Общество

Дурной знак

2011
Иллюстрация: Владимир Басов

Целлюлозно-бумажная промышленность страны после прошлогоднего оживления испытывает влияние рецессии на мировых рынках

Помнится, когда в 2007 году США и Западная Европа столкнулись с явлением, называемым сейчас первой волной кризиса, российские политики и экономисты дискутировали о том, минуют или нет глобальные потрясения отечественную экономику. Для тех, кто был знаком с положением дел в целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) страны, такой вопрос не стоял. Экспортоориентированная отрасль, поставляющая на внешние рынки три четверти производимой целлюлозы и от 50 до 20% других видов продукции, включилась в мировой кризис раньше многих сегментов российской экономики.

Вероятно, и теперь, на фоне споров о наступлении второй кризисной волны, самочувствие этой отрасли может сыграть роль своеобразного индикатора степени вовлеченности России в макропроцессы. Не претендуя на исчерпывающую глубину анализа, мы попытались понять, как пережили гиганты целлюлозно-бумажной промышленности Северо-Западного федерального округа (СЗФО) уходящий год и каковы их ожидания относительно года будущего.

Без ажиотажа

Мировой рынок целлюлозы и целлюлозно-бумажных изделий в этом году чувствовал себя хуже, чем в 2010-м, когда казалось, что до полного восстановления рукой подать. На состояние рынка, как и в предыдущие три года, с одной стороны, влияло давление избыточных мировых производственных мощностей, с другой – недостаточный потребительский спрос. Происходило это на фоне тревожных экономических новостей из США (угроза дефолта летом 2011 года) и Евросоюза (угроза дефолта в Греции, Португалии, ослабившая евро и создавшая преференции для американских экспортеров).

Политические события в Египте также отразились на динамике спроса. «Египет был крупным потребителем тарного картона (крафтлайнера) из США. В связи с войной американские экспортеры переориентировали товарные потоки чистоцеллюлозного картона на рынки европейских стран, создав дополнительную напряженность», – поясняет заместитель директора по продажам и маркетингу Архангельского ЦБК Алексей Постников. Напомним: европейские рынки в силу территориальной близости приоритетны для экспортных потоков продукции ЦБП из СЗФО.

Наиболее сложно прошел год для производителей целлюлозы. Прошлогодний ажиотажный спрос на товарную целлюлозу и сопутствующий ему рост цен, которые достигли пикового уровня в июне-июле 2010 года, не повторился. Стагнация обозначилась еще в январе-феврале 2011-го. После этого рыночная ситуация, казалось, начала развиваться по восходящей, пока не натолкнулась на осенние макроэкономические проблемы. «Во второй половине года в Европе стал проявляться кризис суверенных долгов, и к декабрю эта ситуация серьезно замедлила рост европейской экономики, упал и спрос. В свою очередь, за последние три месяца цены на целлюлозу значительно снизились», – отмечает генеральный директор группы «Илим» Пол Херберт.

Рынки конечной продукции – картона и бумаги – ведут себя схожим образом, но с некоторым временным лагом. «Когда экономика замедляется, один из первых продуктов, который страдает, – целлюлоза, за ней обычно следуют так называемые „рекламные“ бумаги, например мелованная, затем упаковка. Это происходит и сейчас», – констатирует Херберт. «В Западной Европе – безусловно, с определенными страновыми различиями – наблюдается снижение потребления как в офисном сегменте, так и в сегменте полиграфических бумаг. В частности, речь идет о чистоцеллюлозных бумагах без покрытия и газетной бумаге», – подтверждает генеральный директор компании «Монди Сыктывкарский ЛПК» Герхард Корнфельд.

Тренд на сокращение спроса на писче-печатную и газетную бумагу долговременный. Так, по данным РАО «Бумпром», потребление газетной бумаги в мире с 2000-го по 2010 год сократилось на 18,1%. Связано это в большей степени с глобальными тенденциями на потребительских рынках (в последние годы интернет все больше вытесняет газеты, а электронные книги – своих бумажных предшественниц). Напротив, снижение продаж бумаги, используемой для изготовления рекламных буклетов, упаковочной бумаги, а также тарного картона – прямое следствие второй волны экономического кризиса, негативно отразившегося на потребительской способности населения. Потребительская активность в Европе и США в последние полгода снижается, увлекая за собой показатели продаж ЦБК.

Наконец, негативное влияние на уровень цен оказал сезонный фактор. «В конце календарного года крупные мировые концерны стараются максимально освободить склады от товарных остатков с целью улучшить бухгалтерские балансы, – поясняет Постников. – В результате происходит массовая интервенция товарной целлюлозы по ценам ниже себестоимости на рынки Европы и мира».

Ценовые индексы FOEX PIX (мировые индикаторы рынка продукции ЦБП) снизились с начала года на 10-20%. Так, стоимость лиственной беленой целлюлозы упала с 635,5 евро за тонну в январе 2011 года до 496 евро в ноябре, чистоцеллюлозного крафтлайнера – с 603,7 до 551,6 евро за тонну. Учитывая затраты на транспортировку, этот уровень цен на целлюлозу соответствует 400-450 долларам за тонну на складе у российского производителя. Экспортные продажи при таких условиях глубоко убыточны, уверяют специалисты.

На быстрое исправление ситуации участники рынка не рассчитывают. «Скорее всего, в первой половине 2012 года спрос так и останется пониженным. Экспорт в Европу в следующем году, вероятно, снизится по сравнению с 2011-м», – прогнозирует Пол Херберт.

Больше не драйвер

Китай, в отличие от предыдущих лет, в 2011 году уже не был палочкой-выручалочкой для мировой ЦБП. Во второй половине 2009-го быстрый рост спроса со стороны Китая буквально вытянул индустрию со дна кризиса. Правительство КНР предприняло конкретные шаги, направленные на увеличение запасов практически всех видов сырья за счет долларовых резервов, скупая по дешевке в числе прочего товарную целлюлозу. Поднебесная превысила объем закупок в 2009-м по отношению к предыдущему году почти на 400 тыс. тонн, цены поползли вверх.

В тот период закупочные цены в Китае были выше европейских, что заставило российских производителей перейти от спотовых поставок целлюлозы в эту страну к постоянным, даже с отдаленных территорий. К примеру, группа «Илим» наладила поставки полуфабриката в Поднебесную с комбината в Коряжме. Но в 2011 году разницы между европейскими и китайскими ценами уже не было. «К концу года стоимость беленой эвкалиптовой целлюлозы из Бразилии составляла 530-550 долларов за тонну уже в китайских портах (без учета таможенной очистки для китайских потребителей), что делало продажи убыточными для производителей», – рассказывает Алексей Постников.

Тем не менее взоры экспортеров целлюлозы обращены именно в сторону Поднебесной. «Для нас в связи с территориальной близостью наших предприятий самым важным экспортным рынком является Китай – эта страна нуждается в целлюлозе из России, поэтому наш выбор логичен», – комментирует Пол Херберт. Он напоминает, что динамика спроса в Китае неуклонно росла в течение почти десяти лет. Спрос незначительно снизился только из-за финансового кризиса в 2008-2009 годах и продолжает снижаться сейчас из-за замедления европейской экономики. Пока падение в натуральном выражении незначительно, но, как сказано выше, оно уже сказалось драматическим образом на динамике мировых цен на целлюлозу.

«Наш прогноз на будущее – китайский рынок продолжит свой уверенный рост», – говорит Херберт. Однако независимые аналитики высказываются осторожнее. «Европа – крупнейший экспортный рынок Китая. Поэтому сохраняется некоторая обеспокоенность по поводу воздействия европейского финансового кризиса на этот рынок. Потребительская инфляция в Китае, как следствие различных политических действий в 2010 году, повлияла на снижение цен в августе – индекс потребительских цен упал на 6,2%. Это было обусловлено медленным ростом цен на продовольствие и сырье», – рассуждает аналитик компании Lesprom Network Игорь Новоселов. По его мнению, можно предположить, что Китай в следующем году вернется к своей роли драйвера роста стоимости целлюлозы. Тем более что суммарное количество мощностей по ее производству в мире не увеличивается. Но произойдет это лишь при условии восстановления мирового рынка.

Теснота растет

Исторически емкость внутреннего рынка целлюлозы не превышает четверти совокупной производственной мощности существующих в России целлюлозных заводов. В текущем году она еще более сократилась. Масштабный проект реконструкции «СТЕП», реализованный на Сыктывкарском ЛПК в 2007-2010 годах, стал причиной участия этого крупного предприятия в закупке целлюлозы на стороне. В настоящее время проект завершен и Сыктывкарский ЛПК не нуждается в сторонних поставщиках товарной целлюлозы. Высвободившиеся объемы продукции ввиду невостребованности на внутреннем рынке комбинаты вынуждены перенаправить на экспорт.

Однако в четвертом квартале 2011 года экономические пертурбации на Западе и Востоке развернули потоки. В связи с низкими ценами в Китае российские комбинаты из Сибири переориентировали продажи товарной целлюлозы на ограниченный внутренний рынок РФ. Одновременно мировые производители, расчищая складские запасы, проводили интервенции товарной целлюлозы в Россию по демпинговым ценам. Эти факторы негативно повлияли на ценообразование внутри страны. «Импортная целлюлоза в порту Санкт-Петербурга в настоящее время может быть куплена по 600 долларов за тонну. После таможенной очистки и перегрузки в вагоны это порядка 680 долларов за тонну плюс тариф на доставку потребителю. Это задает планку цен внутреннего рынка для отечественных комбинатов, но с трудом соответствует уровню безубыточности. Остаток рентабельности при таких ценах не выше 3-5%», – убежден Алексей Постников.

Для производителей бумаги и картона внутренний рынок, напротив, был и остается главным. «Доходность при поставках за пределы „домашнего“ рынка ниже в связи с более высокими расходами на логистику», – замечает Герхард Корнфельд. На рынках с относительно низким потреблением на душу населения, к которым относится и Россия, динамика сегмента офисной бумаги приблизительно коррелирует с ростом ВВП, дополняет он. (Официальный прогноз правительства РФ по росту ВВП в 2011 году составляет 4,1%, в 2012-м – 3,7%.)

По офсетным бумагам тренд неустойчивый. Очевидно, что потребность в бумаге для книгоиздания снижается из года в год. Так, по статистике экспертов, выручка от реализации в данном сегменте в России в рублевом выражении упала в 2010 году по сравнению с 2008-м на 6-8%, а в натуральном выражении – на 20%. «Эта тенденция, хоть и замедлившись, продолжилась в 2011 году», – признает Корнфельд. Кроме того, в книжном сегменте идет процесс перехода части изданий на менее качественную, но при этом менее дорогую бумагу с содержанием древесной массы. «К середине года стал понятен недостаточный спрос внутреннего рынка по писче-печатным видам бумаги. Архангельский ЦБК был вынужден неоднократно прибегать к остановке бумагоделательных машин по этой причине», – добавляет Постников.

Более позитивно оценивает ситуацию Пол Херберт, утверждающий, что «увеличение внутреннего спроса на бумагу и картон в течение 2011 года обеспечило некоторый рост цены и позволило перенаправить часть продукции экспортного рынка в Россию». При этом он отмечает: «В настоящее время рыночный спрос и цены остаются ниже показателей начала года. Мы прогнозируем, что в 2012-м динамика спроса не будет колебаться, но останется на низком уровне в первой половине года с постепенным ростом к его концу».

Рецессия плюс ВТО

Ответы на прямой вопрос «Можно ли сказать, что на мировом рынке продукции ЦБП уже ощущается приближение второй волны кризиса?» кардинально противоположны. «В Западной Европе наблюдаются серьезные предпосылки рецессии. Однако в остальном мире спрос остается здоровым. Определенно мы не ожидаем повторения кризиса уровня 2008-2009 годов», – обнадеживает Пол Херберт. «Можно в полной мере сказать, что ситуация до боли напоминает положение дел накануне кризиса 2008-2009 годов», – возражает Алексей Постников.

Развитие событий в мировой и российской ЦБП будет во многом зависеть от потребительского спроса в Европе и Китае. «Логика подсказывает, что цены в первом полугодии 2012 года должны идти в рост по мере уменьшения запасов на складах у переработчиков, так как производителям необходимо восстанавливать нормальный уровень рентабельности. Но этот сценарий сработает лишь при условии достаточно высокого потребления, в чем нельзя быть априори уверенным, учитывая экономические проблемы в зоне ЕС», – размышляет Постников.

По оценке Lesprom Network, по итогам 2011 года можно ожидать снижения мирового спроса на продукцию ЦБП на 10%, в 2012-м – еще на 5,5%. «Если сформулировать кратко, мы полагаем, что общемировые цены на продукцию ЦБП начнут расти с марта 2012 года на фоне продолжающегося общего снижения спроса», – поделился Игорь Новоселов. Повышение цен при этом будет обусловлено, на взгляд участников рынка, исключительно тем, что отрасль не может продолжать работать на пределе рентабельности и даже ниже этого предела.

Не проще обстоят дела с прогнозами относительно внутреннего рынка. С одной стороны, ожидания неплохие. Например, специалисты компании «Монди CЛПК» рассчитывают, что в следующем году рыночный рост в сегментах тарного картона и офисной бумаги составит 4%, бумаги для струйной и лазерной печати – 19 и 12% соответственно. В то же время элементы стагнации будут наблюдаться в нише офсетной и газетной бумаги. Герхард Корнфельд уточняет, что «на бизнес отечественных производителей целлюлозно-бумажной продукции огромное влияние могут оказать те или иные решения в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию».

Вступление в ВТО, намеченное на середину 2012 года, окажет определяющее влияние на внутренний рынок страны. Впрочем, степень этого воздействия пока зависит от того, какие договоренности будут достигнуты правительством и какими темпами будут сниматься таможенные «заборы». Хотя некоторые последствия очевидны уже в настоящее время. К примеру, нелегко придется производителям тарного картона, если будут снижены, а тем более отменены пошлины на ввоз этой продукции. Это приведет к резкому росту импорта более дешевых макулатурных сортов картона (тестлайнеров) в Россию.

Тем не менее повышение транспортных тарифов на грузоперевозки внутри страны ограничит влияние импортного картона – оно будет в полной мере ощутимо лишь вблизи границ и морских портов. То есть практически на всей территории СЗФО.

Другой вызов российской ЦБП более глобален. Чтобы заручиться поддержкой ЕС при решении вопроса о вступлении в ВТО, России пришлось смягчить свою позицию по экспорту леса. Напомним, что кампания по росту пошлин на круглый лес началась еще в 2006 году. Благодаря усилиям лоббистов с 1 января 2009-го экспортные пошлины на весь круглый лес достигли 25% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Однако довести их до заградительного уровня 80% помешал кризис 2008-2009 годов.

В 2012 году Россия договорилась сохранить пошлины на нынешнем уровне. «Уступки Финляндии и Швеции серьезно ослабят позиции отечественного целлюлозно-промышленного комплекса. Стоимость сырья для резидентов может начать повышаться в связи с вывозом кругляка в Северную Европу и Китай», – предполагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абазалов. На фоне перманентно растущих производственных затрат это может сильно осложнить жизнь отечественным комбинатам.  

Санкт-Петербург

Наиболее быстрый спад цен демонстрирует Китай, который в 2009 году стал ценовым драйвером мирового рынка целлюлозы
«Эксперт Северо-Запад» №49 (545)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама

    «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»

    «20 февраля 2018 года в Москве состоится круглый стол ««ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»

    Зеркало промышленности

    ​Отраслевые выставки – возможность получить представление о состоянии дел в конкретном секторе экономики

    Почему повышение производительности труда персонала – задача номер один?

    Что надо сделать, чтобы большая часть расходов на оплату труда не превращалась в пустую трату денег

    ИНТЕРЛАКОКРАСКА- 2018

    Весь цвет лакокрасочной промышленности с 27 февраля по 2 марта. Более 230 российских и зарубежных компаний презентуют свою продукцию и услуги на ежегодной выставке


    Реклама