Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

Топливная терапия

2011
Иллюстрация: архив «Эксперта С-З»

Череда топливных кризисов 2011 года подталкивает российские власти перейти от «ручного» регулирования цен на бензин к законодательному

В 2011 году у России есть отличный шанс побить прошлогодний рекорд по объемам добычи нефти, который составил 505 млн тонн. Но, будучи лидером среди нефтедобывающих государств, Россия испытывает серьезные проблемы с глубокой переработкой углеводородного сырья. Последние десятилетия в стране практически не строили и не модернизировали нефтеперерабатывающие заводы, так как система налогообложения попросту не стимулировала к этому отечественные нефтяные компании (НК). В итоге НК в большей степени ориентированы на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов с низким уровнем переработки, особенно в период больших цен на «черное золото». Пока Россия добивалась признания на мировом рынке углеводородов, проблемы внутреннего рынка только накапливались.

Однако череда топливных кризисов подталкивает власти к переменам. Текущий год продемонстрировал, что административное давление не решает, но лишь отодвигает решение актуальных для отрасли вопросов. Если не лечить хроническое заболевание, рано или поздно наступит период его обострения. В таких случаях врачи прибегают к длительному методичному лечению, что, видимо, и предстоит теперь топливной отрасли России.

На медленном огне

В начале 2011 года стоимость бензина в некоторых регионах приблизилась к 25 рублям за литр, а на некоторые виды топлива и преодолела этот рубеж. Причин роста цен было несколько: увеличение налоговой нагрузки с начала года (повышение акцизов и налогов на фонд оплаты труда), рост тарифов и, как следствие, эксплуатационных расходов, а также выгодные условия для экспорта нефти на мировые рынки.

По стране прокатилась волна протестов. Федеральные власти отреагировали быстро. В середине февраля премьер-министр РФ Владимир Путин велел нефтяникам снизить цены на бензин. Что те и сделали, переписав ценники на бензоколонках, но при этом не изменив их на оптовом рынке, который находится в ведении нескольких НК. Желаемый эффект был достигнут – буквально за неделю, с 14 по 20 февраля, потребительские цены на автомобильный бензин снизились на 3%, на дизельное топливо – на 3,6%. В среднем по России бензин подешевел с 24,23 до 23,5 рубля за литр.

Здесь необходимо обратиться к данным Росстата. Стоимость литра бензина А-76 (Аи-80) в то время составила 21,57 рубля (против 22,16 в начале года), А-92 (Аи-93) – 23,46 (24,25 рубля), Аи-95 – 25,48 (26,21 рубля), средняя цена на дизельное топливо – 23,85 (24,75 рубля). Эти данные выглядят неплохо, если сравнить их с сегодняшними ценами. Но тогда волевое решение главы правительства лишь притормозило стремительный рост цен, при этом кардинальных решений и изменений не последовало, поэтому проблемы лишь усугубились.

Третий триместр

Уже к весне не только произошел отскок цен, но и возник дефицит топлива в некоторых регионах (см. «Сдать пистолеты», «Эксперт С-З» №23 от 13 июня 2011 года). Ко всем нерешенным вопросам прибавилась проблема диспропорции в изменениях оптовых и розничных цен на моторное топливо. По информации консалтинговой компании «Верген Групп», за девять месяцев текущего года розничные цены на Аи-92 в Петербурге в среднем увеличились на 11,22%, а стоимость этой же марки бензина на оптовом рынке в целом по РФ возросла на 26,94% .

Перечисляя проблемы топливного рынка, следует подчеркнуть, что они характерны как для весеннего, так и для осеннего сезона. Не секрет, что оптовый рынок нефтепродуктов монополизирован вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), которые добывают, перерабатывают и поставляют на него нефтепродукты. Поэтому, исходя из собственных финансово-экономических интересов, ВИНК стали отпускать топливо по прямым договорам своей же рознице, причем гораздо дешевле, чем сторонним покупателям. Весной, как сообщает Российский топливный союз, разница в ценах крупных оптовых партий, отгружаемых НК в адрес своих сбытовых структур, и мелкооптовых партий, предлагаемых независимым трейдерам, достигла 5-6 тыс. рублей за тонну.

Такое положение дел, комментируют участники рынка, имело место в начале сентября. Как пояснил президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, в настоящее время есть две оптовые цены на нефтепродукты: формирующаяся на бирже и та, по которой производятся поставки по прямым договорам. Товарно-сырьевая биржа изначально создавалась для выведения справедливых оптовых цен на нефтепродукты, поэтому, по идее, они должны быть ниже, чем по прямым договорам. «Из-за хронического превышения спроса над предложением цена на бирже на 4-5 тыс. рублей выше, чем по прямым договорам. При этом основной объем поставок нефтепродуктов по прямым договорам НК осуществляют в основном в адрес опять же своей розницы», – констатирует Ашихмин.

И действительно, по статистике Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, представленной в презентации «Основные результаты биржевой торговли нефтепродуктами в 2011 году», с 1 по 14 сентября спрос на бензин А-92 превышал предложение на 185% (предложение – 113,82 тыс. тонн, спрос – 324,56 тыс.), на летнее дизельное топливо – на 825, на зимнее – на 2253%.

Как рассказывает аналитик «Верген Групп» Андрей Гордеев, по рекомендации Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нефтяники реализуют на бирже не менее 15% нефтепродуктов. Однако при этом НК практикуют адресные сделки, что делает итоги торгов необъективными. 

Явный дисбаланс наблюдается несмотря на то, что еще весной принят ряд мер, направленных на насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами. Тогда были повышены экспортные пошлины на бензин до 90% экспортной пошлины на сырую нефть. Продлены сроки оборота на внутреннем рынке Евро-2 до 31 декабря 2012 года, Евро-3 – до 31 декабря 2014-го, Евро-4 – до 31 декабря 2015 года, Евро-5 – на неограниченный период. Тем самым топливный рынок удалось частично стабилизировать, но этих мер оказалось недостаточно.

В последние дни ситуация на рынке моторного топлива вновь начала развиваться по острому сценарию: наметилась угроза дефицита и неуклонного роста цен. Как и прежде, из некоторых регионов начали поступать тревожные новости. В частности, по сообщениям СМИ, на ряде АЗС Калининграда в конце сентября отмечены перебои с поставкой бензина Аи-92, а там, где он все же продавался, цена увеличилась на 1-2 рубля за литр – до 28 рублей. В Приморском крае, по информации PrimaMedia, в ряде муниципальных образований розничная стоимость литра Аи-92 превысила 29 рублей. То есть приблизилась к очередной психологически опасной планке – 30 рублей. В целом же, по наблюдениям Росстата, за восемь месяцев текущего года бензин в России подорожал на 13,2%. Только в августе цены выросли на 1,9% по сравнению с июлем 2011-го и на 16,3% – по сравнению с августом 2010 года.

Потребителей такой расклад не устраивает, и в последние выходные сентября по стране прошли уже привычные митинги и акции протеста. Власть включилась в процесс, в «горячие точки» разлетелись чиновники разных уровней, чтобы на местах стабилизировать обстановку. Глава МЧС Сергей Шойгу, к примеру, пообещал, что цены на топливо, произведенное в Красноярском крае, со следующей недели будут для этого субъекта федерации существенно снижены. Вице-премьер страны Александр Жуков рекомендовал губернатору Калиниградской области разобраться с ситуацией в регионе и, если увеличение цен не обосновано объективными причинами, принять меры по их снижению.

В России, по сути, вновь включен режим административного давления. Минэнерго РФ поспешило призвать население не нагнетать обстановку вокруг ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. «Цены на автомобильное топливо стабилизировались и перестали расти. Ситуация по уровню производства также предсказуема», – говорится в официальном сообщении Минэнерго. По данным ведомства, розничные цены на моторное топливо с учетом налогов в РФ ниже розничных цен на аналогичные нефтепродукты в сопредельных странах, Европе и США. Так, автобензин 25 сентября текущего года стоил в среднем по России 27,74 рубля, а  дизельное топливо – 25,26 рубля за литр.

В производстве моторного топлива также отмечается поступательная динамика, уверяет Минэнерго. Так, производство автобензина в целом с начала года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010-го на 2,4%, до 26,81 млн тонн. При этом суммарные товарные остатки автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих заводах и предприятиях нефтепродуктообеспечения выросли в сентябре 2011-го с 1,13 млн тонн в начале месяца до 1,212 млн тонн. «Таким образом, угроза дефицита любых видов топлива на внутреннем рынке нефтепродуктов исключена», – полагают в Минэнерго. По всей видимости, очередной топливный коллапс удалось предотвратить.

Самовары или чайники

Понятно, что подобная терапия приносит лишь краткосрочное облегчение, в то время как необходимы кардинальные изменения. Наибольшую активность проявило антимонопольное ведомство, которое не только инициировало, но и подготовило сразу несколько законопроектов, направленных на устранение дисбаланса на топливном рынке страны.

В сентябре ФАС внесла в правительство законопроекты «Об обороте нефти и нефтепродуктов» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты». Эти документы должны помочь выстроить четкое правовое поле для всех участников топливного рынка. Первый законопроект предполагает запрет на покупку или строительство новых АЗС компаниями, доля которых на региональном рынке превышает 35%. Им не разрешается даже приобретать участки под АЗС. Самое главное – законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. То есть независимые операторы смогут гарантированно приобретать нефтепродукты по тем же ценам, что и розничные сети ВИНК. «Я сторонник расчленения ВИНК на розницу, оптовое звено и добычу», – заявил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. Однако пока непонятно, когда примут эти законопроекты и какими они будут в итоге.

Если меры, предлагаемые ФАС, в большей степени направлены на сохранение конкуренции в рознице и перевод в правовое поле взаимоотношений между розничным и оптовым звеньями, то изменение принципов исчисления экспортных пошлин, которые вступили в силу с октября 2011 года, ориентированы на развитие нефтепереработки. «Действие нового режима „60-66“ начинается 1 октября этого года. Он обсуждался в правительстве очень долго, на протяжении многих месяцев, и наконец-то найдены все решения. Предполагается, что с 1 октября будет снижаться максимальная ставка экспортной пошлины на нефть», – цитирует РИА «Новости» заместителя министра финансов Сергея Шаталова.

Согласно новой формуле, по расчетам Минфина, с октября из-за снижения коэффициента до 60% с действовавших 65% пошлина на нефть снизится на 7,4% – до 411,4 доллара за тонну. При этом пошлина на вывоз светлых и темных нефтепродуктов уравнивается до 66% ставки экспортной пошлины на сырую нефть и составит 271,5 доллара за тонну (ранее пошлины на темные нефтепродукты составляли 46,7% ставки пошлины на сырую нефть, а на светлые нефтепродукты – 67%). Одинаковая ставка на светлые и темные нефтепродукты должна сделать невыгодным экспорт мазута и будет стимулировать нефтяников к вторичной переработке. В то же время экспортная пошлина на бензин на уровне 90% от нефтяной сохранится и за тонну экспортируемого бензина все так же потребуется платить 370,2 доллара.

По словам Шаталова, большая разница в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты должна была способствовать модернизации нефтеперерабатывающего производства. «На деле вышло несколько иначе. Премия, которая получалась на мазуте, при ставке 46% экспортной пошлины на нефть была столь высока и интересна, что это привело к определенным перекосам, – признает он. – Стало увеличиваться количество заводов по первичной переработке нефти. Мы их еще называем самоварами». В целом правительство рассчитывает, что часть средств НК направят на дополнительную разведку и добычу, а также на увеличение глубины переработки сырой нефти.

Между тем эксперты не исключают, что введение новой системы исчисления пошлин на нефть и нефтепродукты может спровоцировать дальнейший рост цен на топливо. В презентации заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, посвященной антимонопольному контролю на рынке моторного топлива, утверждается: введение налогового режима «60-66» повышает налоговую нагрузку на нефтяные компании и стимулирует рост экспорта сырой нефти.

Как считает Андрей Гордеев, введение нового режима «60-66» приведет к падению рентабельности экспорта темных нефтепродуктов (мазут, вакуумные газойли). В то же время это сократит затраты на экспорт светлых нефтепродуктов. «Впрочем, снижение экспортных пошлин на сырую нефть может спровоцировать увеличение внутренней цены на сырье для переработки на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Соответственно, могут подняться цены на нефтепродукты. При этом компании могут попытаться компенсировать выпадающие доходы от снижения рентабельности экспорта темных нефтепродуктов увеличением цен на другие нефтепродукты», – предполагает Гордеев.

Чтобы предотвратить рост цен на топливо, ФАС предлагает больше не поднимать акцизы на топливо. Как объясняет Артемьев, акциз – это налог, который прямо транслируется в конечную цену. «Каждое повышение акцизов в 2012-2013 годах будет приводить к обоснованному повышению цен в рознице примерно на 2 рубля в год. Мы ведем диалог с Минфином, предлагая рассмотреть вопросы, связанные с акцизами и повышением цен в рознице», – говорит он. Также ФАС рекомендует ввести плавающую ставку акциза, привязанную к цене на нефть. На момент сдачи номера в печать реакции на эту инициативу не последовало. Но уже понятно, что правительству России предстоит совершенствовать фискальную политику, чтобы найти грамотный баланс между интересами наполнения бюджета и платежеспособностью потребителей. При этом необходимо уходить от «ручного» регулирования рынка и учиться выстраивать правила игры в правовом поле.    

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №39 (535)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама