет с самим «Ленфильмом» как с составляющей культурного пространства страны? «Вполне оправданно было бы для страны существование хотя бы одной студии, концептуально нацеленной на создание кинопроизведений высшего художественного качества», – считают авторы второго письма Путину. Но в сегодняшней России львиная доля авторских и интеллектуальных фильмов не только не приносит прибыли, но даже ввиду очевидной некассовости не доходит до проката. Окупается лишь каждый десятый отечественный фильм. В первом полугодии 2011 года это «Неадекватные люди», «Служебный роман. Наше время» и «All inclusive, или Все включено» – то есть проекты, мягко говоря, не высокохудожественные. Если руководствоваться соображениями экономической целесообразности, на «Ленфильме» следует снимать именно комедии сомнительного качества и телесериалы. Таким образом, между интересами творческого коллектива и бизнеса неизбежен диссонанс. О вариантах его преодоления АФК «Система» также упорно не желает высказываться.

Предложения Путину

«Государство поддерживает имущественно-производственный комплекс предприятия, не имея внятной программы, что делать с „Ленфильмом“ дальше. Но главный вопрос именно в том, какая концепция развития киностудии реализуется, а не в источниках средств на ее реализацию. Чтобы концепция возникла, властям надо пригласить Сокурова, Германа и спросить: „Что конкретно вы предлагаете?“», – уверен генеральный директор компании «Нева-фильм» Олег Березин.

Представители «Ленфильма» готовы предложить правительству несколько конкретных рецептов. Прежде всего, по мнению Александра Сокурова, киностудии необходимо вернуть коллекцию ее фильмов, что даст приблизительно 150-170 млн в год в добавление к зарабатываемым ныне 100 млн рублей. Кроме того, полагает Алексей Герман, можно опробовать путь, по которому год назад пошел Государственный Эрмитаж, – создать фонд целевого капитала, пополняемый за счет благотворительных пожертвований и используемый в некоммерческих целях. Проценты от размещения фонда можно было бы пустить на техническое перевооружение и развитие. И наконец, считают кинематографисты, необходима более активная целевая поддержка кинопроектов со стороны города и государства. В этом году из петербургского бюджета «Ленфильму» выделяется субсидия в размере 30 млн рублей. Картины, на производство которых будут предоставлены субсидии, определят по итогам конкурса, проведенного администрацией города. Для сравнения: съемка одного фильма обходится как минимум в 40 млн рублей.

Собеседники «Эксперта С-З» единодушны в том, что одновременная активизация всех трех источников финансирования обеспечит киностудии не только творческую независимость, но и развитие. «Мы представляем состояние своих цехов и павильонов и примерно знаем, сколько денег нужно на их ремонт и реконструкцию. Хватило бы 2-2,5 млрд рублей – не такие уж большие средства, чтобы из-за них терять „Ленфильм“», – уверен Андрей Сигле.   

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №39 (535)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама