Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Остаться в живых

2012
Фото: SUKHOI.SU

От редакции

Оборонно-промышленный комплекс был локомотивом экономики Советского Союза. Отрасль формировала спрос на научные разработки, предоставляла престижные рабочие места, обеспечивала самый существенный вклад в ВВП страны. С распадом СССР стал распадаться и советский ВПК. Предприятия теряли квалифицированные кадры, многие прекращали свою деятельность, преобразовываясь в промышленные площадки и склады. Выжить удалось немногим.

В последнее время об отрасли вспомнили. Предприятиям, работающим на оборонный комплекс страны, в ближайшие восемь лет предстоит освоить колоссальные средства – на закупку вооружения Россия готова потратить более 20 трлн рублей. «Рассчитываем, что инвестиции таких значительных ресурсов в оборонную промышленность будут способствовать модернизации всей российской экономики. Это всегда так было, во все времена и во всех странах», – расставил приоритеты на ближайшие годы глава правительства Владимир Путин.

Пока не очень понятно, насколько эффективно будут израсходованы отпущенные средства. Приведет ли столь масштабное вливание к росту конкурентоспособности в отрасли, восстановлению престижа российского ВПК, развитию военно-промышленных технологий. Последние шаги властей говорят о том, что у них есть желание поднять отрасль, сделать ее базой для будущей модернизации экономики страны. Но для этого необходимо создать эффективную систему распределения денег, чтобы средства доходили до предприятий, которые работают в отрасли.

Пока же ситуация с контрактацией государственного оборонного заказа (ГОЗ) оставляет желать лучшего. Система ГОЗ, через которую на заводы должны пролиться оборонные деньги, в текущем году дает сбои, как, впрочем, и в предыдущие годы. И если ситуация с размещением заказов на головных предприятиях улучшилась, то контрагенты – поставщики комплектующих оказались заброшенными. Они пребывают в полном неведении, рассчитывать ли им на работу по ГОЗ и финансирование или нет. На данный момент многие заводы по-прежнему не понимают, чего от них хотят заказчики, какой объем продукции будет востребован в этом году и по каким ценам государство готово закупать продукцию. А пока проблемы с ГОЗ уже приводят к тому, что предприятия начинают сокращать объемы выпуска военной продукции, ищут гражданских заказчиков, уходят в другие технологические ниши. Так недолго и окончательно растерять потенциал советской оборонки.

Чтобы предотвратить утрату существующих предприятий ОПК, на государственном уровне предпринимаются меры. Основными инструментами реанимации должны стать федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» и законопроект «О государственном оборонном заказе». Планируется, что уже в мае Госдума приступит к рассмотрению законопроекта по ГОЗ, который направлен на формирование прозрачной и понятной системы их контрактации. На данном этапе важно, чтобы в документе были учтены проблемы промышленников, в том числе контрагентов.

И, наверное, было бы правильно, если бы городские чиновники поучаствовали в отстаивании интересов петербургских оборонщиков и помогли донести их проблемы до федеральных чиновников. Ведь в Петербурге насчитывается 150 крупных и средних организаций, формирующих основу оборонно-промышленного комплекса, на которых занято около 500 тыс. человек, работающих на экономику города.

«Эксперт Северо-Запад» №16 (562)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама